Распоряжение Правительства РФ от 13.09.2023 N 2461-р "Об утверждении Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 сентября 2023 г. N 2461-р

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов.

4. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

а) представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии, в том числе с учетом плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р;

б) обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 13 сентября 2023 г. N 2461-р

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) направлена на формирование в Российской Федерации профессиональной конгрессно-выставочной индустрии, создание условий для ее долгосрочного развития как одной из стратегически важных отраслей.

Конгрессно-выставочная отрасль - инструмент активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, привлечения инвестиций и укрепления экономического потенциала страны, эффективный механизм реализации национальных целей и задач.

Отрасль играет существенную роль в стимулировании обмена опытом между представителями стран, отраслей, профессий и организаций в целях выработки решений по различным сферам жизни общества.

Стратегия разработана в соответствии с законодательством о стратегическом планировании в Российской Федерации и во исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р.

Стратегией определяются основные условия для дальнейшего усиления роли конгрессно-выставочной отрасли.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Стратегия разработана с учетом национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и иных документов стратегического планирования, в том числе:

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

иных отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации.

При формировании Стратегии учитывались результаты мероприятий по развитию отрасли, предусмотренные Концепцией развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р. Ряд вопросов, ранее предусмотренных указанной Концепцией, сохранил свою актуальность:

отсутствие в законодательстве Российской Федерации единого понятийного аппарата;

недостаточная реализация органами власти потенциала конгрессно-выставочной отрасли как одного из механизмов экономического развития России;

необходимость создания современной конгрессно-выставочной инфраструктуры и развития существующей инфраструктуры;

потребность в формировании государственной системы статистического наблюдения за развитием конгрессно-выставочной отрасли;

расширение инструментов государственной поддержки, стимулирующих развитие конгрессной и выставочной деятельности.

Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций, отраслевых ассоциаций, союзов, научного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата.

Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере развития конгрессно-выставочной отрасли в субъектах Российской Федерации.

II. Основные параметры развития конгрессно-выставочной

отрасли в мире и в России

В мире ежегодно проводится около 8 тысяч значимых отраслевых и научных конгрессных мероприятий, организуемых международными ассоциациями, с общим количеством участников около 4 млн. человек.

Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий составляет менее 1 процента (не более 100 значимых международных конгрессов).

Общий прямой и непрямой вклад выставочной отрасли в мировой валовой внутренний продукт (после учета всех расходов экспонентов, посетителей, а также всех цепочек поставок, связанных с организацией выставок), по данным отчета Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI и Oxford Economics, составляет 298,7 млрд. евро (без учета стоимости контрактов, заключенных на выставках).

При этом вклад выставочно-ярмарочной отрасли без учета объема прямых продаж продукции на выставочных мероприятиях составляет 179,3 млрд. евро.

Доля России на мировом выставочном рынке составляет менее 2 процентов (к примеру, доля Германии - 20 процентов, Италии - 7 процентов). В выставках в России участвует не более 20 процентов отечественных компаний, в то время как в Китае, Соединенных Штатах Америки и Германии их доля составляет до 80 процентов.

Федеральное статистическое наблюдение за развитием конгрессно-выставочной отрасли в России в настоящее время не ведется. Имеющиеся данные носят разрозненный характер и основываются преимущественно на отдельных экспертных оценках, включая статистику отраслевых союзов.

Внедрение федерального статистического наблюдения является одной из первоочередных задач при планировании стратегического развития отрасли.

Эта работа проводится в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р.

Одним из шагов к внедрению федерального статистического наблюдения стало расширение в 2023 году кода 82.30 ("Деятельность по организации конференций и выставок") Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), что способствует разграничению предприятий конгрессно-выставочной отрасли и предприятий, оказывающих для них сопутствующие услуги.

Одновременное внедрение специализированных кодов ОКВЭД2 и организация статистического наблюдения должны способствовать более явному и точному выделению профессионального круга предприятий, действующих в конгрессно-выставочной отрасли.

По данным Выставочного научно-исследовательского центра, объем конгрессно-выставочной деятельности в России на сегодняшний день составляет 182,1 млрд. рублей.

На конец 2022 года в отрасли работал 4791 участник, имеющий в качестве основного код 82.30 ОКВЭД2 ("Деятельность по организации конференций и выставок"), из них 3205 компаний и 1586 индивидуальных предпринимателей.

Среднесписочная численность сотрудников составляет 19768 человек.

Одновременно более 40000 организаций непосредственно вовлечены в сферу организации конференций и выставок, оказывающих сопутствующие и (или) сервисные услуги.

По данным статистики Российского союза выставок и ярмарок, в 2021 и 2022 годах в Российской Федерации наблюдалось снижение основных показателей конгрессно-выставочной деятельности по сравнению с 2019 годом, что прежде всего связано с отменой или переносом мероприятий на неопределенный срок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, а также мировой внешнеполитической ситуации.

По данным Выставочного научно-исследовательского центра, в России 63 специализированных конгрессных площадки и более 600 конгресс-отелей, способных принимать более 100 человек одновременно. Возможностью проводить крупные мероприятия, конгрессы и конференции располагают только 165 городов.

В Российской Федерации 1149 тыс. кв. метров профессиональных выставочных площадей. При этом 73 процента таких площадей сконцентрированы в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. На 87 субъектов Российской Федерации приходится всего 26 процентов выставочных площадей. Наибольший дефицит приходится:

на Дальневосточный федеральный округ - функционирует всего один выставочный комплекс площадью более 5 тыс. кв. метров;

на Северо-Кавказский федеральный округ - функционирует один комплекс площадью более 5 тысяч кв. метров;

на Северо-Западный федеральный округ, где существующие выставочные площади удовлетворяют потребность в соответствии с численностью населения на 48 процентов.

Текущий уровень развития конгрессно-выставочной отрасли в России значительно отстает от показателей государств - лидеров конгрессно-выставочной индустрии, что характеризуется незначительным количеством привлекаемых мировых ротируемых мероприятий, невысокой долей иностранных участников и посетителей в проводимых в России конгрессно-выставочных мероприятиях, доминирующим положением зарубежных компаний на конгрессном рынке, недостатком квалифицированных кадров и компетенций.

III. Цели и задачи Стратегии

Основной целью Стратегии является обеспечение комплексного развития профессиональной конкурентоспособной конгрессно-выставочной отрасли, способствующей социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации, в том числе за счет продвижения российских товаров, услуг, результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на внутреннем и внешнем рынках.

Для достижения указанной цели необходимо решение ряда прикладных комплексных задач:

стимулирование спроса, повышение качества и доступности конгрессно-выставочных услуг на внутреннем и внешнем рынках;

формирование системы продвижения конгрессно-выставочных услуг на внутреннем и внешнем рынках;

формирование эффективной системы содействия развитию конгрессно-выставочной отрасли, в том числе системы сбора, обработки и анализа достоверных статистических данных о развитии конгрессно-выставочной отрасли;

формирование профессиональных стандартов и компетенций, подготовка и переподготовка кадров конгрессно-выставочной отрасли, продвижение образа организатора как профессионального специалиста, обладающего необходимыми уровнем подготовки, знаниями, опытом;

создание и развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры, отвечающей требованиям международных стандартов.

IV. Направления развития конгрессно-выставочной отрасли

1. Создание условий для повышения качества проводимых

конгрессно-выставочных мероприятий

Конкурентоспособность выставочной отрасли формируется за счет обеспечения необходимого качества оказываемых конгрессно-выставочных услуг, приводящего к ожидаемому потребителем имиджевому или экономическому эффекту.

Участие в конгрессно-выставочных мероприятиях должно строится на принципах активной роли организатора в обеспечении необходимых условий для получения выгод участником от приобретения платных услуг.

Таким образом, в конгрессно-выставочной отрасли должна формироваться конкурентная и ориентированная на клиента среда, способствующая кратному возврату вложенных потребителями средств в участие в мероприятиях как в натуральной форме, так и в виде нематериальных ценностей (получение образования, расширение контактов и других).

Такой подход создаст синергетический эффект, который будет глобально способствовать росту потребления выставочных услуг, активизации продвижения товаров, работ и услуг, а также будут развиваться маркетинговые компетенции производителей.

Для повышения качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий необходимы:

развитие системы стандартов качества организации конгрессно-выставочной деятельности и разработка инструментария для их внедрения;

внедрение нормативной базы, повышающей прозрачность и стандартизацию участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, защиту прав экспонентов;

разработка основанной на принципах саморегулирования системы добровольной аккредитации конгрессно-выставочных операторов с присвоением организациям и объектам знака качества;

формирование постоянно обновляемого перечня крупных международных ротируемых конгрессно-выставочных мероприятий, проведение которых целесообразно на территории Российской Федерации;

популяризация достижений, инновационных и творческих решений участников отрасли с помощью национальных конкурсов и премий;

внедрение инструментов популяризации национальных и региональных брендов, в частности через программу "Сделано в России";

расширение квалификационных требований, подтверждающих опыт проведения конгрессно-выставочных мероприятий, для участников закупок, проводимых заказчиками мероприятий;

формирование и реализация субъектами Российской Федерации местных программ развития конгрессно-выставочной индустрии, соответствующей инфраструктуры и методик продвижения в качестве привлекательной территории для проведения конгрессно-выставочных мероприятий;

поощрение развития международного сотрудничества и формирования международного сообщества, объединяющего представителей индустрии, профильных ассоциаций и союзов, конгресс-бюро дружественных стран, на территории СНГ, Евразийского экономического союза, государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.

Одновременно с решением задач по повышению качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий необходимо осуществление политики стимулирования предпринимательства и общества к участию в них.

В частности, такими мерами могут быть:

дальнейшее развитие государственных мер стимулирования участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, в том числе в рамках отдельных программ компенсации затрат для различных категорий участников (субъектов малого и среднего предпринимательства, экспортеров и др.);

поддержка развития отраслевыми и общественными организациями событийных календарей конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, внедрение авторитетных систем рейтингования и оценки качества (в частности, выставочный аудит);

разработка действенных механизмов привлечения иностранных участников на проводимые в России конгрессно-выставочные мероприятия;

разработка и реализация электронных персонифицированных карт участников конгрессно-выставочных мероприятий (EXPO ID), позволяющих упростить взаимодействие организаторов, экспонентов, посетителей и делегаций, а также сервисных компаний, органов власти в части идентификации и аккредитации участников, визовой поддержки, контроля пересечения границы и пребывания участника на территории Российской Федерации, информационной поддержки участников, включая снятие языковых барьеров;

развитие формата международных выставок-ярмарок с возможностью продажи товаров и услуг, в том числе интегрированных с цифровыми инструментами заказа и доставки приобретенной продукции;

регулярное проведение специализированных мероприятий, посвященных конгрессно-выставочной деятельности с демонстрацией лучших российских и зарубежных решений в отрасли, самопрезентациями мероприятий и соответствующей инфраструктуры;

использование информационных возможностей органов власти различных уровней, общественных организаций, межрегиональных и отраслевых объединений предпринимателей для продвижения конгрессно-выставочных мероприятий.

Отдельное внимание будет уделено повышению доступности конгрессно-выставочных объектов для людей с ограниченными возможностями здоровья, развитию безбарьерной среды, совершенствованию системы навигации и ориентирования в ходе проведения конгрессно-выставочных мероприятий, разработке информационных сервисов, адаптированных под потребности участников с ограниченными возможностями здоровья, использованию специальных форматов проведения конгрессно-выставочных мероприятий для расширения возможностей участия такой категории граждан.

2. Планирование развития приоритетных территорий

и конгрессно-выставочной инфраструктуры

В связи с ограниченностью ресурсов и недостаточным развитием в регионах России конгрессно-выставочной инфраструктуры требуется сфокусировать усилия на развитии территорий, обладающих наибольшим потенциалом для формирования конкурентоспособных конгрессно-выставочных услуг. На приоритетных территориях необходимо обеспечить комплексный подход к развитию конгрессно-выставочной и обеспечивающей инфраструктуры, повышению уровня и качества сервиса услуг, а также обеспечить рост инвестиционной привлекательности.

Реализация данного подхода к развитию конгрессно-выставочной деятельности предусматривает:

определение потребностей субъектов Российской Федерации в развитии инфраструктуры конгрессно-выставочной отрасли (строительство, реконструкция, модернизация) на основе оценки бюджетной и социально-экономической эффективности конгрессно-выставочной деятельности, экономического анализа производственного и логистического потенциала региона с учетом планируемого объема проведения конгрессно-выставочных мероприятий и оценки потенциальной загрузки таких объектов;

формирование мер государственной поддержки и стимулирования не только на этапе строительства, реконструкции, модернизации специализированной конгрессно-выставочной инфраструктуры, но и на этапе ее эксплуатации;

проведение добровольного аудита и ведение реестра специализированных конгрессно-выставочных центров, в том числе в целях получения мер государственной поддержки.

Развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры может осуществляться на принципах государственно-частного партнерства, а также в форме концессионных соглашений.

3. Региональный конгрессно-выставочный стандарт

В целях повышения эффективности достижения определенных Стратегией задач требуется формирование единой системы государственного содействия развитию конгрессно-выставочной отрасли на уровне субъектов Российской Федерации.

Действенным инструментом формирования такой системы станет создание и внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий развития конгрессно-выставочной деятельности (далее - стандарт).

Стандарт - это минимальный набор нормативных и иных документов, а также организационных решений, которые должны быть приняты в субъекте Российской Федерации и которые закрепят комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий развития отрасли и формирование эффективного взаимодействия предпринимательского сообщества с местными властями.

Стандарт должен предусматривать систему оценки его внедрения, которая позволит обеспечить многосторонний контроль за выполнением требований стандарта и исключить случаи формального исполнения мероприятий. Система оценки будет включать:

общественную оценку экспертной группы, сформированной из представителей предпринимательского сообщества субъекта Российской Федерации. Основной целью общественной оценки является получение информации от бизнес-сообщества о соответствии требованиям стандарта процессов, результатов, других характеристик, в том числе эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по созданию благоприятных условий развития конгрессно-выставочной отрасли;

ведомственную оценку Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации будет проводить оценку соответствия требованиям стандарта принятых региональными органами власти мер, изданных соответствующих нормативных актов и т.п.;

формирование итоговой оценки участниками отрасли. На основе экспертного мнения и ведомственной оценки отраслевые союзы или ассоциации готовят итоговое заключение о статусе внедрения того или иного положения стандарта.

Формирование стандарта будет осуществляться в том числе по итогам проведения анализа лучших международных и региональных управленческих практик развития конгрессно-выставочной индустрии, используемых инструментов и механизмов взаимодействия органов власти.

4. Совершенствование системы профессионального

образования, повышения квалификации специалистов

конгрессно-выставочной отрасли

Для динамичного развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации необходима достаточная обеспеченность квалифицированными кадрами.

Реализация мероприятий по подготовке и переподготовке кадров и повышению квалификации специалистов и участников конгрессно-выставочной отрасли будет осуществляться по следующим направлениям:

разработка совместно с профессиональными объединениями, бизнесом и образовательными организациями концепции кадрового обеспечения развития конгрессно-выставочной индустрии с определением системных подходов к формированию и развитию кадрового потенциала;

разработка методологии и создание системы мониторинга и прогноза кадровой потребности в конгрессно-выставочной сфере на среднесрочную перспективу;

создание условий для подготовки кадров для субъектов отрасли или их дополнительного профессионального образования, включая формирование базы данных для учебно-методического и научно-методического обеспечения;

разработка комплекса мер по распространению передового опыта и технологий в индустрии, в том числе по формированию и деятельности управленческих команд в конгрессно-выставочной сфере;

актуализация существующих и разработка новых профессиональных стандартов в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая оценочные средства профессиональных квалификаций;

создание и внедрение системы независимой оценки квалификации работников, занятых в конгрессно-выставочной отрасли;

включение программ профессионального образования в сфере конгрессно-выставочной деятельности в федеральные государственные образовательные стандарты по экономическому, социальному и иным смежным направлениям (например, выставочное строительство и дизайн);

развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере конгрессно-выставочной деятельности, а также системы повышения квалификации руководителей конгрессно-выставочных организаций и представителей органов власти, работающих в указанной сфере.

Отдельным направлением работы должно стать продвижение профессии "организатор мероприятий", целью которого является повышение осведомленности общества о квалификационных требованиях, навыках и требуемом опыте таких специалистов.

5. Совершенствование системы сбора, обработки и анализа

статистических данных

Система сбора, обработки и анализа статистических данных предназначена для получения официальной статистической информации о развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной отрасли в Российской Федерации, точность и актуальность которой оказывает решающее значение как при выработке стратегических документов развития отрасли, так и при принятии оперативных управленческих решений.

Основными направлениями развития системы сбора, обработки и анализа статистических данных являются:

разработка концепции, инструментария и методики сбора, обработки и анализа отраслевых данных о развитии конгрессно-выставочной отрасли на территории Российской Федерации;

организация федерального статистического наблюдения за развитием выставочно-ярмарочной и конгрессной отрасли;

формирование методики оценки экономической и бюджетной эффективности конгрессно-выставочных мероприятий;

расчет доли отрасли в формировании валового внутреннего продукта и валового регионального продукта;

формирование рейтинга субъектов Российской Федерации, оценивающего факторы развития конгрессно-выставочной отрасли (событийный потенциал).

Для обеспечения полноты и корректности формируемой официальной статистической информации организация федерального статистического наблюдения будет осуществлена поэтапно (в два этапа):

на первом этапе (2023 - 2024 годы) - проведение выборочного федерального статистического наблюдения с учетом репрезентативности на уровне Российской Федерации;

на втором этапе (с 2025 года) - проведение выборочного федерального статистического наблюдения с учетом репрезентативности на уровне субъектов Российской Федерации.

6. Внедрение цифровых технологий

В мире продолжается активное внедрение цифровых решений во всех сферах экономики. Конгрессно-выставочная отрасль не является исключением и во время пандемии столкнулась с необходимостью осваивать новую среду проведения мероприятий в онлайн-формате, востребованность которой продолжит расти.

Современные темпы жизни способствуют повышению спроса на инновационные решения, позволяющие оперативно получать необходимые данные, что в среднесрочной перспективе приведет к смене формата проведения мероприятий.

В связи с этим конгрессно-выставочные операторы должны ускорять внедрение цифровых технологий при проведении мероприятий, а также адаптировать методы привлечения аудитории в складывающихся условиях.

Ответом на эти вызовы должны стать:

внедрение гибких форм проведения мероприятий, основанных на сочетании очных и дистанционных форм участия, интерактивных технологий;

расширение практики организации цифровых выставочных павильонов, в том числе постоянно действующих, с мероприятиями, проводимыми в очном формате;

внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта, а также развитие системы продвижения конгрессно-выставочных услуг, формирование наиболее актуальных для участника рынка предложений с учетом его профессиональных, финансовых, территориальных предпочтений;

создание приложений для навигации по различным мероприятиям, в том числе основанным на базе единого интерфейса и предоставляющего необходимый набор дополнительных услуг;

формирование возможности оформить подписку (заключение договора) на аренду типовых выставочных стендов на конкретном мероприятии с использованием специализированных мобильных приложений и (или) сайтов.

Одним из инструментов для формирования и продвижения качественных конгрессно-выставочных услуг, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках, является формирование конгрессно-выставочной цифровой экосистемы, объединяющей всех участников рынка для формирования лучшего клиентского опыта, интегрированной с внешними источниками данных и социальными платформами.



Внедрение цифровых технологий в отрасли позволит повысить эффективность управления данными и процессами, снизить транзакционные издержки, усилить прозрачность деятельности. Результатом чего должно стать повышение информированности и доверия всех заинтересованных сторон.

Важнейшими направлениями развития в области цифровых решений являются:

создание конгрессно-выставочного маркетплейса и централизация усилий по продвижению конгрессно-выставочных услуг в Российской Федерации;

предоставление прозрачной электронной системы оценки качества предлагаемых конгрессно-выставочных услуг, создание рейтинга таких услуг и объектов по субъектам Российской Федерации;

развитие системы открытых данных в конгрессно-выставочной сфере для повышения прозрачности работы организаций и системы управления отраслью;

создание образовательной платформы для дистанционного обучения профессиональных участников конгрессно-выставочной индустрии;

стимулирование использования участниками отрасли высокотехнологичных коммерческих решений и сервисов, включая безопасные публичные облачные сервисы;

внедрение отраслевого регулирования, стандартов и норм с учетом развития цифровых платформ и сервисов, в том числе их добровольной сертификации, на базе независимого оператора.

V. Ожидаемые результаты реализации Стратегии и прогноз

развития конгрессно-выставочной отрасли до 2030 года

Ожидаемыми результатами реализации Стратегии являются:

рациональное распределение в регионах Российской Федерации современных конгрессно-выставочных центров, позволяющих проводить мероприятия на уровне мировых стандартов;

формирование в окружных, межрегиональных, региональных и муниципальных центрах, обладающих конгрессно-выставочными комплексами, сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, транспортные сети, рестораны и другое);

обеспечение условий свободной, равной и добросовестной конкуренции в выставочной сфере;

организация в Российской Федерации конгрессно-выставочных мероприятий мирового значения;

активизация участия российских компаний в международных конгрессно-выставочных мероприятиях, проходящих на территории Российской Федерации, за счет увеличения объема бюджетного финансирования выставочной программы федеральных органов исполнительной власти;

повышение деловой, инвестиционной и туристской привлекательности регионов;

развитие профессиональных кадров.

Достижение ожидаемых результатов будет непосредственно способствовать реализации национальных документов стратегического планирования. В частности, по следующим направлениям:

экономическая безопасность Российской Федерации:

сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;

создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;

поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;

обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;

сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;

приоритетное развитие экономического потенциала отдельных регионов и территорий;

расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;

содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;

расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;

содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;

развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки;

национальная безопасность Российской Федерации:

обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий;

преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих за счет ускоренного внедрения передовых российских технологических разработок, локализации производства на территории Российской Федерации;

обеспечение развития эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны;

укрепление единства экономического пространства Российской Федерации, развитие кооперации и хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации;

сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономического развития, качеству жизни, стимулирование развития экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности;

совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в первую очередь в производственной и научно-технологической сферах;

развитие международных деловых контактов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать ключевые для российского экспорта мировые рынки;

ускоренное внедрение в промышленное производство результатов научных исследований для обеспечения полного научно-производственного цикла в соответствии с приоритетами социально-экономического, научного и научно-технологического развития Российской Федерации;

привлечение к работе в России ученых мирового уровня и молодых талантливых исследователей, создание и развитие на территории Российской Федерации центров международного сотрудничества в области науки и технологий;

усиление взаимодействия между научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями, создание условий для активной коммерциализации научных и научно-технических разработок;

формирование внутреннего спроса на российскую наукоемкую и инновационную продукцию, в первую очередь со стороны государственных заказчиков, государственных компаний и компаний с государственным участием;

обеспечение интеграции экономических систем и развитие многостороннего сотрудничества в рамках Большого Евразийского партнерства. Углубление многопрофильного сотрудничества с иностранными государствами;

поддержание равноправного и взаимовыгодного диалога со всеми заинтересованными государствами в целях развития торгово-экономической кооперации, укрепления международной и региональной стабильности;

поддержка экспорта российских товаров, в том числе высокотехнологичной продукции;

развитие международных торгово-экономических связей, содействие привлечению в Российскую Федерацию иностранных инвестиций, передовых технологий и высококвалифицированных специалистов;

повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве, укрепление позиций русского языка как языка международного общения;

развитие сотрудничества в рамках международных организаций и институтов, расширение использования инструментов сетевой дипломатии;

развитие туризма в Российской Федерации:

содействие увеличению в 2 раза количества туристов, приезжающих в Российскую Федерацию на деловые мероприятия;

содействие увеличению привлеченных международных мероприятий и выходу России в топ-20 мирового рейтинга конгрессных территорий.

В качестве показателей развития конгрессно-выставочной отрасли к 2030 году предполагается достижение целевых индикаторов согласно приложению при условии целевого сценария развития экономики.

Приложение

к Стратегии развития

конгрессно-выставочной отрасли

в Российской Федерации на период

до 2030 года

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ОТРАСЛИ К 2030 ГОДУ

Показатели

Единица измерения

Базовый период (2022 год)

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1.

Доля Российской Федерации на мировом рынке международных конгрессных мероприятий

процентов

< 1

< 1

0,1

0,2

0,2

0,5

1,0

1,3

1,5

2.

Объем конгрессно-выставочного рынка в Российской Федерации

млрд. рублей

182,1

182,1

198

209

222

235

249

264

280

3.

Доля российских компаний, участвующих в выставках

процентов

3

3

3,16

3,39

3,83

4,33

4,89

5,53

6,25

4.

Доля российских крытых выставочных площадей в общей площади мировых крытых выставочных площадей

процентов

2,8

2,8

2,8

2,8

2,8

2,8

3

3,5

4

5.

Доля субъектов Российской Федерации, имеющих выставочные мощности (за исключением г. Москвы и Московской области) в общей площади выставочных площадей в Российской Федерации

процентов

26

26

26

26

26

26

28

30

32

6.

Количество занятых в конгрессно-выставочной отрасли (предприятия, относящиеся к коду 82.30 ОКВЭД 2)

человек

19768

19768

20135

20361

20972

22020

23121

25434

27977

7.

Количество вузов, реализующих профильные образовательные программы

штук

15

15

15

15

16

17

18

19

20

8.

Количество отраслевых профессиональных стандартов

штук

1

1

1

1

2

2

3

3

5