Определение Конституционного Суда РФ от 12.11.2008 N 1048-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Томска о проверке конституционности пункта 3 статьи 14 Федерального закона О ветеранах"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2008 г. N 1048-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ТОМСКА
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 14
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Советского районного суда города Томска,
установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Советский районный суд города Томска оспаривает конституционность пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). По мнению заявителя, названное законоположение в нарушение конституционного принципа равенства вводит необоснованные различия в социальной защите инвалидов из числа военнослужащих в зависимости от основания получения инвалидности и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как следует из запроса, в Советский районный суд города Томска обратился гражданин В.В. Кулевич, признанный инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, с иском к Военному комиссариату Томской области, Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Томске и Главному бюро медико-социальной экспертизы по Томской области о признании за ним права на льготы, установленные для инвалидов вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, а также о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как инвалиду войны согласно статье 23.1 Федерального закона "О ветеранах". В удовлетворении указанных требований ему было отказано со ссылкой на пункт 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", как не распространяющий меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны, на военнослужащих, инвалидность которых связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
2. Конституция Российской Федерации, возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Правовое регулирование социальной защиты граждан - компетенция федерального законодателя, который, располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты и выборе критериев их дифференциации, во всяком случае связан конституционным принципом равенства, предполагающим, что при равных условиях субъектам права должны обеспечиваться одинаковые гарантии социальной защиты. Вместе с тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, данный принцип не исключает дифференциацию правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, если критерии такой дифференциации объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О).
2.1. В рамках правового регулирования социальной защиты ветеранов федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, предусмотрел в Федеральном законе "О ветеранах" и меры социальной поддержки инвалидов войны (статья 14). Согласно статье 4 названного Федерального закона к инвалидам войны относятся, в частности, военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в данном Федеральном законе, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий.
Избрав в качестве общего (объединяющего) критерия выделения категории инвалидов войны получение военнослужащими, а также приравненными к ним лицами ранения, контузии, увечья или заболевания при исполнении воинского долга по защите Отечества и при исполнении обязанностей военной службы в условиях боевых действий, федеральный законодатель - с учетом специфики прохождения военной службы и службы в правоохранительных органах, предполагающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, - распространил на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при выполнении этих задач, меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны (пункт 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах").
Такое правовое регулирование, основанное на объективно схожих условиях, в которых находятся военнослужащие и приравненные к ним лица, исполняющие служебные обязанности в районах боевых действий, и лица, обеспечивающие охрану общественного порядка и безопасность, направлено на повышение социальной защиты указанной категории граждан путем предоставления им дополнительных льгот, что не может расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод другой категории граждан - военнослужащих, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно пунктом 2 части первой его статьи 13, военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие участия в выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, выделены в самостоятельную категорию лиц, подлежащих социальной защите, что обусловлено особым характером отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Возмещение вреда и меры социальной поддержки предусмотрены для этой категории граждан статьей 15 данного Закона.
2.2. Таким образом, пункт 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как нарушающий закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип равенства (статья 19, части 1 и 2) и гарантированные ее статьей 39 (часть 1) социальные права граждан, в том числе военнослужащих, инвалидность которых связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Томска, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ