Определение Конституционного Суда РФ от 03.03.2015 N 431-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горбачевой Натальи Борисовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части 1.3 статьи 10 Федерального закона О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей и абзацем четвертым пункта 10(4) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 марта 2015 г. N 431-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ ГОРБАЧЕВОЙ НАТАЛЬИ БОРИСОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 ЧАСТИ 1.3 СТАТЬИ 10

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ" И АБЗАЦЕМ ЧЕТВЕРТЫМ ПУНКТА

10(4) ПРАВИЛ НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ (ЧАСТИ СРЕДСТВ)

МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА НА УЛУЧШЕНИЕ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Н.Б. Горбачевой,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.Б. Горбачева оспаривает конституционность следующих нормативных положений:

пункта 3 части 1.3 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", согласно которому средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат, на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 данной статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованного в установленном законом порядке письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей);

абзаца четвертого пункта 10(4) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862), в соответствии с которым в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 года, или на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, проведенную после 1 января 2007 года, независимо от даты возникновения права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, подвергшийся реконструкции, осуществленные лицом, получившим сертификат, или супругом лица, получившего сертификат, с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) данных Правил, лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 данных Правил, представляет засвидетельствованное в установленном порядке письменное обязательство лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

Как следует из представленных материалов, 30 января 2008 года Н.Б. Горбачевой был выдан сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. 15 октября 2008 года Н.Б. Горбачева и ее супруг - гражданин Г. приобрели в общую совместную собственность по договору купли-продажи земельный участок, на котором в 2010 году построили двухэтажный жилой дом.

31 мая 2011 года брак между супругами был расторгнут и на основании судебного решения произведен раздел их общего совместного имущества: за каждым бывшим супругом признано право собственности на 1/2 долю земельного участка и построенного на нем жилого дома.

20 апреля 2012 года Н.Б. Горбачева вступила в брак с гражданином М., а 13 июня 2013 года - подарила своим дочерям Ш. и Г. по 15/100 долей каждой в праве общей долевой собственности на земельный участок и построенный на нем жилой дом, в результате чего сособственниками указанного недвижимого имущества стали сама заявительница, две ее дочери и бывший супруг.

2 августа 2013 года Н.Б.Горбачева обратилась с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении их на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома, построенного в 2010 году на приобретенном земельном участке, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, которое решением от 30 августа 2013 года в удовлетворении ее требований отказало, сославшись на то, что вопреки положениям Федерального закона "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий Н.Б. Горбачева не представила письменное обязательство ее бывшего супруга (собственника 1/2 доли в праве собственности на жилой дом) оформить указанный объект в общую собственность в том числе с ее нынешним супругом - гражданином М.

Решением Фрунзенского районного суда города Иваново от 8 ноября 2013 года, оставленным без изменения определениями судов апелляционной и кассационной инстанций, Н.Б. Горбачевой было отказано в признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации незаконным. Суды исходили, в частности, из того, что направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий возможно в отношении жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты), но не в отношении доли в праве собственности на жилое помещение, сособственниками которого являются иные лица, не имеющие права на использование средств материнского семейного капитала.

По мнению заявительницы, примененные в ее деле пункт 3 части 1.3 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и абзац четвертый пункта 10(4) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий не соответствуют статьям 7, 15, 17, 19, 35, 38 - 40 и 45 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они ограничивают ее право на направление средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), поскольку, во-первых, устанавливают в качестве условия реализации данного права необходимость выделения доли в таком жилом доме ее нынешнему супругу, не принимавшему участия в приобретении (строительстве) жилого дома и не являющемуся отцом ни одного из ее детей; во-вторых, не дают четкого определения понятия "объект индивидуального жилищного строительства".

2. Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы и объем предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе установление конкретных гарантий и круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя. При этом осуществление государством указанной обязанности предполагает учет особенностей положения тех категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

2.1. Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала. При этом, поскольку право на получение материнского (семейного) капитала непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями государства, условия его предоставления определяются законодателем в рамках его компетенции.

В частности, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:



1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе для улучшения жилищных условий, а именно:

на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат;

правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации (статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").

В целях предотвращения нецелевого использования средств материнского (семейного) капитала названным Федеральным законом установлено, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению; в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала может быть отказано в том числе в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (часть 2 статьи 8, часть 4 статьи 10).

Кроме того, согласно Правилам направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, осуществленное лицом, получившим сертификат, или супругом лица, получившего сертификат, с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) данных Правил, лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 данных Правил, представляет засвидетельствованное в установленном порядке письменное обязательство лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала, если данный объект еще не оформлен в общую долевую собственность указанных лиц (абзацы первый и четвертый пункта 10(4).

2.2. Определяя круг лиц, в собственность которых должен быть оформлен объект индивидуального жилищного строительства, указанные положения Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий следует рассматривать в системной связи с иными нормами данных нормативно-правовых актов, в том числе с частью 4 статьи 10 названного Федерального закона, в силу которой жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей.

Из этого следует, что правами собственников объекта индивидуального жилищного строительства, на компенсацию затрат по строительству (реконструкции) которого будут направлены средства материнского (семейного) капитала, должны, по смыслу оспариваемых норм, обладать по крайней мере сама получательница сертификата на материнский (семейный) капитал, ее дети, а также ее супруг, являющийся отцом детей (ребенка). Соответственно, супруг получательницы сертификата в обязательном порядке должен быть включен в число участников общей долевой собственности на объект индивидуального жилищного строительства только в том случае, если он является отцом ее детей (ребенка).

При этом оспариваемые нормы Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, рассматриваемые в системе действующего правового регулирования, в том числе в системной связи с нормами гражданского законодательства, регулирующими отношения участников общей собственности (глава 16 ГК Российской Федерации), не препятствуют получению средств материнского (семейного) капитала для целей их направления на улучшение жилищных условий, а именно на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, доли в праве собственности на который принадлежат получательнице сертификата и ее детям.

Вместе с тем улучшение жилищных условий семьи лица, получившего сертификат, не должно происходить за счет нарушения прав и законных интересов третьих лиц, которые стали сособственниками данного объекта до обращения соответствующего лица с заявлением о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

2.3. Используемое в пункте 3 части 1.3 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и абзаце четвертом пункта 10(4) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий понятие "объект индивидуального жилищного строительства" в системе действующего законодательства, вопреки мнению заявительницы, обладает достаточной степенью определенности.

Так, анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При отсутствии иного законодательного определения приведенное определение объекта индивидуального жилищного строительства может применяться и в иных правоотношениях (за исключением требования к этажности, которое имеет отношение к решению вопросов о необходимости подготовки проектной документации и проведения ее экспертизы в целях обеспечения безопасности объекта строительства и его соответствия строительным нормам и правилам - письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 12 октября 2007 года N СП/0617 "Об объекте индивидуального жилищного строительства").

Данное понимание объекта жилищного строительства согласуется с положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилой дом (равно как и часть жилого дома) является одним из видов жилых помещений (пункт 1 части 1), при этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2).

3. Таким образом, оспариваемые Н.Б. Горбачевой нормы не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права.

Соответственно, ее жалоба, как не отвечающая, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению.

При этом не исключается право федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - изменения, направленные на совершенствование правового механизма реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, в особенности применительно к тем случаям, когда один из супругов не является родителем детей (ребенка) и/или не участвует в строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства.

Выяснение же фактических обстоятельств дела, равно как и проверка законности и обосновании судебных решений, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относятся (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горбачевой Натальи Борисовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН