Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 423-О "По запросу Конституционного суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона О ветеранах"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2003 г. N 423-О
ПО ЗАПРОСУ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА
9 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Конституционного суда Республики Татарстан,
установил:
1. В производстве Конституционного суда Республики Татарстан находится дело по жалобе гражданина Н.И. Седойкина на нарушение его конституционных прав и свобод Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года N 4 "Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий" (с последующими изменениями).
Как установил Конституционный суд Республики Татарстан, при решении вопроса о предоставлении гражданину Н.И. Седойкину (на которого согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" распространяются льготы по материально-бытовому обеспечению, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны) в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" льготы по оплате коммунальных услуг (в том числе за пользование газом) в размере 50 процентов, органы социальной защиты населения и организация - поставщик газа с сентября 2001 года не стали включать в число пользователей данной льготы совместно проживающих с заявителем членов его семьи (дочь и внучку). При этом они руководствовались, в частности, разъяснением "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20) и письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 8299-ГК, тогда как ранее соответствующие льготы предоставлялись гражданину Н.И. Седойкину и членам его семьи на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 в соответствии с Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 (пункт 17).
Придя к выводу о том, что положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" (в редакции от 6 мая 2003 года), согласно которому инвалидам войны предоставляются льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), противоречит статьям 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку - по смыслу, придаваемому этому положению сложившейся правоприменительной практикой, - названные льготы не распространяются на членов семей бывших несовершеннолетних узников фашизма (приравненных по материально-бытовому обеспечению к инвалидам Великой Отечественной войны), Конституционный суд Республики Татарстан обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности.
2. Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Реализуя указанные конституционные положения, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.
Конституционно-правовой смысл нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", устанавливающей льготы по оплате коммунальных услуг, выявляется с учетом ее взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона, а также с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, из которых согласно статье 11 того же Федерального закона состоит законодательство Российской Федерации о ветеранах (пункт 1).
Как это прямо закреплено в пункте 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих с принятием названного Федерального закона отменено не было, что является подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот для инвалидов Великой Отечественной войны и проживающих совместно с ними членов их семей.
Следовательно, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 указанные льготы должны распространяться не только на бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, но и на совместно проживающих с ними членов их семей. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств.
При этом федеральный законодатель вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е", "з"), 39, 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений, как вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (статья 1, часть 1; статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений статей 1 и 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Таким образом, само по себе оспариваемое положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" - во взаимосвязи с положениями статьи 11 того же Федерального закона, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, - не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны или с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма членов их семей. Иное истолкование оспариваемого положения противоречило бы его конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении.
Что касается утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", а также письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 8299-ГК, то они являются ведомственными документами, и их проверка на соответствие федеральным законам в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении и являющимся в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" общеобязательным.
2. Признать запрос Конституционного суда Республики Татарстан не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ