Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2627-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуляева Василия Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями постановления Правительства Российской Федерации Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2015 г. N 2627-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ГУЛЯЕВА ВАСИЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА
ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В ВЫСЛУГУ,
ДАЮЩУЮ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ В СВЯЗИ С ЛЕЧЕБНОЙ
И ИНОЙ РАБОТОЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, И ПРАВИЛ
ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ
ЛЕТ В СВЯЗИ С ЛЕЧЕБНОЙ И ИНОЙ РАБОТОЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ" И СПИСКА ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ
ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В ВЫСЛУГУ, ДАЮЩУЮ ПРАВО НА ПЕНСИЮ
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ В СВЯЗИ С ЛЕЧЕБНОЙ И ИНОЙ
РАБОТОЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Гуляева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Гуляев оспаривает конституционность следующих положений:
вводной части постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" следующего содержания: "В соответствии со статьями 81 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:";
пункта 3 данного постановления Правительства Российской Федерации, которым установлено, в частности, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного Постановления;
пункта 21 раздела "Наименование учреждений" утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, с указанием санаториев, работа в которых засчитывается в выслугу.
Кроме того, заявитель оспаривает конституционность толкования судами общей юрисдикции части третьей статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Как следует из представленных материалов, правоприменители, в том числе суды общей юрисдикции, отказали заявителю во включении в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов (после 1 ноября 1999 года) его работы в должности врача-психотерапевта, врача-рефлексотерапевта в санатории-профилактории ОАО "Волгоградгидрострой", поскольку названный санаторий являлся учреждением терапевтического профиля, не поименованного в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также работы в должности врача психиатра-нарколога в Волгоградской областной психиатрической больнице N 6, поскольку она осуществлялась на условиях неполного рабочего времени.
По мнению заявителя, оспариваемые им положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и утвержденного им Списка противоречат статьям 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 54 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку их применение судами общей юрисдикции при рассмотрении его дела не позволило засчитать в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды осуществления такой деятельности после 1 ноября 1999 года в санатории иного профиля, помимо перечисленных в пункте 21 "Наименование учреждений" оспариваемого Списка. Кроме того, заявитель полагает, что при разрешении его дела подлежала применению часть третья статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации, а вынесенное судом без учета ее положений решение ухудшает условия его пенсионного обеспечения, что противоречит статьям 7, 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 38 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (как и предоставление им трудовой пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет, предусматривавшихся ранее действовавшим законодательством) направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются и различия осуществления трудовой деятельности в разных условиях, в том числе выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, или работы на условиях неполного рабочего времени, а также в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете условий труда, особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения им пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование предусматривалось ранее действовавшим пенсионным законодательством (Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, основано на оценке характера труда и его условий, в том числе в зависимости от вида и профиля соответствующего учреждения, и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов трудовой деятельности, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (с 1 января 2015 года - страховая пенсия по старости), что исключает возможность их произвольного истолкования.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которым определило порядок применения соответствующих списков и правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Так, согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности врача санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности врачей-специалистов санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические). Названное постановление Правительства Российской Федерации утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, применяется в настоящее время и предусматривает аналогичное правовое регулирование.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности врачей санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне, профилей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Кроме того, пункт 4 примененных в деле заявителя Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516), согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости (в настоящее время - страховой пенсии по старости), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, направлен на учет условий осуществления трудовой деятельности, сопряженной с повышенными психофизическими нагрузками, в равной мере распространяется на всех работников и сам по себе не может расцениваться как ограничивающий права граждан на пенсионное обеспечение.
Проверка же законности и обоснованности принимаемых правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности выбора норм, подлежащих применению при разрешении конкретного дела, в частности, разрешение вопроса о возможности применения направленной на регулирование трудовых отношений части третьей статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации при исчислении стажа работы, дающей право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуляева Василия Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН