Распоряжение Правительства РФ от 13.09.2023 N 2461-р "Об утверждении Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 сентября 2023 г. N 2461-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов.
4. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
а) представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии, в том числе с учетом плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р;
б) обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 2023 г. N 2461-р
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) направлена на формирование в Российской Федерации профессиональной конгрессно-выставочной индустрии, создание условий для ее долгосрочного развития как одной из стратегически важных отраслей.
Конгрессно-выставочная отрасль - инструмент активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, привлечения инвестиций и укрепления экономического потенциала страны, эффективный механизм реализации национальных целей и задач.
Отрасль играет существенную роль в стимулировании обмена опытом между представителями стран, отраслей, профессий и организаций в целях выработки решений по различным сферам жизни общества.
Стратегия разработана в соответствии с законодательством о стратегическом планировании в Российской Федерации и во исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р.
Стратегией определяются основные условия для дальнейшего усиления роли конгрессно-выставочной отрасли.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана с учетом национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и иных документов стратегического планирования, в том числе:
Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
иных отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации.
При формировании Стратегии учитывались результаты мероприятий по развитию отрасли, предусмотренные Концепцией развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р. Ряд вопросов, ранее предусмотренных указанной Концепцией, сохранил свою актуальность:
отсутствие в законодательстве Российской Федерации единого понятийного аппарата;
недостаточная реализация органами власти потенциала конгрессно-выставочной отрасли как одного из механизмов экономического развития России;
необходимость создания современной конгрессно-выставочной инфраструктуры и развития существующей инфраструктуры;
потребность в формировании государственной системы статистического наблюдения за развитием конгрессно-выставочной отрасли;
расширение инструментов государственной поддержки, стимулирующих развитие конгрессной и выставочной деятельности.
Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций, отраслевых ассоциаций, союзов, научного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата.
Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере развития конгрессно-выставочной отрасли в субъектах Российской Федерации.
II. Основные параметры развития конгрессно-выставочной
отрасли в мире и в России
В мире ежегодно проводится около 8 тысяч значимых отраслевых и научных конгрессных мероприятий, организуемых международными ассоциациями, с общим количеством участников около 4 млн. человек.
Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий составляет менее 1 процента (не более 100 значимых международных конгрессов).
Общий прямой и непрямой вклад выставочной отрасли в мировой валовой внутренний продукт (после учета всех расходов экспонентов, посетителей, а также всех цепочек поставок, связанных с организацией выставок), по данным отчета Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI и Oxford Economics, составляет 298,7 млрд. евро (без учета стоимости контрактов, заключенных на выставках).
При этом вклад выставочно-ярмарочной отрасли без учета объема прямых продаж продукции на выставочных мероприятиях составляет 179,3 млрд. евро.
Доля России на мировом выставочном рынке составляет менее 2 процентов (к примеру, доля Германии - 20 процентов, Италии - 7 процентов). В выставках в России участвует не более 20 процентов отечественных компаний, в то время как в Китае, Соединенных Штатах Америки и Германии их доля составляет до 80 процентов.
Федеральное статистическое наблюдение за развитием конгрессно-выставочной отрасли в России в настоящее время не ведется. Имеющиеся данные носят разрозненный характер и основываются преимущественно на отдельных экспертных оценках, включая статистику отраслевых союзов.
Внедрение федерального статистического наблюдения является одной из первоочередных задач при планировании стратегического развития отрасли.
Эта работа проводится в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р.
Одним из шагов к внедрению федерального статистического наблюдения стало расширение в 2023 году кода 82.30 ("Деятельность по организации конференций и выставок") Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), что способствует разграничению предприятий конгрессно-выставочной отрасли и предприятий, оказывающих для них сопутствующие услуги.
Одновременное внедрение специализированных кодов ОКВЭД2 и организация статистического наблюдения должны способствовать более явному и точному выделению профессионального круга предприятий, действующих в конгрессно-выставочной отрасли.
По данным Выставочного научно-исследовательского центра, объем конгрессно-выставочной деятельности в России на сегодняшний день составляет 182,1 млрд. рублей.
На конец 2022 года в отрасли работал 4791 участник, имеющий в качестве основного код 82.30 ОКВЭД2 ("Деятельность по организации конференций и выставок"), из них 3205 компаний и 1586 индивидуальных предпринимателей.
Среднесписочная численность сотрудников составляет 19768 человек.
Одновременно более 40000 организаций непосредственно вовлечены в сферу организации конференций и выставок, оказывающих сопутствующие и (или) сервисные услуги.
По данным статистики Российского союза выставок и ярмарок, в 2021 и 2022 годах в Российской Федерации наблюдалось снижение основных показателей конгрессно-выставочной деятельности по сравнению с 2019 годом, что прежде всего связано с отменой или переносом мероприятий на неопределенный срок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, а также мировой внешнеполитической ситуации.
По данным Выставочного научно-исследовательского центра, в России 63 специализированных конгрессных площадки и более 600 конгресс-отелей, способных принимать более 100 человек одновременно. Возможностью проводить крупные мероприятия, конгрессы и конференции располагают только 165 городов.
В Российской Федерации 1149 тыс. кв. метров профессиональных выставочных площадей. При этом 73 процента таких площадей сконцентрированы в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. На 87 субъектов Российской Федерации приходится всего 26 процентов выставочных площадей. Наибольший дефицит приходится:
на Дальневосточный федеральный округ - функционирует всего один выставочный комплекс площадью более 5 тыс. кв. метров;
на Северо-Кавказский федеральный округ - функционирует один комплекс площадью более 5 тысяч кв. метров;
на Северо-Западный федеральный округ, где существующие выставочные площади удовлетворяют потребность в соответствии с численностью населения на 48 процентов.
Текущий уровень развития конгрессно-выставочной отрасли в России значительно отстает от показателей государств - лидеров конгрессно-выставочной индустрии, что характеризуется незначительным количеством привлекаемых мировых ротируемых мероприятий, невысокой долей иностранных участников и посетителей в проводимых в России конгрессно-выставочных мероприятиях, доминирующим положением зарубежных компаний на конгрессном рынке, недостатком квалифицированных кадров и компетенций.
III. Цели и задачи Стратегии
Основной целью Стратегии является обеспечение комплексного развития профессиональной конкурентоспособной конгрессно-выставочной отрасли, способствующей социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации, в том числе за счет продвижения российских товаров, услуг, результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на внутреннем и внешнем рынках.
Для достижения указанной цели необходимо решение ряда прикладных комплексных задач:
стимулирование спроса, повышение качества и доступности конгрессно-выставочных услуг на внутреннем и внешнем рынках;
формирование системы продвижения конгрессно-выставочных услуг на внутреннем и внешнем рынках;
формирование эффективной системы содействия развитию конгрессно-выставочной отрасли, в том числе системы сбора, обработки и анализа достоверных статистических данных о развитии конгрессно-выставочной отрасли;
формирование профессиональных стандартов и компетенций, подготовка и переподготовка кадров конгрессно-выставочной отрасли, продвижение образа организатора как профессионального специалиста, обладающего необходимыми уровнем подготовки, знаниями, опытом;
создание и развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры, отвечающей требованиям международных стандартов.
IV. Направления развития конгрессно-выставочной отрасли
1. Создание условий для повышения качества проводимых
конгрессно-выставочных мероприятий
Конкурентоспособность выставочной отрасли формируется за счет обеспечения необходимого качества оказываемых конгрессно-выставочных услуг, приводящего к ожидаемому потребителем имиджевому или экономическому эффекту.
Участие в конгрессно-выставочных мероприятиях должно строится на принципах активной роли организатора в обеспечении необходимых условий для получения выгод участником от приобретения платных услуг.
Таким образом, в конгрессно-выставочной отрасли должна формироваться конкурентная и ориентированная на клиента среда, способствующая кратному возврату вложенных потребителями средств в участие в мероприятиях как в натуральной форме, так и в виде нематериальных ценностей (получение образования, расширение контактов и других).
Такой подход создаст синергетический эффект, который будет глобально способствовать росту потребления выставочных услуг, активизации продвижения товаров, работ и услуг, а также будут развиваться маркетинговые компетенции производителей.
Для повышения качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий необходимы:
развитие системы стандартов качества организации конгрессно-выставочной деятельности и разработка инструментария для их внедрения;
внедрение нормативной базы, повышающей прозрачность и стандартизацию участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, защиту прав экспонентов;
разработка основанной на принципах саморегулирования системы добровольной аккредитации конгрессно-выставочных операторов с присвоением организациям и объектам знака качества;
формирование постоянно обновляемого перечня крупных международных ротируемых конгрессно-выставочных мероприятий, проведение которых целесообразно на территории Российской Федерации;
популяризация достижений, инновационных и творческих решений участников отрасли с помощью национальных конкурсов и премий;
внедрение инструментов популяризации национальных и региональных брендов, в частности через программу "Сделано в России";
расширение квалификационных требований, подтверждающих опыт проведения конгрессно-выставочных мероприятий, для участников закупок, проводимых заказчиками мероприятий;
формирование и реализация субъектами Российской Федерации местных программ развития конгрессно-выставочной индустрии, соответствующей инфраструктуры и методик продвижения в качестве привлекательной территории для проведения конгрессно-выставочных мероприятий;
поощрение развития международного сотрудничества и формирования международного сообщества, объединяющего представителей индустрии, профильных ассоциаций и союзов, конгресс-бюро дружественных стран, на территории СНГ, Евразийского экономического союза, государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.
Одновременно с решением задач по повышению качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий необходимо осуществление политики стимулирования предпринимательства и общества к участию в них.
В частности, такими мерами могут быть:
дальнейшее развитие государственных мер стимулирования участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, в том числе в рамках отдельных программ компенсации затрат для различных категорий участников (субъектов малого и среднего предпринимательства, экспортеров и др.);
поддержка развития отраслевыми и общественными организациями событийных календарей конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, внедрение авторитетных систем рейтингования и оценки качества (в частности, выставочный аудит);
разработка действенных механизмов привлечения иностранных участников на проводимые в России конгрессно-выставочные мероприятия;
разработка и реализация электронных персонифицированных карт участников конгрессно-выставочных мероприятий (EXPO ID), позволяющих упростить взаимодействие организаторов, экспонентов, посетителей и делегаций, а также сервисных компаний, органов власти в части идентификации и аккредитации участников, визовой поддержки, контроля пересечения границы и пребывания участника на территории Российской Федерации, информационной поддержки участников, включая снятие языковых барьеров;
развитие формата международных выставок-ярмарок с возможностью продажи товаров и услуг, в том числе интегрированных с цифровыми инструментами заказа и доставки приобретенной продукции;
регулярное проведение специализированных мероприятий, посвященных конгрессно-выставочной деятельности с демонстрацией лучших российских и зарубежных решений в отрасли, самопрезентациями мероприятий и соответствующей инфраструктуры;
использование информационных возможностей органов власти различных уровней, общественных организаций, межрегиональных и отраслевых объединений предпринимателей для продвижения конгрессно-выставочных мероприятий.
Отдельное внимание будет уделено повышению доступности конгрессно-выставочных объектов для людей с ограниченными возможностями здоровья, развитию безбарьерной среды, совершенствованию системы навигации и ориентирования в ходе проведения конгрессно-выставочных мероприятий, разработке информационных сервисов, адаптированных под потребности участников с ограниченными возможностями здоровья, использованию специальных форматов проведения конгрессно-выставочных мероприятий для расширения возможностей участия такой категории граждан.
2. Планирование развития приоритетных территорий
и конгрессно-выставочной инфраструктуры
В связи с ограниченностью ресурсов и недостаточным развитием в регионах России конгрессно-выставочной инфраструктуры требуется сфокусировать усилия на развитии территорий, обладающих наибольшим потенциалом для формирования конкурентоспособных конгрессно-выставочных услуг. На приоритетных территориях необходимо обеспечить комплексный подход к развитию конгрессно-выставочной и обеспечивающей инфраструктуры, повышению уровня и качества сервиса услуг, а также обеспечить рост инвестиционной привлекательности.
Реализация данного подхода к развитию конгрессно-выставочной деятельности предусматривает:
определение потребностей субъектов Российской Федерации в развитии инфраструктуры конгрессно-выставочной отрасли (строительство, реконструкция, модернизация) на основе оценки бюджетной и социально-экономической эффективности конгрессно-выставочной деятельности, экономического анализа производственного и логистического потенциала региона с учетом планируемого объема проведения конгрессно-выставочных мероприятий и оценки потенциальной загрузки таких объектов;
формирование мер государственной поддержки и стимулирования не только на этапе строительства, реконструкции, модернизации специализированной конгрессно-выставочной инфраструктуры, но и на этапе ее эксплуатации;
проведение добровольного аудита и ведение реестра специализированных конгрессно-выставочных центров, в том числе в целях получения мер государственной поддержки.
Развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры может осуществляться на принципах государственно-частного партнерства, а также в форме концессионных соглашений.
3. Региональный конгрессно-выставочный стандарт
В целях повышения эффективности достижения определенных Стратегией задач требуется формирование единой системы государственного содействия развитию конгрессно-выставочной отрасли на уровне субъектов Российской Федерации.
Действенным инструментом формирования такой системы станет создание и внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий развития конгрессно-выставочной деятельности (далее - стандарт).
Стандарт - это минимальный набор нормативных и иных документов, а также организационных решений, которые должны быть приняты в субъекте Российской Федерации и которые закрепят комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий развития отрасли и формирование эффективного взаимодействия предпринимательского сообщества с местными властями.
Стандарт должен предусматривать систему оценки его внедрения, которая позволит обеспечить многосторонний контроль за выполнением требований стандарта и исключить случаи формального исполнения мероприятий. Система оценки будет включать:
общественную оценку экспертной группы, сформированной из представителей предпринимательского сообщества субъекта Российской Федерации. Основной целью общественной оценки является получение информации от бизнес-сообщества о соответствии требованиям стандарта процессов, результатов, других характеристик, в том числе эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по созданию благоприятных условий развития конгрессно-выставочной отрасли;
ведомственную оценку Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации будет проводить оценку соответствия требованиям стандарта принятых региональными органами власти мер, изданных соответствующих нормативных актов и т.п.;
формирование итоговой оценки участниками отрасли. На основе экспертного мнения и ведомственной оценки отраслевые союзы или ассоциации готовят итоговое заключение о статусе внедрения того или иного положения стандарта.
Формирование стандарта будет осуществляться в том числе по итогам проведения анализа лучших международных и региональных управленческих практик развития конгрессно-выставочной индустрии, используемых инструментов и механизмов взаимодействия органов власти.
4. Совершенствование системы профессионального
образования, повышения квалификации специалистов
конгрессно-выставочной отрасли
Для динамичного развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации необходима достаточная обеспеченность квалифицированными кадрами.
Реализация мероприятий по подготовке и переподготовке кадров и повышению квалификации специалистов и участников конгрессно-выставочной отрасли будет осуществляться по следующим направлениям:
разработка совместно с профессиональными объединениями, бизнесом и образовательными организациями концепции кадрового обеспечения развития конгрессно-выставочной индустрии с определением системных подходов к формированию и развитию кадрового потенциала;
разработка методологии и создание системы мониторинга и прогноза кадровой потребности в конгрессно-выставочной сфере на среднесрочную перспективу;
создание условий для подготовки кадров для субъектов отрасли или их дополнительного профессионального образования, включая формирование базы данных для учебно-методического и научно-методического обеспечения;
разработка комплекса мер по распространению передового опыта и технологий в индустрии, в том числе по формированию и деятельности управленческих команд в конгрессно-выставочной сфере;
актуализация существующих и разработка новых профессиональных стандартов в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая оценочные средства профессиональных квалификаций;
создание и внедрение системы независимой оценки квалификации работников, занятых в конгрессно-выставочной отрасли;
включение программ профессионального образования в сфере конгрессно-выставочной деятельности в федеральные государственные образовательные стандарты по экономическому, социальному и иным смежным направлениям (например, выставочное строительство и дизайн);
развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере конгрессно-выставочной деятельности, а также системы повышения квалификации руководителей конгрессно-выставочных организаций и представителей органов власти, работающих в указанной сфере.
Отдельным направлением работы должно стать продвижение профессии "организатор мероприятий", целью которого является повышение осведомленности общества о квалификационных требованиях, навыках и требуемом опыте таких специалистов.
5. Совершенствование системы сбора, обработки и анализа
статистических данных
Система сбора, обработки и анализа статистических данных предназначена для получения официальной статистической информации о развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной отрасли в Российской Федерации, точность и актуальность которой оказывает решающее значение как при выработке стратегических документов развития отрасли, так и при принятии оперативных управленческих решений.
Основными направлениями развития системы сбора, обработки и анализа статистических данных являются:
разработка концепции, инструментария и методики сбора, обработки и анализа отраслевых данных о развитии конгрессно-выставочной отрасли на территории Российской Федерации;
организация федерального статистического наблюдения за развитием выставочно-ярмарочной и конгрессной отрасли;
формирование методики оценки экономической и бюджетной эффективности конгрессно-выставочных мероприятий;
расчет доли отрасли в формировании валового внутреннего продукта и валового регионального продукта;
формирование рейтинга субъектов Российской Федерации, оценивающего факторы развития конгрессно-выставочной отрасли (событийный потенциал).
Для обеспечения полноты и корректности формируемой официальной статистической информации организация федерального статистического наблюдения будет осуществлена поэтапно (в два этапа):
на первом этапе (2023 - 2024 годы) - проведение выборочного федерального статистического наблюдения с учетом репрезентативности на уровне Российской Федерации;
на втором этапе (с 2025 года) - проведение выборочного федерального статистического наблюдения с учетом репрезентативности на уровне субъектов Российской Федерации.
6. Внедрение цифровых технологий
В мире продолжается активное внедрение цифровых решений во всех сферах экономики. Конгрессно-выставочная отрасль не является исключением и во время пандемии столкнулась с необходимостью осваивать новую среду проведения мероприятий в онлайн-формате, востребованность которой продолжит расти.
Современные темпы жизни способствуют повышению спроса на инновационные решения, позволяющие оперативно получать необходимые данные, что в среднесрочной перспективе приведет к смене формата проведения мероприятий.
В связи с этим конгрессно-выставочные операторы должны ускорять внедрение цифровых технологий при проведении мероприятий, а также адаптировать методы привлечения аудитории в складывающихся условиях.
Ответом на эти вызовы должны стать:
внедрение гибких форм проведения мероприятий, основанных на сочетании очных и дистанционных форм участия, интерактивных технологий;
расширение практики организации цифровых выставочных павильонов, в том числе постоянно действующих, с мероприятиями, проводимыми в очном формате;
внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта, а также развитие системы продвижения конгрессно-выставочных услуг, формирование наиболее актуальных для участника рынка предложений с учетом его профессиональных, финансовых, территориальных предпочтений;
создание приложений для навигации по различным мероприятиям, в том числе основанным на базе единого интерфейса и предоставляющего необходимый набор дополнительных услуг;
формирование возможности оформить подписку (заключение договора) на аренду типовых выставочных стендов на конкретном мероприятии с использованием специализированных мобильных приложений и (или) сайтов.
Одним из инструментов для формирования и продвижения качественных конгрессно-выставочных услуг, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках, является формирование конгрессно-выставочной цифровой экосистемы, объединяющей всех участников рынка для формирования лучшего клиентского опыта, интегрированной с внешними источниками данных и социальными платформами.
Внедрение цифровых технологий в отрасли позволит повысить эффективность управления данными и процессами, снизить транзакционные издержки, усилить прозрачность деятельности. Результатом чего должно стать повышение информированности и доверия всех заинтересованных сторон.
Важнейшими направлениями развития в области цифровых решений являются:
создание конгрессно-выставочного маркетплейса и централизация усилий по продвижению конгрессно-выставочных услуг в Российской Федерации;
предоставление прозрачной электронной системы оценки качества предлагаемых конгрессно-выставочных услуг, создание рейтинга таких услуг и объектов по субъектам Российской Федерации;
развитие системы открытых данных в конгрессно-выставочной сфере для повышения прозрачности работы организаций и системы управления отраслью;
создание образовательной платформы для дистанционного обучения профессиональных участников конгрессно-выставочной индустрии;
стимулирование использования участниками отрасли высокотехнологичных коммерческих решений и сервисов, включая безопасные публичные облачные сервисы;
внедрение отраслевого регулирования, стандартов и норм с учетом развития цифровых платформ и сервисов, в том числе их добровольной сертификации, на базе независимого оператора.
V. Ожидаемые результаты реализации Стратегии и прогноз
развития конгрессно-выставочной отрасли до 2030 года
Ожидаемыми результатами реализации Стратегии являются:
рациональное распределение в регионах Российской Федерации современных конгрессно-выставочных центров, позволяющих проводить мероприятия на уровне мировых стандартов;
формирование в окружных, межрегиональных, региональных и муниципальных центрах, обладающих конгрессно-выставочными комплексами, сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, транспортные сети, рестораны и другое);
обеспечение условий свободной, равной и добросовестной конкуренции в выставочной сфере;
организация в Российской Федерации конгрессно-выставочных мероприятий мирового значения;
активизация участия российских компаний в международных конгрессно-выставочных мероприятиях, проходящих на территории Российской Федерации, за счет увеличения объема бюджетного финансирования выставочной программы федеральных органов исполнительной власти;
повышение деловой, инвестиционной и туристской привлекательности регионов;
развитие профессиональных кадров.
Достижение ожидаемых результатов будет непосредственно способствовать реализации национальных документов стратегического планирования. В частности, по следующим направлениям:
экономическая безопасность Российской Федерации:
сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;
повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;
улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;
создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;
обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;
приоритетное развитие экономического потенциала отдельных регионов и территорий;
расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;
содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;
расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;
развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки;
национальная безопасность Российской Федерации:
обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий;
преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих за счет ускоренного внедрения передовых российских технологических разработок, локализации производства на территории Российской Федерации;
обеспечение развития эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны;
укрепление единства экономического пространства Российской Федерации, развитие кооперации и хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации;
сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономического развития, качеству жизни, стимулирование развития экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности;
совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в первую очередь в производственной и научно-технологической сферах;
развитие международных деловых контактов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать ключевые для российского экспорта мировые рынки;
ускоренное внедрение в промышленное производство результатов научных исследований для обеспечения полного научно-производственного цикла в соответствии с приоритетами социально-экономического, научного и научно-технологического развития Российской Федерации;
привлечение к работе в России ученых мирового уровня и молодых талантливых исследователей, создание и развитие на территории Российской Федерации центров международного сотрудничества в области науки и технологий;
усиление взаимодействия между научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями, создание условий для активной коммерциализации научных и научно-технических разработок;
формирование внутреннего спроса на российскую наукоемкую и инновационную продукцию, в первую очередь со стороны государственных заказчиков, государственных компаний и компаний с государственным участием;
обеспечение интеграции экономических систем и развитие многостороннего сотрудничества в рамках Большого Евразийского партнерства. Углубление многопрофильного сотрудничества с иностранными государствами;
поддержание равноправного и взаимовыгодного диалога со всеми заинтересованными государствами в целях развития торгово-экономической кооперации, укрепления международной и региональной стабильности;
поддержка экспорта российских товаров, в том числе высокотехнологичной продукции;
развитие международных торгово-экономических связей, содействие привлечению в Российскую Федерацию иностранных инвестиций, передовых технологий и высококвалифицированных специалистов;
повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве, укрепление позиций русского языка как языка международного общения;
развитие сотрудничества в рамках международных организаций и институтов, расширение использования инструментов сетевой дипломатии;
развитие туризма в Российской Федерации:
содействие увеличению в 2 раза количества туристов, приезжающих в Российскую Федерацию на деловые мероприятия;
содействие увеличению привлеченных международных мероприятий и выходу России в топ-20 мирового рейтинга конгрессных территорий.
В качестве показателей развития конгрессно-выставочной отрасли к 2030 году предполагается достижение целевых индикаторов согласно приложению при условии целевого сценария развития экономики.
Приложение
к Стратегии развития
конгрессно-выставочной отрасли
в Российской Федерации на период
до 2030 года
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ОТРАСЛИ К 2030 ГОДУ
Показатели |
Единица измерения |
Базовый период (2022 год) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
|
1. |
Доля Российской Федерации на мировом рынке международных конгрессных мероприятий |
процентов |
< 1 |
< 1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,5 |
1,0 |
1,3 |
1,5 |
2. |
Объем конгрессно-выставочного рынка в Российской Федерации |
млрд. рублей |
182,1 |
182,1 |
198 |
209 |
222 |
235 |
249 |
264 |
280 |
3. |
Доля российских компаний, участвующих в выставках |
процентов |
3 |
3 |
3,16 |
3,39 |
3,83 |
4,33 |
4,89 |
5,53 |
6,25 |
4. |
Доля российских крытых выставочных площадей в общей площади мировых крытых выставочных площадей |
процентов |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
3 |
3,5 |
4 |
5. |
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих выставочные мощности (за исключением г. Москвы и Московской области) в общей площади выставочных площадей в Российской Федерации |
процентов |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
28 |
30 |
32 |
6. |
Количество занятых в конгрессно-выставочной отрасли (предприятия, относящиеся к коду 82.30 ОКВЭД 2) |
человек |
19768 |
19768 |
20135 |
20361 |
20972 |
22020 |
23121 |
25434 |
27977 |
7. |
Количество вузов, реализующих профильные образовательные программы |
штук |
15 |
15 |
15 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
8. |
Количество отраслевых профессиональных стандартов |
штук |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |