Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1099-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Демидовой Альмиры Маратовны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 26, 27, 29 и 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. N 1099-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ ДЕМИДОВОЙ АЛЬМИРЫ МАРАТОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 157 ЖИЛИЩНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТАМИ 26, 27, 29 И 30
ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 3 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2
К ПРАВИЛАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки А.М. Демидовой,
установил:
1. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.М. Демидова утверждает, что названные законоположения, а также находящиеся с ними в нормативном единстве пункты 26, 27, 29 и 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306) и подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307) в части, возлагающей на граждан обязанность оплачивать коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в конкретной квартире, с учетом данных коллективных (общедомовых) приборов учета, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18 и 19 (часть 1).
По мнению заявительницы, оспариваемые положения предоставляют Правительству Российской Федерации неограниченные полномочия в области правового регулирования порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, допускают двусмысленное толкование понятия "коммунальная услуга" и неоднозначное его применение при определении размера платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества многоквартирного дома, что влечет возложение на граждан-потребителей обязанности дважды оплачивать коммунальные ресурсы (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ), израсходованные на содержание общего имущества многоквартирного дома, - в составе платы за коммунальные услуги и в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из представленных материалов, Верховный Суд Российской Федерации решением от 17 июля 2008 года оставил без удовлетворения заявление А.М. Демидовой о признании недействующими пунктов 26, 27, 29 и 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, а определением от 21 июля 2008 года отказал в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации ее надзорной жалобы на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2006 года и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 года по делу по заявлению гражданина Ю.В. Двойрина о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. В обоих случаях Верховный Суд Российской Федерации признал, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону, каковым в данном случае является Жилищный кодекс Российской Федерации.
2. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющая общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них (т.е. осуществляющая содержательное регулирование соответствующих отношений), одновременно возлагает на Правительство Российской Федерации полномочие по определению особенностей их предоставления, в том числе с использованием показаний различных приборов учета (определения от 21 ноября 2008 года N 975-О-О и от 16 апреля 2009 года N 570-О-О). Во исполнение данного полномочия Правительством Российской Федерации принят ряд Постановлений, в том числе от 23 мая 2006 года N 306 и от 23 мая 2006 года N 307.
2.1. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации возможность принятия Правительством Российской Федерации нормативных актов, регламентирующих предоставление коммунальных услуг, непосредственно вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1), и не может расцениваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод (определения от 24 ноября 2005 года N 510-О, от 12 ноября 2008 года N 975-О-О).
Соответственно, оспариваемые А.М. Демидовой положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года), наделяющие Правительство Российской Федерации полномочиями по детализированию установленного данной статьей нормативного регулирования, не могут рассматриваться как нарушающие права заявительницы.
2.2. Как следует из частей 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 36 и статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 на основании части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года), предусматривает затраты на освещение помещений общего пользования (подпункт "б"), на обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования (подпункт "в"), на уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт "г"), на содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "ж"), на текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (подпункт "з").
При этом Министерство регионального развития Российской Федерации, разъясняя на основании полномочия, предоставленного ему пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, вопрос об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению, исходит из того, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (письмо от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/07).
Вместе с тем в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги исходя из их фактического потребления.
2.3. Из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и находящихся с ними во взаимосвязи соответствующих положений постановлений Правительства Российской Федерации следует, что - вопреки утверждению заявительницы - нет оснований считать двойной оплату потребителем коммунальных ресурсов, израсходованных на содержание общего имущества многоквартирного дома (как в составе платы за коммунальные услуги, так и в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома).
Проверка правильности осуществляемых на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчетов коммунальных платежей, а также объективности и достоверности сведений, касающихся учета расходов соответствующих коммунальных ресурсов, на чем, по сути, настаивает заявительница, связана с оценкой фактических обстоятельств, от чего Конституционный Суд Российской Федерации, решающий в процессе конституционного судопроизводства исключительно вопросы права, обязан воздерживаться во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (части третья и четвертая статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Демидовой Альмиры Маратовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН