Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 731-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Толкуновой Камилии Романовны на нарушение ее конституционных прав частью 13 статьи 3 Федерального закона О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. N 731-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ ТОЛКУНОВОЙ КАМИЛИИ РОМАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 13 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки К.Р. Толкуновой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка К.Р. Толкунова оспаривает конституционность части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", предусматривающей, что при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, и устанавливающей размеры таких компенсаций.
Как следует из представленных материалов, К.Р. Толкунова в период Великой Отечественной войны находилась в партизанском отряде подпольной организации и принимала участие в боевых действиях, а в настоящее время она признана инвалидом II группы с причиной инвалидности "военная травма". С 1 августа 2013 года решением Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области заявительнице была прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного ее здоровью, назначенной в соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 1 января 2012 года (момента вступления его в силу).
Судебной коллегией по гражданским делам Курского областного суда от 1 июля 2014 года было принято решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных прокурором Суджанского района Курской области в интересах К.Р. Толкуновой, в частности о признании права заявительницы на получение ежемесячной денежной компенсации и о признании действий Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области, выразившихся в прекращении выплаты данной компенсации, незаконными, поскольку партизаны не могут быть отнесены к числу лиц, проходивших военную службу и имеющих право на получение компенсаций, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует преамбуле, статьям 1 (часть 1), 2, 7, 19, 21, 39, 46, 55, 59 (часть 1), 71 и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает возможность отнесения к числу военнослужащих, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, и признанных инвалидами вследствие военной травмы, несмотря на то что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" указанные лица, как и военнослужащие, проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в данный период в районах боевых действий, относятся к одной категории - инвалиды войны.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты. При этом отдельные меры социальной защиты могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации в рамках его функций, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Стремясь в максимальной степени учесть заслуги перед народом и Отечеством поколения, победившего в Великой Отечественной войне и принявшего на себя все ее тяготы, законодатель установил в Федеральном законе "О ветеранах" правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. При этом с целью обеспечения повышенной социальной защиты лиц, которые при исполнении долга по защите Отечества получили ранение, контузию, увечье или заболевание, повлекшие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма и, соответственно, инвалидность, он выделил их в особую категорию - инвалиды Великой Отечественной войны (статья 4). Лица, признанные инвалидами вследствие военной травмы из числа партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, наряду с военнослужащими, в том числе уволенными в запас (отставку), проходившими военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившимися в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, были отнесены федеральным законодателем к указанной категории с предоставлением им права на соответствующие меры социальной поддержки, в том числе ежемесячную денежную выплату, предусмотренные для инвалидов войны (статья 14 и подпункт 1 пункта 4 статьи 23.1).
Кроме того, указанным лицам, как инвалидам войны, предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (статьи 6.1 и 6.2) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", а также иные меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам Великой Отечественной войны, в том числе на уровне субъекта Российской Федерации.
Для лиц, осуществляющих служебные обязанности, включая обязанности военной службы, в связи с выполнением конституционно значимых функций федеральный законодатель в силу предписаний статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии социальной защиты, в том числе в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения службы. Так, учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки в случае признания их инвалидами вследствие военной травмы и компенсации последствий изменения материального и социального статуса в связи с установлением инвалидности на уровне, соразмерном получаемому в период службы денежному довольствию, в части 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" - с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 мая 2011 года N 8-П, - предусмотрено право этих лиц, которым установлена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (т.е. в результате военной травмы), на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью.
Следовательно, оспариваемая К.Р. Толкуновой часть 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", являясь элементом публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью лиц, исполнявших обязанности военной службы, созданного федеральным законодателем в системе действующего правового регулирования в пределах дискреционных полномочий, направлена на реализацию их права на социальное обеспечение и охрану здоровья и сама по себе не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан.
Разрешение же поставленного К.Р. Толкуновой вопроса об отнесении отдельных категорий граждан к кругу лиц, которым предоставляются ежемесячные денежные компенсации в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Толкуновой Камилии Романовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН