Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2532-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Дьяковой Дины Ивановны, Сабадаш Лидии Николаевны и других на нарушение их конституционных прав статьей 2 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации и частью 4 статьи 9 Федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2014 г. N 2532-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАН ДЬЯКОВОЙ ДИНЫ ИВАНОВНЫ, САБАДАШ ЛИДИИ НИКОЛАЕВНЫ
И ДРУГИХ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" И ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ОПЛАТЫ ТРУДА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
(ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи М.И. Клеандрова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы граждан Д.И. Дьяковой, Л.Н. Сабадаш и других,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Д.И. Дьякова, Л.Н. Сабадаш, Н.П. Семова и Л.М. Яхнова оспаривают конституционность следующих законоположений:
статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которая распространяет на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию, действие статьи 15 (за исключением пункта 3) и пунктов 5 и 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (часть первая); на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности, - действие абзацев первого и третьего пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (часть вторая), а также предусматривает, что пожизненное содержание этим лицам выплачивается за счет средств федерального бюджета из расчета должностного оклада судьи соответствующего уровня, оклада за квалификационный класс (если он был присвоен) и ежемесячной доплаты за выслугу лет; выплаты производятся в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства (часть третья);
части 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", согласно которой судье, пребывающему в отставке на день вступления в силу данного Федерального закона, установленный размер ежемесячного пожизненного содержания подлежит перерасчету исходя из размеров ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему по соответствующей должности судье; при этом перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу производится согласно таблице соответствия, предусмотренной частью 1 данной статьи, определение размеров ежемесячной доплаты за выслугу лет производится в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона).
Как следует из представленных материалов, заявителям, прекратившим исполнение полномочий по должности судьи до вступления в силу Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (Д.И. Дьякова с 15 мая 1990 года была отчислена из штата Хабаровского районного народного суда в связи с окончанием срока полномочий председателя данного суда; в связи с окончанием срока полномочий Л.Н. Сабадаш с 21 июня 1982 года освобождена от обязанностей народного судьи Амурского городского народного суда Хабаровского края, а Н.П. Семова с 15 мая 1990 года - от должности народного судьи Центрального районного народного суда города Комсомольска-на-Амуре; Л.М. Яхнова 21 июня 1982 года переведена с должности народного судьи Амурского городского народного суда Хабаровского края на работу в государственную организацию), было установлено ежемесячное пожизненное содержание.
После вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ заявителям был произведен перерасчет ежемесячного пожизненного содержания с учетом ежемесячного денежного поощрения, а его выплата в повышенном размере произведена за январь и февраль 2013 года. Затем решение о перерасчете было отменено как ошибочное.
Решениями Центрального районного суда города Хабаровска, оставленными без изменения апелляционными определениями судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда, со ссылками на оспариваемые нормы в удовлетворении требования о перерасчете ежемесячного пожизненного содержания заявителям было отказано.
По мнению заявителей, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности ее статье 19 (части 1 и 2) во взаимосвязи со статьями 7, 15, 18 и 39, поскольку устанавливают различные правила определения размера ежемесячного пожизненного содержания в зависимости от времени прекращения полномочий по должности судьи (выхода в отставку) - до или после вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
2. В целях обеспечения осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом Конституция Российской Федерации устанавливает основы статуса судей как носителей судебной власти, закрепляет независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривает их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающие гарантией независимости судей, неотъемлемым элементом их конституционного статуса (статьи 119, 120 - 122 и 124).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный статус судьи, будучи одной из гарантий надлежащего осуществления правосудия, включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что дает основания для предъявления к судьям и особых требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности (постановления от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П).
2.1. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", закрепляя в развитие конституционных положений гарантии независимости судей, относит к их числу право судьи на отставку (т.е. почетный уход или почетное удаление судьи с должности), а также предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу (статьи 9 и 15). Определяя статус судьи в отставке, названный Закон устанавливает, что за лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, ему выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предоставляются иные гарантии и льготы (пункты 1, 3 - 5 статьи 15, абзацы второй - четвертый пункта 1, пункты 4 и 5 статьи 19, абзац второй пункта 2 и пункт 4 статьи 20).
Предоставление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания в рамках специального механизма их пенсионного обеспечения выступает дополнительной гарантией надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями и установленными для судей запретами и ограничениями, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 года N 9-П и от 19 ноября 2012 года N 27-П).
Таким образом, право на получение ежемесячного пожизненного содержания законодатель связывает с приобретением статуса судьи в отставке, а целевое назначение данной выплаты - исходя из того, что ее размер исчисляется из ежемесячного денежного вознаграждения судьи, работающего по соответствующей должности, с учетом продолжительности стажа работы в качестве судьи, ее увеличение (индексация) обусловлено увеличением (индексацией) должностных окладов судей, - заключается в предоставлении судьям и после ухода в отставку материального обеспечения, отвечающего их высокому статусу.
2.2. Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" было распространено федеральным законодателем на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию, а действие абзаца первого пункта 5 данной статьи, кроме того, - на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, и на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3133-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ). Тем самым - в изъятие из общего правила о назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, - право на получение ежемесячного пожизненного содержания вместо пенсии приобрели и названные категории судей, прекратившие осуществление судейских полномочий до введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и не имевшие статуса судьи в отставке.
Распространяя право на получение ежемесячного пожизненного содержания на судей, до принятия Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" прекративших полномочия в силу объективной невозможности оставаться на должности судьи в связи с пенсионным возрастом, инвалидностью, истечением срока полномочий либо переводом на работу в иные государственные органы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 года N 7-О), законодатель, таким образом, стремился создать для них льготный режим реализации права на пенсионное обеспечение - несмотря на то, что их пенсионные права формировались в период, когда законодательство не предусматривало специального механизма пенсионного обеспечения судей и пенсии им назначались на общих основаниях.
2.3. Различия в порядке и условиях формирования пенсионных прав судей в отставке и судей, прекративших свои полномочия до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", предопределяют возможность установления для них и различных правил определения размера ежемесячного пожизненного содержания. Так, ежемесячное пожизненное содержание судьям в отставке исчисляется из ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи (пункт 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ), в то время как для судей, прекративших свои полномочия до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", его размер определяется из расчета должностного оклада судьи соответствующего уровня, оклада за квалификационный класс (если он был присвоен) и ежемесячной доплаты за выслугу лет (часть третья статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ).
Следовательно, распространяя на судей, прекративших свои полномочия до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", право на ежемесячное пожизненное содержание, законодатель предусмотрел возможность реализации названного права лишь в том объеме, в каком были сформированы их пенсионные права с учетом осуществления деятельности по отправлению правосудия в период до вступления в силу названного Закона. Тем самым законодатель, действуя в пределах своих дискреционных полномочий, признал за ними право на ежемесячное пожизненное содержание в объеме, определенном посредством исчисления его размера исходя из должностного оклада судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и за выслугу лет, которые на момент вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" выступали обязательными (постоянными) элементами заработной платы судьи и не могли быть уменьшены.
2.4. Федеральным законом от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ в состав заработной платы судьи была дополнительно включена 50-процентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, а также предусмотрена возможность установления судьям иных выплат, определенных законами и другими нормативными правовыми актами.
Впоследствии перечень выплат, входящих в состав заработной платы судьи, статьей 2 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в первоначальной редакции) был расширен за счет включения в него надбавок за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежных поощрений (премий) по итогам работы за квартал и год, стоимости продовольственного пайка (если он не выдавался в натуральном виде).
Однако изменения состава заработной платы судей не повлекли за собой изменение порядка определения размера ежемесячного пожизненного содержания для судей, прекративших свои полномочия до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
2.5. С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ, направленный на реформирование системы оплаты труда судей всех судов Российской Федерации. При этом были внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 1 статьи 19 данного Закона в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ, ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.
Исчисление размера ежемесячного пожизненного содержания для судей, уходящих в отставку, после вступления в силу указанных изменений осуществлялось с учетом вновь введенных выплат, кроме того, был предусмотрен перерасчет ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания. Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ судье, пребывающему в отставке на день его вступления в силу, установленный размер ежемесячного пожизненного содержания подлежит перерасчету исходя из размеров ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему по соответствующей должности судье; перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу производится согласно таблице соответствия, предусмотренной частью 1 той же статьи, а определение размеров ежемесячной доплаты за выслугу лет - в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ.
Действие названных норм не было распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, и лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности. Не были внесены и какие-либо изменения в правила определения размера ежемесячного пожизненного содержания для судей, прекративших свои полномочия до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", за которыми право на данную выплату было признано законодателем в пределах его дискреционных полномочий в том объеме, в каком были сформированы их пенсионные права с учетом осуществления деятельности по отправлению правосудия в период до вступления в силу указанного Закона, а именно в объеме, определенном посредством исчисления размера ежемесячного пожизненного содержания исходя из должностного оклада судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и за выслугу лет, которые на момент вступления в силу указанного Закона Российской Федерации выступали обязательными (постоянными) элементами заработной платы судьи и не могли быть уменьшены.
Таким образом, при изменении Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ правового регулирования оплаты труда судей Российской Федерации были сохранены различия в порядке определения размера ежемесячного пожизненного содержания для судей, пребывающих в отставке, и судей, прекративших свои полномочия до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", что само по себе не может расцениваться как не совместимое с требованиями конституционного принципа равенства.
Кроме того, увеличение (индексация) ежемесячного пожизненного содержания судьям, прекратившим свои полномочия до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", производится на общих основаниях, т.е. в размерах и в сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) должностных окладов судей, чем гарантируется поддержание уровня их материального обеспечения.
При таких обстоятельствах оспариваемые заявителями законоположения не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
Этим, однако, не исключается право федерального законодателя в процессе совершенствования правового регулирования установить единые правила исчисления ежемесячного пожизненного содержания для судей, пребывающих в отставке, и судей, прекративших свои полномочия до вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Дьяковой Дины Ивановны, Сабадаш Лидии Николаевны и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН