Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2080 "О порядке подтверждения компетентности эксперта-аудитора и требованиях к экспертам-аудиторам (вместе с Правилами подтверждения компетентности эксперта-аудитора)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2021 г. N 2080
О ПОРЯДКЕ
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА-АУДИТОРА И ТРЕБОВАНИЯХ
К ЭКСПЕРТАМ-АУДИТОРАМ
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 26 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила подтверждения компетентности эксперта-аудитора (далее - Правила);
требования к экспертам-аудиторам.
2. Работники органов по сертификации, принимающие участие в работах по подтверждению соответствия, сведения о которых содержатся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации до вступления в силу настоящего постановления и которые на дату вступления в силу настоящего постановления не подтвердили компетентность эксперта-аудитора согласно Правилам, считаются экспертами-аудиторами, и сведения о них подлежат включению в единый реестр экспертов-аудиторов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. N 1923 "О порядке формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов".
3. Установить, что работники органов по сертификации, указанные в пункте 2 настоящего постановления, должны подтвердить свою компетентность в порядке, определенном Правилами, в сроки, определяемые в соответствии с методикой определения сроков прохождения процедуры подтверждения компетентности, утверждаемой Федеральной службой по аккредитации, но не позднее чем по истечении 3 лет со дня их включения в единый реестр экспертов-аудиторов.
4. Установить, что до 1 марта 2023 г.:
заявления и прилагаемые к ним документы и сведения, предусмотренные пунктами 3, 5, 6, 18, 27 и 32 Правил, направляются претендентом или руководителем органа по сертификации (уполномоченным лицом) в национальный орган по аккредитации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронной приемной национального органа по аккредитации;
уведомления, предусмотренные пунктами 9, 12, 13, 16, 22, 24, 31, 34 и 38 Правил, направляются претенденту или в орган по сертификации национальным органом по аккредитации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в соответствующем заявлении либо в реестре аккредитованных лиц.
5. Федеральной службе по аккредитации до 1 марта 2022 г. утвердить методику, указанную в пункте 3 настоящего постановления.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением пункта 5 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 2080
ПРАВИЛА
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА-АУДИТОРА
1. Настоящие Правила определяют порядок подтверждения компетентности эксперта-аудитора, участвующего в работах по обязательной сертификации, выполняемых органом по сертификации, аккредитованным в национальной системе аккредитации (далее - орган по сертификации), осуществляемого в форме аттестации в соответствии с настоящими Правилами.
2. Подтверждение компетентности эксперта-аудитора проводится национальном органом по аккредитации в отношении физических лиц на соответствие их требованиям к экспертам-аудиторам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080 "Об утверждении Правил подтверждения компетентности эксперта-аудитора и требований к экспертам-аудиторам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080), претендующих на аттестацию в качестве эксперта-аудитора.
3. Для подтверждения компетентности эксперта-аудитора и его аттестации в национальный орган по аккредитации направляется заявление об аттестации в качестве эксперта-аудитора (далее - заявление) лицом, претендующим на получение статуса эксперта-аудитора (далее - претендент), или руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является претендент.
Заявление направляется с использованием функциональных возможностей федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - информационная система).
4. В заявлении указывается следующая информация:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии) претендента;
б) адрес места жительства претендента;
в) данные документа, удостоверяющего личность претендента;
г) номер (номера) телефона и адрес (адреса) электронной почты претендента;
д) страховой номер индивидуального лицевого счета претендента;
е) индивидуальный номер налогоплательщика;
ж) заявляемая область деятельности эксперта-аудитора, содержащая наименования объектов сертификации и сведения о технических регламентах и (или) документах по стандартизации, устанавливающих требования к таким объектам сертификации (далее - область деятельности);
з) наименование органа по сертификации, работником которого является претендент, номер записи в реестре аккредитованных лиц органа по сертификации;
и) дата составления заявления.
5. К заявлению прилагаются следующие документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов:
а) подтверждающие наличие у претендента высшего образования либо дополнительного профессионального образования по специальности и (или) направлению подготовки или ученой степени по научной специальности, соответствующей заявляемой области деятельности;
б) подтверждающие получение претендентом дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора, полученные не позднее одного года, предшествующего дате подачи заявления;
в) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности претендента, полученные в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, подтверждающие наличие опыта работы в заявленной области деятельности;
г) согласие претендента на обработку его персональных данных;
д) сведения о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, подтверждающих наличие у претендента указанного допуска (при наличии);
е) согласие претендента на прохождение аттестации в качестве эксперта-аудитора в заявленной области деятельности.
6. Документы, оформленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
7. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
8. Документы и сведения, указанные в пункте 5 настоящих Правил, ранее представленные в установленном порядке органом по сертификации в информационную систему в качестве сведений о работниках аккредитованного лица, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации, к заявлению не прилагаются, за исключением случаев, когда в такие документы и сведения были внесены изменения после их представления в информационную систему.
9. В случае отсутствия в заявлении информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, либо непредставления документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящих Правил (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил), национальный орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и прилагаемых к нему документов возвращает их без рассмотрения в орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы и уведомляет о причине отказа в рассмотрении.
10. В случае если на момент поступления заявления в национальный орган по аккредитации на рассмотрении в национальном органе по аккредитации уже находится заявление в отношении того же претендента в отношении одной и той же области деятельности, вновь поступившее заявление возвращается без рассмотрения в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил.
В случае если на момент поступления заявления в национальный орган по аккредитации на рассмотрении в национальном органе по аккредитации уже находится заявление в отношении того же претендента в отношении другой области деятельности, аттестация претендента по заявленным областям деятельности осуществляется в рамках проведения разных квалификационных экзаменов по каждому заявлению.
11. Национальный орган по аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов и сведений осуществляет их проверку в целях подтверждения соответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080.
В ходе проверки используются в том числе содержащиеся в информационной системе и имеющиеся у национального органа по аккредитации сведения об органах по сертификации, о результатах их деятельности, работниках органов по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия в соответствии с областью аккредитации, результатах контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов по сертификации и подтверждения компетентности органов по сертификации, работником которых является или являлся претендент.
12. В случае выявления несоответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080, и (или) недостоверности информации, представленной в заявлении, а также документов и сведений, прилагаемых к заявлению, национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аттестации претендента, о чем в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы с указанием причины отказа в аттестации.
13. В случае соответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080, национальный орган по аккредитации принимает решение о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена и направляет заявление с прилагаемыми документами и сведениями в аттестационную комиссию и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы.
14. В целях проведения квалификационного экзамена при национальном органе по аккредитации создается аттестационная комиссия, осуществляющая свою деятельность на основе Положения об аттестационной комиссии, утверждаемого совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и устанавливающего в том числе порядок принятия решений, указанных в пунктах 24 и 30 настоящих Правил (далее - Положение).
Аттестационная комиссия состоит из постоянных и приглашенных членов. Состав аттестационной комиссии утверждается в соответствии с Положением.
Состав приглашенных членов аттестационной комиссии утверждается национальным органом по аккредитации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения квалификационного экзамена.
За проведение аттестации, в том числе периодической или внеочередной, плата не взимается.
15. Аттестационная комиссия в течение 3 рабочих дней после принятия решения, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, принимает в соответствии с Положением решение о проведении квалификационного экзамена и назначает место, дату и время его проведения.
16. Национальный орган по аккредитации уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы о решении аттестационной комиссии о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена, а также о месте, дате и времени его проведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
17. Квалификационный экзамен проводится не позднее 90 календарных дней со дня принятия аттестационной комиссией решения о проведении квалификационного экзамена.
18. Претендент или руководитель (уполномоченное лицо) органа по сертификации, работником которого является претендент, в течение 10 рабочих дней со дня направления национальным органом по аккредитации уведомления, указанного в пункте 16 настоящих Правил, вправе направить в электронном виде в национальный орган по аккредитации заявление в свободной форме с просьбой об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более 2 раз в рамках одного заявления.
19. При проведении квалификационного экзамена аттестационная комиссия руководствуется порядком проведения квалификационного экзамена, перечнем вопросов экзаменационных билетов для квалификационного экзамена и методическими рекомендациями по проверке практических навыков физического лица, претендующего на аттестацию в качестве эксперта-аудитора, утвержденными национальным органом по аккредитации.
Квалификационный экзамен проводится в форме тестирования, ответов на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, собеседования, а также проверки практических навыков претендента с целью проверки соответствия претендента специальным требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080.
20. Решение аттестационной комиссии принимается по результатам проведения квалификационного экзамена большинством голосов ее членов.
21. Результат проведения квалификационного экзамена оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии. Претендент вправе ознакомиться с результатами квалификационного экзамена и решением аттестационной комиссии непосредственно после окончания квалификационного экзамена.
22. В случае признания претендента аттестационной комиссией сдавшим квалификационный экзамен национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола заседания аттестационной комиссии принимает решение об аттестации эксперта-аудитора, уведомляет о принятом решении претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы, а также обеспечивает внесение сведений и документов об эксперте-аудиторе в единый реестр экспертов-аудиторов в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. N 1923 "О порядке формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов" (далее - единый реестр).
23. Эксперт-аудитор осуществляет свою деятельность (участвует в работах по обязательной сертификации) с даты внесения сведений и документов в единый реестр в период действия аттестации и в области деятельности, подтвержденной по результатам аттестации и включенной в единый реестр.
24. В случае признания претендента аттестационной комиссией не сдавшим квалификационный экзамен, в том числе в случае неявки претендента на квалификационный экзамен без уважительных причин, национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола аттестационной комиссии в соответствии с Положением принимает решение об отказе в аттестации эксперта-аудитора и уведомляет об этом претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы. В отношении указанного претендента повторное заявление в той же самой области деятельности эксперта-аудитора может быть подано в национальный орган по аккредитации не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня принятия национальным органом по аккредитации решения об отказе в аттестации эксперта-аудитора.
25. Периодическая аттестация эксперта-аудитора осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 24 настоящих Правил, не реже одного раза в 3 года.
При этом к заявлению помимо документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, должны быть приложены документы, подтверждающие прохождение экспертом-аудитором повышения квалификации в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции, полученные не позднее одного года, предшествующего дате подачи заявления.
26. Область деятельности эксперта-аудитора расширяется в порядке, установленном в пунктах 3 - 24 настоящих Правил.
27. Область деятельности эксперта-аудитора сокращается на основании заявления о сокращении области деятельности эксперта-аудитора, содержащего информацию, указанную в пункте 4 настоящих Правил, и направляемого в национальный орган по аккредитации экспертом-аудитором или руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, с использованием информационной системы.
В случае подачи заявления о сокращении области деятельности эксперта-аудитора руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, к такому заявлению прилагается согласие эксперта-аудитора на сокращение области деятельности.
28. В случае если заявление о сокращении области деятельности эксперта-аудитора подается экспертом-аудитором, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта-аудитора.
В случае если заявление о сокращении области деятельности эксперта-аудитора подается руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
29. Национальный орган по аккредитации обеспечивает внесение в единый реестр сведений о сокращении области деятельности эксперта-аудитора в течение 10 рабочих дней со дня поступления в национальный орган по аккредитации заявления, указанного в пункте 27 настоящих Правил.
30. В случае выявления по результатам федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц фактов нарушения экспертом-аудитором правил и процедур обязательной сертификации национальный орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней с даты выявления таких фактов в соответствии с Положением принимает решение о приостановлении действия аттестации эксперта-аудитора и вносит соответствующие сведения в единый реестр в установленном порядке.
31. Национальный орган по аккредитации уведомляет эксперта-аудитора и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, о принятом решении о приостановлении действия аттестации эксперта-аудитора с использованием информационной системы в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
32. Эксперт-аудитор или руководитель (уполномоченное лицо) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, в течение 7 рабочих дней со дня направления национальным органом по аккредитации уведомления, указанного в пункте 31 настоящих Правил, направляет в национальный орган по аккредитации с использованием информационной системы заявление о проведении внеочередной аттестации эксперта-аудитора в порядке, установленном пунктами 3 - 24 настоящих Правил, либо заявление о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора.
33. В случае если заявление о проведении внеочередной аттестации эксперта-аудитора или заявление о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора подается экспертом-аудитором, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта-аудитора.
В случае если указанные заявления подаются руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, такие заявления подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
34. Решение о возобновлении действия аттестации эксперта-аудитора принимает национальный орган по аккредитации по результатам прохождения экспертом-аудитором внеочередной аттестации в порядке, установленном пунктами 3 - 24 настоящих Правил, и уведомляет о принятом решении эксперта-аудитора и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, с использованием информационной системы в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
35. Основанием для прекращения действия аттестации эксперта-аудитора является:
а) неподтверждение компетентности эксперта-аудитора в порядке, установленном настоящими Правилами;
б) отказ или уклонение эксперта-аудитора от прохождения периодической или внеочередной аттестации;
в) невыполнение экспертом-аудитором или органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, требований, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил;
г) невыполнение экспертом-аудитором требований, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил;
д) наличие у национального органа по аккредитации сведений о невыполнении экспертом-аудитором в течение одного года работ по обязательной сертификации, а также отсутствие в национальном органе по аккредитации в течение одного года сведений о документах, подписанных экспертом-аудитором;
е) изменение требований к экспертам-аудиторам, если соответствие этим требованиям не подтверждено экспертом-аудитором в установленный срок;
ж) принятие решений органа государственного контроля (надзора) и (или) национального органа по аккредитации о признании в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 936 "О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными", недействительными 2 и более сертификатов соответствия, подписанных экспертом-аудитором в течение 2 лет, предшествующих проведению аттестации и подтверждению компетентности эксперта-аудитора;
з) поступление в национальный орган по аккредитации от эксперта-аудитора или органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, заявления о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора, которое составляется в свободной форме и направляется в электронном виде с использованием информационной системы.
В случае представления органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, заявления о прекращении аттестации эксперта-аудитора к такому заявлению прилагается согласие эксперта-аудитора на прекращение аттестации;
и) выявление факта представления заведомо ложных документов и сведений, представленных экспертом-аудитором или органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, в национальный орган по аккредитации;
к) смерть эксперта-аудитора либо признание его безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу.
36. Сведения, указанные в подпункте "к" пункта 35 настоящих Правил, передаются в национальный орган по аккредитации органом по сертификации, работником которого являлся эксперт-аудитор.
Национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении аттестации эксперта-аудитора в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных в подпункте "к" пункта 35 настоящих Правил сведений и обеспечивает внесение соответствующей информации в единый реестр в установленном порядке.
37. Решение о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора в соответствии с подпунктами "а" - "ж" и "и" пункта 35 настоящих Правил принимается национальным органом по аккредитации с учетом результатов рассмотрения вопроса о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора на заседании аттестационной комиссии.
38. Национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении аттестации эксперта-аудитора уведомляет эксперта-аудитора (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "к" пункта 35 настоящих Правил) и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, о принятом решении с использованием информационной системы.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 2080
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ-АУДИТОРАМ
I. Общие требования
1. Эксперт-аудитор должен соответствовать следующим требованиям:
а) иметь высшее образование либо дополнительное профессиональное образование по специальности и (или) направлению подготовки или ученую степень по научной специальности, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора при проведении работ по обязательной сертификации;
б) иметь опыт работы по обязательному подтверждению соответствия продукции в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации не менее 3 лет;
в) повышать квалификацию в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции по профилю деятельности эксперта-аудитора, не реже одного раза в 3 года;
г) иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (в случае если выполнение работ по обязательной сертификации связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
II. Специальные требования
2. Эксперт-аудитор должен обладать общими знаниями:
законодательства Российской Федерации, а также международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза в области технического регулирования и аккредитации;
терминов и определений в области оценки соответствия;
правил деловой этики.
3. Эксперт-аудитор должен обладать следующими специальными знаниями в области проведения работ по обязательной сертификации по заявленной области деятельности эксперта-аудитора:
положений нормативных правовых актов Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, устанавливающих требования к проведению работ по подтверждению соответствия;
требований технических регламентов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия, включенных в область деятельности эксперта-аудитора.
4. Эксперт-аудитор должен обладать следующими специальными навыками:
идентификация продукции;
отбор образцов для исследований (испытаний) и измерений;
анализ и оценка результатов исследований (испытаний) и измерений;
анализ состояния производства;
оформление документов по результатам сертификации;
проведение работ по контролю за сертифицированной продукцией.