Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 815-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества Эмир на нарушение конституционных прав и свобод положением части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. N 815-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЭМИР" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЕМ ЧАСТИ 9
СТАТЬИ 19.5 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ЗАО "Эмир" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "Эмир" оспаривает конституционность положения части 9 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, согласно которому невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица от 21 мая 2014 года заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, и ему был назначен административный штраф в размере пятисот тысяч рублей. Решением Арбитражного суда Саратовской области, оставленным без изменений постановлениями судов вышестоящих инстанций, в удовлетворении требований заявителя о признании указанного постановления незаконным и его отмене было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует статьям 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 46 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не допускает назначение административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующей статьи.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П ряд положений Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающих минимальный размер административного штрафа, который применяется в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", определил особый порядок исполнения данного Постановления. В частности, до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений Конституционный Суд Российской Федерации допустил возможность в исключительных случаях и только в судебном порядке снижать размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Тем самым оспариваемое законоположение с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в сохраняющем свою силу Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, не препятствовало арбитражному суду при установлении размера наказания учитывать все имеющие значение для дела обстоятельства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в его конкретном деле в указанном им аспекте.
Кроме того, Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ, принятым, как следует из пояснительной записки к его проекту, в целях приведения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, статья 4.1 "Общие правила назначения административного наказания" КоАП Российской Федерации была дополнена новыми законоположениями, в соответствии с которыми при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2); при назначении административного наказания в этом случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3).
Таким образом, вопрос, поставленный заявителем перед Конституционным Судом Российской Федерации, был разрешен по существу федеральным законодателем.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 3 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Эмир", поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН