Распоряжение Правительства РФ от 22.06.2015 N 1143-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы Мировой океан на 2016 - 2031 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 июня 2015 г. N 1143-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Мировой океан" на 2016 - 2031 годы.
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Мировой океан" на 2016 - 2031 годы (далее - Программа) Минэкономразвития России;
государственными заказчиками Программы - Минэкономразвития России, Минобрнауки России, ФАНО России и Росгидромет.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 87 200,2 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минэкономразвития России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 июня 2015 г. N 1143-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
НА 2016 - 2031 ГОДЫ
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Мировой океан, занимающий более 70 процентов площади Земли, является существенным источником ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека. Уже сейчас морские акватории обеспечивают более 60 процентов мировой продукции рыболовства и аквакультуры, около 30 процентов мировой добычи энергоресурсов, морской транспорт обеспечивает перевозку 90 процентов тоннажа мировой торговли, морские курорты являются лидерами развития мировой туристической индустрии.
В то же время до 80 процентов поступающих в прибрежные морские акватории загрязняющих веществ приходит из удаленных от побережий районов суши.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. под суверенитетом Российской Федерации находится около 1 млн. кв. километров морских акваторий (внутренние морские воды Российской Федерации и территориальное море Российской Федерации). Еще более 6 млн. кв. километров морских акваторий, включая дно и недра, находятся под юрисдикцией Российской Федерации (исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации, границы которого находятся в стадии определения). Здесь Россия имеет суверенные права на природные ресурсы и юрисдикцию в отношении таких видов деятельности, как создание искусственных островов и установок, проведение буровых работ для любых целей, определение трасс подводных кабелей и трубопроводов, научные и ресурсные исследования.
Таким образом, площадь морских пространств, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией Российской Федерации, составляет около 7,5 млн. кв. километров, что превышает площадь крупнейших макрорегионов страны. Это обеспечивает обоснованные перспективы для ресурсного обеспечения страны в обозримом будущем и в то же время требует серьезных усилий в сфере обеспечения национальной безопасности страны с океанских и морских направлений и охраны ее морских границ.
Благодаря своей способности сохранять и перераспределять тепло и углерод океан оказывает большое влияние на изменения климата и играет ключевую роль в формировании погоды на планете. Особенности этих изменений в последние десятилетия настоятельно требуют тщательного изучения всех определяющих их факторов и в первую очередь роли океана.
Современные климатические изменения ведут к увеличению частоты и интенсивности экстремальных явлений на морях (штормы, волнение) и связанных с ними стихийных бедствий на побережье (штормовых нагонов и связанной с ними эрозии берегов, наводнений, экстремальных осадков и аномальных разливов рек). Активизирующаяся экономическая деятельность в океане и на побережье требует эффективного обеспечения ее безопасности. Также необходимо обеспечить безопасность населения приморских регионов и смягчение последствий от морских стихийных бедствий (ураганы, цунами и вызывающие их землетрясения, извержения вулканов). Это требует создания опирающихся на современные научные знания и достоверные данные систем прогноза связанных с океаном опасных и катастрофических явлений.
Понимание гидрофизических процессов, происходящих в океане, а также сведения о физических параметрах морской среды необходимы для обеспечения деятельности Военно-Морского Флота.
При этом необходимым условием для любого вида использования ресурсов и пространств Мирового океана являются наличие научных знаний и современное информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации.
Позиция России как одной из ведущих морских держав мира определена в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. (далее - Морская доктрина), и Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р.
Так, Морская доктрина одним из принципов национальной морской политики определяет проведение комплексных морских научных исследований в интересах Российской Федерации и развитие систем мониторинга состояния морской природной среды и прибрежных территорий. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года определяет одними из стратегических целей возобновление экспедиционной деятельности в ключевых районах Мирового океана, Арктике и Антарктике, необходимой для воспроизводства ресурсной базы, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов, совершенствование информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции и рационального использования систем, комплексов и средств различного подчинения путем развития и использования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане как базового межотраслевого информационно-технологического комплекса.
Федеральная целевая программа "Мировой океан" на 2016 - 2031 годы (далее - Программа) направлена на реализацию приоритетных задач, определенных Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 1926-р, Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г., Стратегией российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2012 г. N 356-р, и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г.
Цели Программы соответствуют приоритетной задаче повышения национальной конкурентоспособности, в том числе задачам по развитию науки, национальной инновационной системы и технологий, высокотехнологичных отраслей в части информационно-коммуникационных технологий, конкурентных преимуществ в сфере природопользования, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Программа должна способствовать достижению научного и технологического лидерства России в морском природопользовании и исследованиях Антарктики, а также внести свой вклад в обеспечение безопасности страны с океанических и морских направлений и охраны ее морских границ.
2. Анализ итогов реализации федеральной целевой программы
"Мировой океан"
Федеральная целевая программа "Мировой океан", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 "О федеральной целевой программе "Мировой океан", реализовывалась в 3 этапа в 1998 - 2013 годах. Ее основной целью являлось комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ.
Ограниченность ресурсов потребовала их концентрации на тех направлениях деятельности в Мировом океане, которые представлялись наиболее важными с точки зрения обеспечения приоритетных задач социально-экономического развития страны и ее долговременных национальных интересов, поэтому количество направлений в федеральной целевой программе "Мировой океан" по сравнению с Концепцией этой программы было сокращено с целью оптимизации использования средств и ресурсов.
В целом можно сказать, что результаты выполнения федеральной целевой программы "Мировой океан" обеспечили стабилизацию основных показателей деятельности России в Мировом океане и формирование условий для создания заделов в правовой, политической, природоохранной, материально-технической, организационной, научной, технологической и иных сферах морской деятельности России, позволяющих удовлетворять ее текущие нужды и обеспечивать долгосрочные интересы и потребности, что способствовало формированию обновленной структуры деятельности России в Мировом океане в соответствии со стратегией развития страны, ее положением на мировой арене и перспективными потребностями.
Федеральная целевая программа "Мировой океан" представила собой инструмент решения системных проблем, межведомственной интеграции в сфере морской деятельности, апробации новых подходов в управлении ею и подтвердила действенность применения программно-целевого метода при изучении, освоении и использовании пространств и ресурсов Мирового океана, требующих междисциплинарного подхода и межведомственных усилий.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Для реализации стратегических задач по научному и информационному обеспечению развития морской деятельности Российской Федерации необходимо получение в течение длительного периода регулярных значительных объемов комплексных данных о состоянии природной среды и ресурсов океанов и омывающих Российскую Федерацию морей. Вследствие этого проводимые в рамках Программы экспедиции должны носить долгосрочный и максимально комплексный характер, то есть включать гидрометеорологические, гидрофизические, геологические, гидробиологические, гидрохимические, экологические и другие доступные наблюдения. Для их осуществления необходима интеграция усилий мореведческих организаций страны.
В этих условиях только программный подход к разработке комплекса мероприятий федерального уровня и механизма их реализации в наибольшей степени обеспечивает достижение целей государственной политики в области морских научных исследований, изучения Антарктики и информационного обеспечения морской деятельности.
Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу предусмотрено решение установленных этой Стратегией задач программно-целевым методом.
Таким образом, программно-целевой метод необходим для того, чтобы сконцентрировать усилия на решении ключевых проблем морской деятельности, обеспечить сбалансированность и последовательность их решения, обеспечить увязку задач, мероприятий, ресурсов, необходимых для их исполнения, и показателей эффективности.
Принимая во внимание межведомственный и долгосрочный характер планируемых морских научных исследований (включая экспедиционные исследования) и постоянную необходимость информационного обеспечения морской деятельности решение этой проблемы целесообразно осуществлять с применением программно-целевого метода путем реализации федеральной целевой программы.
4. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
Реализация федеральной целевой программы "Мировой океан" в 1998 - 2013 годах обеспечила стабилизацию основных показателей деятельности России в Мировом океане и формирование условий для создания заделов в различных сферах морской деятельности, способствовала формированию обновленной структуры научного обеспечения деятельности России в Мировом океане в соответствии со стратегией развития страны, ее положением на мировой арене и перспективными потребностями. Выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы способствовали реализации крупных национальных проектов, направленных на освоение и использование ресурсов и пространств Мирового океана, прежде всего на акваториях, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации, обеспечивали изучение Антарктики и российское присутствие в этом регионе.
Прекращение использования программно-целевого метода, позволявшего удовлетворять текущие нужды страны и в значительной степени обеспечивать ее долгосрочные интересы и потребности в научном и информационном обеспечении развития морской деятельности, может привести к дисбалансу между растущей интенсивностью нагрузки на отечественные морские акватории и отдельные районы Мирового океана и недостаточной степенью научной обоснованности принимаемых управленческих решений различного уровня и в различных сферах морской деятельности, в том числе в сфере обеспечения безопасности страны с океанических и морских направлений и охраны ее морских границ.
Для преодоления этого дисбаланса необходимы организация долговременных целевых исследований, направленных на получение достоверных оценок запасов минеральных и биологических ресурсов морей России и океана, комплексные исследования и прогноз состояния Арктики как приоритетной области экономических и геополитических интересов России, а также Антарктики, создание эффективных наблюдательных систем за климатическими изменениями в ключевых районах Мирового океана, оценка и прогноз опасных явлений в океане, совершенствование информационного обеспечения морской деятельности.
Действенность применения программно-целевого метода для решения подобных проблем, требующих междисциплинарных подходов и межведомственных усилий, подтверждают итоги реализации федеральной целевой программы "Мировой океан".
Без использования программно-целевого метода, предусматривающего выделение дополнительных средств федерального бюджета, экспедиционные исследования морей России будут осуществляться организациями различных федеральных органов исполнительной власти в основном при выполнении работ по договорам с коммерческими организациями, субъектами Российской Федерации и зарубежными научными организациями в качестве сопутствующих наблюдений и носить разрозненный эпизодический характер. При этом не могут быть обеспечены регулярность, требуемый объем и комплексность проводимых исследований. Это приведет к невозможности современного информационного обеспечения морской деятельности. В результате будет существенно затруднено решение государственных задач, поставленных в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года. В этом же случае ожидаются снижение объема и качественного уровня антарктических исследований, невозможность не только расширения российского присутствия в Антарктике, как это определено в Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, но и его поддержания на современном уровне в связи с износом экспедиционной инфраструктуры.
Таким образом, реально возникновение следующих рисков:
нарушение межведомственного системного подхода к научному и информационному обеспечению морской деятельности, когда научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводятся в рамках ведомственных целевых программ, приведет к распылению средств, направляемых на решение указанной задачи, результатом чего явятся снижение уровня и отставание морской науки и информационного обеспечения морской деятельности России;
невыполнение Россией обязательств по Договору об Антарктике 1959 года, в частности невыполнение конвенций и протоколов системы этого Договора, невыполнение мер и резолюций консультативных совещаний по Договору и в том числе невыполнение обязательств, определяемых Федеральным законом "О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике".
5. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Варианты решения поставленных в Программе проблем можно определить как оптимальный и умеренный.
Оптимальный вариант предусматривает существенную активизацию работ по научному и информационному обеспечению морской деятельности страны и обеспечению российского присутствия в Антарктике.
Значительное расширение по сравнению с существующим в настоящее время объемом получат комплексные экспедиционные работы во всех морях России и стратегически важных районах Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов с целью получения экспериментальных данных о морской среде и происходящих в ней процессах. На основе этих данных и развития информационных систем будет реализовано современное информационное обеспечение морской деятельности. Выполнение этих мероприятий должно в значительной мере обеспечить требования Морской доктрины и Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года в части расширения экспедиционных исследований в различных стратегически важных районах Мирового океана и его морей и совершенствования информационного обеспечения морской деятельности.
Предполагается в 3 этапа реализовать следующие программные мероприятия, направленные на решение ключевых проблем морских исследований и предусматривающие в большинстве случаев существенный экспедиционный компонент:
прикладные исследования по рациональному природопользованию Мирового океана и морей России, защита и сохранение морской среды;
комплексные экспедиционные исследования арктических морей России и центральной части Северного Ледовитого океана;
комплексные экспедиционные исследования Черного, Азовского и Балтийского морей и северо-восточной части Атлантики;
комплексные экспедиционные исследования дальневосточных морей России и северо-западной части Тихого океана;
комплексные экспедиционные исследования Каспийского моря;
создание современных средств исследований Мирового океана, включая покрытые льдом районы;
прикладные исследования климатических изменений и состояния окружающей среды Арктики, включая район архипелага Шпицберген;
управление морским природопользованием.
В области совершенствования информационного обеспечения морской деятельности планируется осуществить:
развитие межведомственной информационной и программно-технической инфраструктуры информационного обеспечения морской деятельности;
разработку методов и технологий информационно-аналитической поддержки управления морским природопользованием и морской деятельностью в целом, выполнения международных обязательств России в рассматриваемой области;
создание прикладных межведомственных комплексов поддержки морских перевозок, военно-морской деятельности, исследований Мирового океана и использования его ресурсов, спасания на море и других видов морской деятельности;
разработку методов и технологий информационного обеспечения комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий России.
На 1-м этапе производится формирование инфраструктуры информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции и рационального использования информационных систем, комплексов и средств различного подчинения, включая целевое наращивание информационных ресурсов единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и создание инфраструктуры морских пространственных данных, обеспечение информационной безопасности, применение адаптивных средств обработки больших объемов данных и принятия решений, использование мобильных компонентов и других современных средств информационного обслуживания.
С использованием инфраструктуры морских пространственных данных реализуются пилотные проекты в приоритетных областях информационного обеспечения морской деятельности.
Для гарантированного выполнения запланированных на 2-м и 3-м этапах объемов экспедиционных работ на 1-м этапе запланировано строительство 7 научно-исследовательских судов взамен выходящих из строя, на 2-м и 3-м этапах - по одному судну.
На 2-м этапе планируются:
создание интегрированного комплекса средств оперативно-аналитической оценки обстановки в Мировом океане и обоснования принятия решений;
наращивание информационно-технологических возможностей для поддержки всех основных видов морской деятельности посредством адаптации инфраструктурных технологий и средств к различным тематическим задачам, системам и регионам;
встраивание технологий в действующие процессы информационной поддержки морской деятельности на федеральном, региональном и объектовом уровнях и организация их применения.
На 3-м этапе выполняются дальнейшее развитие комплекса средств информационного обеспечения морской деятельности, его внедрение и вывод на уровень интегрированной автоматизированной межведомственной и межрегиональной системы информационного обеспечения морской деятельности во взаимодействии с другими глобальными, ведомственными и региональными, а также международными системами.
Информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации будет осуществляться в ходе всего периода выполнения Программы одновременно с разработкой и внедрением новых и усовершенствованных средств и ресурсов.
В области исследований Антарктики на 1-м этапе предусматриваются:
строительство зимовочных комплексов на российских антарктических станциях Восток и Мирный;
реконструкция топливной базы на российской антарктической станции Беллинсгаузен и инфраструктуры российской антарктической сезонной базы Русская.
Инвестиционные проекты на 2-м и 3-м этапах реализации Программы предусматривают реконструкцию инфраструктуры сезонных полевых баз Молодежная, Ленинградская, станций Беллинсгаузен и Новолазаревская.
Предусматривается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям:
определение текущих и будущих климатических изменений в Антарктике;
комплексные исследования подледникового озера Восток, палеоклимата и баланса массы ледникового покрова Антарктиды;
изучение влияния космо- и гелиогеофизических факторов на космическую погоду и развитие аномальных геофизических и атмосферных процессов, оказывающих негативное воздействие на технологические системы и среду обитания человека;
комплексные исследования литосферы Антарктики и изменений ее природной среды в геологическом прошлом;
исследование состояния антарктических экосистем как основы мероприятий по охране окружающей среды Антарктики и Южного океана;
оценка водных биологических ресурсов Антарктики на основе исследований по прогнозированию состояния их запасов для обеспечения экономически эффективного рыбного промысла;
развитие информационной системы о природной среде Антарктики и Южного океана;
разработка системы обеспечения безопасности деятельности и персонала в Антарктике.
На 1-м этапе реализации Программы по направлению "Прочие нужды" будут осуществлены:
очистка района сезонной базы Молодежная от отходов;
оснащение российских полевых баз и полевых лагерей типовыми модульными комплексами;
оснащение антарктических станций, судов и научно-исследовательских учреждений современными приборами, оборудованием и вычислительными комплексами для научных исследований;
работы по сокращению вредного воздействия на окружающую среду в районе станции Новолазаревская.
На 2-м и 3-м этапах намечено осуществление работ по обеспечению безопасного функционирования антарктических станций, их персонала, оснащению научным оборудованием, проведению экспедиционных мероприятий и решению неотложных природоохранных проблем в соответствии с международными требованиями.
Таким образом, оптимальный вариант предполагает развитие при государственной поддержке морских экспедиционных исследований и работ, модернизацию экспедиционного флота, его оснащение современными навигационными средствами и научными приборами, строительство новых научно-исследовательских судов для обеспечения поэтапного восстановления необходимого объема данных, получаемых в морях и открытых районах океанов, наращивание научного потенциала морских исследований и развитие технологий обеспечения морской деятельности Российской Федерации наблюденной, аналитической и прогностической информацией, необходимой для устойчивого развития морепользования, предотвращения угроз экономике и населению страны от опасных и стихийных природных явлений и резких изменений климата, обеспечения национальной безопасности страны с океанских и морских направлений и охраны ее морских границ.
В соответствии с этим вариантом существенно возрастает объем финансирования как научного и информационного обеспечения морской деятельности страны (в первую очередь за счет значительного роста экспедиционного компонента и строительства необходимых для этого научно-исследовательских судов), так и обеспечения российского присутствия в Антарктике.
Указанный вариант предусматривает финансирование из федерального бюджета в размере 87 200,2 млн. рублей (1-й этап - 51 222,5 млн. рублей, 2-й этап - 19 553,6 млн. рублей, 3-й этап - 16 424,1 млн. рублей), в том числе 63 003,3 млн. рублей на проведение морских научных исследований, включая экспедиционный компонент, и строительство необходимых для этого научно-исследовательских судов, 5 723,4 млн. рублей на совершенствование информационного обеспечения морской деятельности и 18 473,5 млн. рублей на обеспечение российской деятельности в Антарктике.
Значимым риском при осуществлении этого варианта может оказаться ограниченность возможностей федерального бюджета.
Умеренный вариант предусматривает строительство на 1-м этапе 4 научно-исследовательских судов взамен выходящих из строя и на 2-м этапе - одного судна для гарантированного выполнения запланированных на 2-м и 3-м этапах объемов экспедиционных работ.
В случае реализации этого варианта исключаются экспедиционные исследования в отдаленных, но стратегически важных районах Атлантического и Тихого океанов, включая соответствующие секторы Южного океана. Продолжатся исследования только в арктических, дальневосточных и южных морях России, а также работы в северо-восточной Атлантике, важные для изучения происходящих климатических изменений в Арктике и на европейской территории России.
Не будут выполнены такие задачи, как обеспечение присутствия России в отдаленных районах Мирового океана, исследование глубоководных акваторий морского дна, участие в международных программах по исследованию Мирового океана и ряд других.
Следует ожидать также ослабление интеграционных процессов в управлении информацией об обстановке в Мировом океане, снижение научно-технологических заделов, технологическое отставание и усиление зависимости качества информационного обеспечения морской деятельности от отраслевой конъюнктуры и зарубежных информационных систем.
Умеренный вариант предусматривает финансирование из федерального бюджета в размере 58 750,3 млн. рублей (1-й этап - 34 293,4 млн. рублей, 2-й этап - 13 174,4 млн. рублей, 3-й этап - 11 282,5 млн. рублей), в том числе 40 597,7 млн. рублей на проведение морских научных исследований, включая экспедиционный компонент, и строительство необходимых для этого научно-исследовательских судов, 4 292,6 млн. рублей на совершенствование информационного обеспечения морской деятельности и 13 860 млн. рублей на обеспечение российской деятельности в Антарктике.
Следует также отметить, что позиции России в сложившейся в последние полвека мировой табели о рангах в области освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана, как и в области изучения Антарктики, довольно высоки. В этом большую роль сыграл и высокий мировой рейтинг российских (советских) научных исследований океанов и морей и Антарктики. По-прежнему достижения России высоко оцениваются Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО (IOC UNESCO), другими организациями системы Организации Объединенных Наций, Международным научным союзом (ICSU) и его комитетами, Консультативными Сторонами Договора об Антарктике 1959 года, другими профильными международными организациями, в работе которых участвует Российская Федерация. Например, в 2013 году в России начал действовать партнерский центр ЮНЕСКО по поддержке портала океанологических данных Межправительственной океанографической комиссии, построенного на отечественных информационных технологиях.
Снижение исследовательской активности в Мировом океане и Антарктике переведет Россию в разряд рядовых в этих областях стран.
Другие варианты решения проблемы малоэффективны. Ориентация на аренду научных судов у зарубежных компаний бесперспективна, так как рынок предложений чрезвычайно ограничен, а стоимость аренды значительно превосходит стоимость эксплуатации собственных научных судов. Проведение экспедиционных исследований федеральными бюджетными организациями за счет внебюджетных источников может обеспечить незначительную часть требуемого объема исследований. Использование данных, получаемых в экспедициях, проводимых по хозяйственным договорам, маловероятно в связи с тем, что исключительное право на эти данные принадлежит заказчику, если это ресурсные исследования, или в связи с тем, что решается узковедомственная прикладная задача, если это морские научные исследования. Отсутствие собственной высокотехнологичной системы информационного обеспечения морской деятельности означает потерю информационной независимости от развитых зарубежных стран.
Кроме того, утрата конкурентоспособности стареющими отечественными научно-исследовательскими судами по сравнению с более экономичными зарубежными научными судами, оснащенными современным оборудованием и приборами, приведет в итоге к значительному сокращению финансирования экспедиций за счет внебюджетных источников, а затем и к их прекращению.
При рассмотрении оптимального и умеренного вариантов решения проблемы прикладных исследований Мирового океана, совершенствования информационного обеспечения морской деятельности и обеспечения российского присутствия в Антарктике предпочтение следует отдать оптимальному варианту.
6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Программа реализуется с 2016 по 2031 год в 3 этапа:
1-й этап - 2016 - 2021 годы (6 лет);
2-й этап - 2022 - 2026 годы (5 лет);
3-й этап - 2027 - 2031 годы (5 лет).
7. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам
и показателям, позволяющим оценивать ход реализации
предлагаемых мероприятий по годам на вариантной основе
При определении цели и задач Программы следует руководствоваться основными положениями Морской доктрины, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу и учитывать результаты работ, полученных при реализации федеральной целевой программы "Мировой океан" в 1998 - 2013 годах.
Целью Программы являются активизация использования ресурсного и пространственного потенциала морей России и обеспечение присутствия Российской Федерации в ключевых районах Мирового океана и Антарктике.
Задачами Программы являются:
развитие научного потенциала, позволяющего удовлетворять приоритетные нужды России в сфере исследования Мирового океана и использования его ресурсов, изучения Антарктики;
активизация экспедиционной деятельности в морях России и ключевых районах Мирового океана, в том числе за счет обновления научно-исследовательского флота;
совершенствование информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации на основе интеграции и рационального использования информационных систем, комплексов и средств различного подчинения;
модернизация и реорганизация экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в Антарктике;
обеспечение комплексного подхода к развитию морской деятельности, повышение эффективности комплексных межведомственных проектов, в том числе в сфере управления морской деятельностью.
Уровень достижения цели и решения задач Программы характеризуется следующими целевыми индикаторами и показателями:
количество публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus и базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);
количество заявок на патенты (изобретение, полезная модель) и свидетельств о государственной регистрации (программа для электронно-вычислительных машин, база данных);
прирост объема экспедиционных научных данных, пополнивших базы данных о морях России и ключевых районах Мирового океана;
количество научных экспедиций в морях России и ключевых районах Мирового океана;
количество построенных научно-исследовательских и экспедиционных судов;
прирост количества параметров обстановки в Мировом океане, предоставляемых сервисами единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;
прирост количества организаций, в том числе организаций в приморских субъектах Российской Федерации, которые используют общесистемные средства и ресурсы единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;
количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов на российских антарктических станциях;
количество введенных в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств на российских антарктических станциях;
прирост объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика";
количество подготовленных проектов методических и информационных документов, используемых для принятия управленческих решений;
количество реализуемых комплексных межведомственных проектов.
Целевые индикаторы и показатели оптимального и умеренного вариантов реализации Программы приведены в приложении N 1.
8. Предложения по объемам и источникам финансирования
Программы по направлениям на вариантной основе
Учитывая характер проблематики Программы (изучение природы Мирового океана и Антарктики, совершенствование информационного обеспечения морской деятельности), которая во всех морских странах решается преимущественно за счет средств государства, а также тот факт, что исследования, предусмотренные Программой, проводятся в том числе в целях обеспечения безопасности населения приморских регионов и смягчения последствий от морских стихийных бедствий, обеспечения национальной безопасности страны с океанических и морских направлений и охраны ее морских границ, финансирование Программы предполагается главным образом за счет средств федерального бюджета.
При оптимальном варианте объем финансирования реализации Программы составляет 92 604 млн. рублей (1-й этап - 53 002,3 млн. рублей, 2-й этап - 21 250 млн. рублей, 3-й этап - 18 351,7 млн. рублей).
Объем финансирования из федерального бюджета составляет 87 200,2 млн. рублей (1-й этап - 51 222,5 млн. рублей, 2-й этап - 19 553,6 млн. рублей, 3-й этап - 16 424,1 млн. рублей). Капитальные вложения составляют 51 711,1 млн. рублей (строительство научно-исследовательских судов, строительство и реконструкция объектов в Антарктиде), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 12 038,5 млн. рублей, прочие нужды - 23 450,6 млн. рублей (экспедиционные исследования, совершенствование информационного обеспечения, обеспечение деятельности антарктических станций и Российского научного центра на Шпицбергене).
Объем финансирования из внебюджетных источников составляет 5 403,8 млн. рублей (1-й этап - 1 779,8 млн. рублей, 2-й этап - 1 696,5 млн. рублей, 3-й этап - 1 927,5 млн. рублей).
При этом 74 983,1 млн. рублей, или 86 процентов объема финансирования за счет средств федерального бюджета, будет направлено на решение таких государственных задач, как строительство новых научно-исследовательских судов взамен выбывающих из строя, необходимых для выполнения экспедиционного компонента Программы, проведение экспедиционных исследований в океане и исследование Антарктики.
При умеренном варианте объем финансирования реализации Программы составляет 62 983,7 млн. рублей (1-й этап - 35 647,1 млн. рублей, 2-й этап - 14 508 млн. рублей, 3-й этап - 12 828,6 млн. рублей).
Объем финансирования из федерального бюджета составляет 58 750,3 млн. рублей (1-й этап - 34 293,4 млн. рублей, 2-й этап - 13 174,4 млн. рублей, 3-й этап - 11 282,5 млн. рублей), что составляет примерно две трети объема финансирования оптимального варианта.
Объем финансирования из внебюджетных источников составляет 4 233,5 млн. рублей (1-й этап - 1 353,8 млн. рублей, 2-й этап - 1 333,6 млн. рублей, 3-й этап - 1 546,1 млн. рублей).
Исходя из стратегических задач Российской Федерации в Мировом океане следует отдать предпочтение оптимальному варианту.
Объемы и источники финансирования оптимального варианта реализации Программы приведены в приложении N 2.
9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Специфика Программы определяется ее комплексным межведомственным характером, что обусловливает и особый подход к оценке ее эффективности. Программа как инструмент совершенствования общегосударственной системы регулирования и управления морской деятельностью Российской Федерации должна способствовать:
реализации российских интересов в системе международных отношений;
решению острых социально-экономических проблем России;
переходу России к устойчивому социально-экономическому развитию;
обеспечению национальной безопасности и поддержанию достойных позиций России как развитой морской державы.
Эффективность Программы состоит в достижении единых целей политики государства в области обеспечения национальных и геополитических интересов России, поддержании ее устойчивого экономического развития, получении конкретных практических результатов как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Реализация Программы обеспечит интеграцию деятельности государственных органов исполнительной власти и организаций по развитию морской деятельности Российской Федерации как внутри страны, так и за рубежом, что позволит повысить результативность использования средств федерального бюджета за счет их концентрации на наиболее значимых проектах и мероприятиях Программы.
Активизация экспедиционной деятельности и исследований природы Мирового океана будет способствовать повышению достоверности прогнозов климатических изменений на территории России, включая экстремальные климатические явления, за счет учета роли океанических процессов, защищенности населения приморских регионов и уменьшению ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Новые данные о биологии, динамике численности, распределении промысловых гидробионтов и среде их обитания позволят оценить состояние запасов, уточнить прогнозы и подготовить рекомендации по рациональному освоению водных биологических ресурсов в промысловых районах исключительной экономической зоны Российской Федерации. Полученные результаты научных исследований позволяют оценить угрозу экологической безопасности для морских экосистем России от биологических инвазий и выработать практические рекомендации по созданию системы государственного контроля за балластными водами в зонах активного танкерного судоходства, подготовить прогноз биоресурсного потенциала, в первую очередь наиболее продуктивных дальневосточных морей России, для обоснования квот вылова на ближайшую и отдаленную перспективу.
Научные исследования по разработке подходов к оптимальному решению задач по прогнозированию и поиску месторождений полезных ископаемых на дне океанов и морей позволят оценить национальные потребности в минеральных ресурсах с оценкой рентабельности, конъюнктуры и технической готовности их освоения с учетом практической значимости для Российской Федерации.
Будет обновлен российский научно-исследовательский флот.
Потенциальная эффективность совершенствования информационного обеспечения морской деятельности предопределяется высокой степенью зависимости качества принимаемых решений от наличия и своевременности использования актуальной, достоверной и комплексной информации об обстановке на морских акваториях и в приморских районах и будет достигаться за счет:
получения качественно новых, прорывных результатов в области инфраструктурных и прикладных информационных технологий и их внедрения в практическую морскую деятельность;
освоения новых научных областей в части моделирования и расчетов морских и техногенных процессов, принятия решений и адаптации моделей к информационным процессам.
Для потребителей информации об обстановке в Мировом океане время получения необходимой информации существенно уменьшится. Это позволит повысить оперативность выработки и принятия решений по планированию морской деятельности.
Применение новых средств информационного обеспечения морской деятельности создаст возможность избежать временных и финансовых затрат по обеспечению доступа к полидисциплинарной информации об обстановке в Мировом океане и ее предоставления заинтересованным потребителям, обеспечит уменьшение расходов на оборонные мероприятия, планирование и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в море, мероприятия по безопасности мореплавания, защите морских экосистем, деятельность по добыче и транспортировке энергоресурсов, добыче и охране водных биологических ресурсов Мирового океана.
Предоставление комплексной природоресурсной, гидрометеорологической, экологической и социально-экономической информации для разработки и реализации программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий будет способствовать повышению качества планирования и применения программно-целевых инструментов, экономии финансовых средств.
Расширение Российской Федерацией крупномасштабной научно-исследовательской деятельности в Антарктике станет необходимым условием для сохранения за Россией статуса Консультативной Стороны Договора об Антарктике 1959 года и будет являться основанием для участия в подготовке и принятии решений, касающихся управления этим регионом и реализации существующего там особого международно-правового режима.
В целом результаты реализации Программы характеризуются значительным мультипликативным эффектом, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем. Эффективность выполнения мероприятий Программы будет проявляться в улучшении показателей, характеризующих состояние и динамику развития отраслей морской деятельности Российской Федерации, смежных отраслей, непосредственно связанных с ними производственно-технологической цепочкой, а также приморских субъектов Российской Федерации.
Эффект от реализации Программы будет распространяться не только на регионы, в которых выполняются ее проекты и мероприятия, но также и на регионы, в которых сосредоточены промышленные предприятия и организации, обеспечивающие потребности отраслей морской деятельности Российской Федерации в технических средствах и технологиях, научных разработках, переработке сырья, предоставляющие различные виды услуг, необходимых для нормального и бесперебойного функционирования морского комплекса России в целом.
10. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти в формировании и реализации Программы
В формировании и реализации Программы примут участие Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство науки и образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство научных организаций и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
11. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы будет Министерство экономического развития Российской Федерации, государственными заказчиками - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство науки и образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство научных организаций и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
12. Предложения по направлениям реализации Программы,
их срокам и этапам на вариантной основе
В Программу предполагается включить подпрограммы "Экспедиционные исследования в Мировом океане", "Комплексные исследования Антарктики", "Прикладные исследования природы Мирового океана", "Совершенствование информационного обеспечения морской деятельности", а также мероприятия государственного заказчика - координатора.
Реализация Программы предполагается в 2016 - 2031 годах в 3 этапа - 1-й этап - 2016 - 2021 годы, 2-й этап - 2022 - 2026 годы, 3-й этап - 2027 - 2031 годы.
13. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Формирование мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
развитие научного потенциала, позволяющего удовлетворять приоритетные нужды России в сфере исследования Мирового океана и использования его ресурсов, изучения Антарктики;
активизация экспедиционной деятельности в морях России и ключевых районах Мирового океана, в том числе за счет обновления научно-исследовательского флота;
совершенствование информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации на основе интеграции и рационального использования информационных систем, комплексов и средств различного подчинения;
модернизация и реорганизация экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в Антарктике;
обеспечение комплексного подхода к развитию морской деятельности, повышение эффективности комплексных межведомственных проектов.
Первые два направления предусматривают существенную активизацию работ по научному обеспечению морской деятельности страны. Значительное расширение по сравнению с существующим в настоящее время объемом получат комплексные экспедиционные работы во всех морях России и стратегически важных районах Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также в Антарктике с целью получения экспериментальных данных о морской среде и природной среде Антарктики и происходящих в них процессах. Предполагается реализация программных мероприятий, направленных на решение ключевых проблем морских и антарктических исследований.
Для гарантированного выполнения запланированных объемов экспедиционных работ предусматривается строительство новых научно-исследовательских судов взамен выходящих из строя.
Третье направление ориентировано на реализацию комплекса мер, скоординированных на межотраслевом уровне, по разработке и внедрению высокотехнологичных и оптимальных услуг в интересах целевой и комплексной информационной поддержки морских исследований, оборонных мероприятий, морских транспортных операций и другой деятельности на федеральном, региональном и объектовом уровнях, участия России в международной деятельности. Существенное внимание будет уделено поддержанию на современном уровне программно-технической инфраструктуры единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, включая вопросы информационной безопасности, создания инфраструктуры морских пространственных данных России, применения мобильных компонентов обслуживания, оснащения оборудованием.
Четвертое направление обеспечивает расширение российского присутствия в Антарктике, что предусматривает модернизацию и реорганизацию экспедиционной инфраструктуры. Намечены важнейшие работы по обеспечению безопасного функционирования антарктических станций, их персонала, оснащению научным оборудованием, проведению экспедиционных мероприятий и решению неотложных природоохранных проблем в соответствии с международными требованиями.
Пятое направление предусматривает повышение эффективности межведомственных институциональных и инфраструктурных проектов, разработку мер по переходу от существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития морской деятельности к комплексному подходу, что обеспечит комплексное решение приоритетных долгосрочных задач морской деятельности Российской Федерации и динамичное социально-экономическое развитие ее приморских регионов.
14. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Многоаспектность и комплексность проблемы изучения Мирового океана и Антарктики в целях освоения и эффективного использования ресурсного потенциала и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения национальной безопасности России обусловлены совокупностью взаимосвязанных задач, решение которых требует координации деятельности органов власти федерального и регионального уровней, организаций различного профиля и организационно-правовых форм.
Механизм реализации Программы включает комплекс мер, осуществляемых государственным заказчиком - координатором Программы в целях повышения эффективности реализации отдельных мероприятий и достижения планируемых результатов в целом.
Основные функции государственного заказчика - координатора Программы должны заключаться:
в разработке новых подходов и инструментов системного решения задач морской деятельности Российской Федерации и обеспечения российского присутствия в Антарктике, а также механизмов привлечения средств внебюджетных источников;
в системном анализе развития морской деятельности и деятельности по исследованию Антарктики, результатов совершенствования информационного обеспечения этой деятельности, а также оценке результативности бюджетных расходов.
Управление и контроль за реализацией мероприятий и координацию деятельности государственных заказчиков подпрограмм Программы осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор Программы.
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой
программы "Мировой океан"
на 2016 - 2031 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ОПТИМАЛЬНОГО И УМЕРЕННОГО ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН" НА 2016 - 2031 ГОДЫ
Оптимальный вариант
Целевые индикаторы и показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2026 год |
2031 год |
|
1. |
Количество публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus и базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), в год (единиц) |
145 |
180 |
230 |
285 |
335 |
380 |
420 |
440 |
2. |
Количество заявок на патенты (изобретение, полезная модель) и свидетельств о государственной регистрации (программа для электронно-вычислительных машин, база данных) в год (единиц) |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
40 |
65 |
70 |
3. |
Прирост объема экспедиционных научных данных, пополнивших базы данных о морях России и ключевых районах Мирового океана, в год (гигабайт) |
440 |
490 |
515 |
540 |
580 |
600 |
670 |
690 |
4. |
Количество научных экспедиций в морях России и ключевых районах Мирового океана в год (единиц) |
60 |
64 |
68 |
72 |
76 |
80 |
90 |
100 |
5. |
Количество построенных научно-исследовательских и экспедиционных судов в год (единиц) |
- |
- |
1 |
2 |
- |
4 |
1 (за этап) |
1 (за этап) |
6. |
Прирост количества параметров обстановки в Мировом океане, предоставляемых сервисами единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, в год (единиц) |
10 |
15 |
15 |
20 |
10 |
5 |
70 |
74 |
7. |
Прирост количества организаций, в том числе организаций в приморских субъектах Российской Федерации, которые используют общесистемные средства и ресурсы единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, в год (единиц) |
5/2 |
10/8 |
10/10 |
15/10 |
5/7 |
5/5 |
18/14 |
16/15 |
8. |
Количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов на российских антарктических станциях в год (единиц) |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
2 (за этап) |
2 (за этап) |
9. |
Количество введенных в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств на российских антарктических станциях в год (единиц) |
16 |
18 |
19 |
20 |
22 |
23 |
24 |
26 |
10. |
Прирост объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика" в год (гигабайт) |
6 |
7 |
7,5 |
8 |
8,5 |
9 |
10 |
10,5 |
11. |
Количество подготовленных проектов методических и информационных документов, используемых для принятия управленческих решений, в год (единиц) |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12. |
Количество реализуемых комплексных межведомственных проектов в год (единиц) |
3 - 4 |
3 - 5 |
4 - 5 |
4 - 5 |
4 - 5 |
5 - 6 |
5 - 6 |
6 - 7 |
Умеренный вариант
Целевые индикаторы и показатели |
Годы |
||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2026 |
2031 |
||
1. |
Количество публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus и базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), в год (единиц) |
90 |
115 |
170 |
210 |
220 |
230 |
250 |
290 |
2. |
Количество заявок на патенты (изобретение, полезная модель) и свидетельств о государственной регистрации (программа для электронно-вычислительных машин, база данных) в год (единиц) |
12 |
16 |
20 |
22 |
25 |
26 |
35 |
44 |
3. |
Прирост объема экспедиционных научных данных, пополнивших базы данных о морях России и ключевых районах Мирового океана, в год (гигабайт) |
210 |
230 |
250 |
260 |
270 |
280 |
300 |
310 |
4. |
Количество научных экспедиций в морях России и ключевых районах Мирового океана в год (единиц) |
56 |
56 |
60 |
60 |
60 |
60 |
65 |
70 |
5. |
Количество построенных научно-исследовательских и экспедиционных судов в год (единиц) |
- |
- |
- |
1 |
- |
2 |
1 (за этап) |
- |
6. |
Прирост количества параметров обстановки в Мировом океане, предоставляемых сервисами единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, в год (единиц) |
5 |
7 |
15 |
15 |
7 |
3 |
38 |
40 |
7. |
Прирост количества организаций, в том числе организаций в приморских субъектах Российской Федерации, которые используют общесистемные средства и ресурсы единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, в год (единиц) |
3/2 |
5/3 |
5/5 |
8/8 |
10/5 |
5/3 |
10/8 |
11/6 |
8. |
Количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов на российских антарктических станциях в год (единиц) |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 (за этап) |
1 (за этап) |
9. |
Количество введенных в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств на российских антарктических станциях в год (единиц) |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
10. |
Прирост объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика" в год (гигабайт) |
4,5 |
5 |
5,5 |
6 |
6,5 |
7 |
7,5 |
8 |
11. |
Количество подготовленных проектов методических и информационных документов, используемых для принятия управленческих решений, в год (единиц) |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
12. |
Количество реализуемых комплексных межведомственных проектов в год (единиц) |
2 - 3 |
2 - 4 |
3 - 4 |
3 - 4 |
3 - 4 |
3 - 4 |
3 - 4 |
4 - 5 |
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой
программы "Мировой океан"
на 2016 - 2031 годы
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
НА 2016 - 2031 ГОДЫ
(млн. рублей)
Источники финансирования и направления расходов |
2016 - 2031 годы - всего |
2016 - 2021 годы - всего |
В том числе |
2022 - 2026 годы - всего |
2027 - 2031 годы - всего |
|||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Всего |
92603,96 |
53002,26 |
2433,53 |
6989,37 |
6622,05 |
6934,01 |
17701,53 |
12321,77 |
21250,04 |
18351,66 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
87200,18 |
51222,48 |
2177,92 |
6700,52 |
6321,43 |
6625,81 |
17386,06 |
12010,74 |
19553,59 |
16424,11 |
внебюджетные источники |
5403,78 |
1779,78 |
255,61 |
288,85 |
300,62 |
308,2 |
315,47 |
311,03 |
1696,45 |
1927,55 |
Капитальные вложения - всего |
51711,13 |
39561,13 |
503,83 |
4749,71 |
4264,42 |
4594,47 |
15384,81 |
10063,89 |
8280 |
3870 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
51711,13 |
39561,13 |
503,83 |
4749,71 |
4264,42 |
4594,47 |
15384,81 |
10063,89 |
8280 |
3870 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - научные исследования), - всего |
13682,51 |
4126,91 |
587,71 |
695,52 |
713,74 |
718,84 |
726,27 |
684,83 |
4392,6 |
5163 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
12038,48 |
3582,48 |
512,4 |
596,49 |
613,76 |
621,96 |
632,54 |
605,33 |
3895 |
4561 |
внебюджетные источники |
1644,03 |
544,43 |
75,31 |
99,03 |
99,98 |
96,88 |
93,73 |
79,5 |
497,6 |
602 |
Прочие нужды - всего |
27210,32 |
9314,22 |
1341,99 |
1544,14 |
1643,89 |
1620,7 |
1590,45 |
1573,05 |
8577,44 |
9318,66 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
23450,57 |
8078,87 |
1161,69 |
1354,32 |
1443,25 |
1409,38 |
1368,71 |
1341,52 |
7378,59 |
7993,11 |
внебюджетные источники |
3759,75 |
1235,35 |
180,3 |
189,82 |
200,64 |
211,32 |
221,74 |
231,53 |
1198,85 |
1325,55 |
Подпрограмма "Комплексные исследования Антарктики" |
||||||||||
Всего |
18473,49 |
8235,09 |
648,53 |
1818,41 |
1848,62 |
1485,17 |
1259,71 |
1174,65 |
4711,7 |
5526,7 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
18473,49 |
8235,09 |
648,53 |
1818,41 |
1848,62 |
1485,17 |
1259,71 |
1174,65 |
4711,7 |
5526,7 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Капитальные вложения - всего |
11286,13 |
5506,13 |
206,33 |
1342,71 |
1394,42 |
1013,97 |
784,81 |
763,89 |
2480 |
3300 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
11286,13 |
5506,13 |
206,33 |
1342,71 |
1394,42 |
1013,97 |
784,81 |
763,89 |
2480 |
3300 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Научные исследования - всего |
2888,48 |
848,48 |
121,7 |
129,5 |
138 |
145 |
153,7 |
160,58 |
960 |
1080 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
2888,48 |
848,48 |
121,7 |
129,5 |
138 |
145 |
153,7 |
160,58 |
960 |
1080 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие нужды - всего |
4298,88 |
1880,48 |
320,5 |
346,2 |
316,2 |
326,2 |
321,2 |
250,18 |
1271,7 |
1146,7 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
4298,88 |
1880,48 |
320,5 |
346,2 |
316,2 |
326,2 |
321,2 |
250,18 |
1271,7 |
1146,7 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Подпрограмма "Экспедиционные исследования в Мировом океане" |
||||||||||
Всего |
60269,34 |
40566,64 |
1254,59 |
4401,42 |
3921,09 |
4709,9 |
15766,51 |
10513,13 |
12106,74 |
7595,96 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
56509,59 |
39331,29 |
1074,29 |
4211,6 |
3720,45 |
4498,58 |
15544,77 |
10281,6 |
10907,89 |
6270,41 |
внебюджетные источники |
3759,75 |
1235,35 |
180,3 |
189,82 |
200,64 |
211,32 |
221,74 |
231,53 |
1198,85 |
1325,55 |
Капитальные вложения - всего |
40425 |
34055 |
297,5 |
3407 |
2870 |
3580,5 |
14600 |
9300 |
5800 |
570 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
40425 |
34055 |
297,5 |
3407 |
2870 |
3580,5 |
14600 |
9300 |
5800 |
570 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие нужды - всего |
19844,34 |
6511,64 |
957,09 |
994,42 |
1051,09 |
1129,4 |
1166,51 |
1213,13 |
6306,74 |
7025,96 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
16084,59 |
5276,29 |
776,79 |
804,6 |
850,45 |
918,08 |
944,77 |
981,6 |
5107,89 |
5700,41 |
внебюджетные источники |
3759,75 |
1235,35 |
180,3 |
189,82 |
200,64 |
211,32 |
221,74 |
231,53 |
1198,85 |
1325,55 |
Государственный заказчик - Федеральное агентство научных организаций |
||||||||||
Всего |
29064,24 |
23245,24 |
475,49 |
501,12 |
527,69 |
1054,6 |
12580,71 |
8105,63 |
2872,24 |
2946,76 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
27251,39 |
22596,19 |
380,39 |
400,9 |
422,15 |
943,68 |
12464,57 |
7984,5 |
2297,79 |
2357,41 |
внебюджетные источники |
1812,85 |
649,05 |
95,1 |
100,22 |
105,54 |
110,92 |
116,14 |
121,13 |
574,45 |
589,35 |
Капитальные вложения - всего |
20000 |
20000 |
- |
- |
- |
500 |
12000 |
7500 |
- |
- |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
20000 |
20000 |
- |
- |
- |
500 |
12000 |
7500 |
- |
- |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие нужды - всего |
9064,24 |
3245,24 |
475,49 |
501,12 |
527,69 |
554,6 |
580,71 |
605,63 |
2872,24 |
2946,76 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
7251,39 |
2596,19 |
380,39 |
400,9 |
422,15 |
443,68 |
464,57 |
484,5 |
2297,79 |
2357,41 |
внебюджетные источники |
1812,85 |
649,05 |
95,1 |
100,22 |
105,54 |
110,92 |
116,14 |
121,13 |
574,45 |
589,35 |
Государственный заказчик - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающий среды |
||||||||||
Всего |
31205,1 |
17321,4 |
779,1 |
3900,3 |
3393,4 |
3655,3 |
3185,8 |
2407,5 |
9234,5 |
4649,2 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
29258,2 |
16735,1 |
693,9 |
3810,7 |
3298,3 |
3554,9 |
3080,2 |
2297,1 |
8610,1 |
3913 |
внебюджетные источники |
1946,9 |
586,3 |
85,2 |
89,6 |
95,1 |
100,4 |
105,6 |
110,4 |
624,4 |
736,2 |
Капитальные вложения - всего |
20425 |
14055 |
297,5 |
3407 |
2870 |
3080,5 |
2600 |
1800 |
5800 |
570 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
20425 |
14055 |
297,5 |
3407 |
2870 |
3080,5 |
2600 |
1800 |
5800 |
570 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие нужды - всего |
10780,1 |
3266,4 |
481,6 |
493,3 |
523,4 |
574,8 |
585,8 |
607,5 |
3434,5 |
4079,2 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
8833,2 |
2680,1 |
396,4 |
403,7 |
428,3 |
474,4 |
480,2 |
497,1 |
2810,1 |
3343 |
внебюджетные источники |
1946,9 |
586,3 |
85,2 |
89,6 |
95,1 |
100,4 |
105,6 |
110,4 |
624,4 |
736,2 |
Подпрограмма "Прикладные исследования природы Мирового океана" |
||||||||||
Всего |
5904,2 |
1759,2 |
263,9 |
266,1 |
284,4 |
305,8 |
309 |
330 |
1890 |
2255 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
5158,2 |
1543,2 |
233,5 |
233,7 |
250 |
269 |
269 |
288 |
1650 |
1965 |
внебюджетные источники |
746 |
216 |
30,4 |
32,4 |
34,4 |
36,8 |
40 |
42 |
240 |
290 |
Научные исследования - всего |
5044,5 |
1484,5 |
218,9 |
224,4 |
234,4 |
250,8 |
271 |
285 |
1615 |
1945 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
4298,5 |
1268,5 |
188,5 |
192 |
200 |
214 |
231 |
243 |
1375 |
1655 |
внебюджетные источники |
746 |
216 |
30,4 |
32,4 |
34,4 |
36,8 |
40 |
42 |
240 |
290 |
Прочие нужды - всего |
859,7 |
274,7 |
45 |
41,7 |
50 |
55 |
38 |
45 |
275 |
310 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
859,7 |
274,7 |
45 |
41,7 |
50 |
55 |
38 |
45 |
275 |
310 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственный заказчик - Министерство науки и образования Российской Федерации |
||||||||||
Всего |
4476 |
1296 |
182,4 |
194,4 |
206,4 |
220,8 |
240 |
252 |
1440 |
1740 |
в том числе: |
- |
|||||||||
федеральный бюджет |
3730 |
1080 |
152 |
162 |
172 |
184 |
200 |
210 |
1200 |
1450 |
внебюджетные источники |
746 |
216 |
30,4 |
32,4 |
34,4 |
36,8 |
40 |
42 |
240 |
290 |
Научные исследования - всего |
4476 |
1296 |
182,4 |
194,4 |
206,4 |
220,8 |
240 |
252 |
1440 |
1740 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
3730 |
1080 |
152 |
162 |
172 |
184 |
200 |
210 |
1200 |
1450 |
внебюджетные источники |
746 |
216 |
30,4 |
32,4 |
34,4 |
36,8 |
40 |
42 |
240 |
290 |
Государственный заказчик - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
||||||||||
Всего |
1428,2 |
463,2 |
81,5 |
71,7 |
78 |
85 |
69 |
78 |
450 |
515 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
1428,2 |
463,2 |
81,5 |
71,7 |
78 |
85 |
69 |
78 |
450 |
515 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Научные исследования - всего |
568,5 |
188,5 |
36,5 |
30 |
28 |
30 |
31 |
33 |
175 |
205 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
568,5 |
188,5 |
36,5 |
30 |
28 |
30 |
31 |
33 |
175 |
205 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие нужды - всего |
859,7 |
274,7 |
45 |
41,7 |
50 |
55 |
38 |
45 |
275 |
310 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
859,7 |
274,7 |
45 |
41,7 |
50 |
55 |
38 |
45 |
275 |
310 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Мероприятия государственного заказчика - координатора |
||||||||||
Всего |
1335,5 |
425,5 |
60 |
64 |
68,1 |
72,7 |
77,7 |
83 |
440 |
470 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
1335,5 |
425,5 |
60 |
64 |
68,1 |
72,7 |
77,7 |
83 |
440 |
470 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Научные исследования - всего |
1335,5 |
425,5 |
60 |
64 |
68,1 |
72,7 |
77,7 |
83 |
440 |
470 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
1335,5 |
425,5 |
60 |
64 |
68,1 |
72,7 |
77,7 |
83 |
440 |
470 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Подпрограмма "Совершенствование информационного обеспечения морской деятельности" |
||||||||||
Всего |
6621,43 |
2015,83 |
206,51 |
439,44 |
499,84 |
360,44 |
288,61 |
220,99 |
2101,6 |
2504 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
5723,4 |
1687,4 |
161,6 |
372,81 |
434,26 |
300,36 |
234,88 |
183,49 |
1844 |
2192 |
внебюджетные источники |
898,03 |
328,43 |
44,91 |
66,63 |
65,58 |
60,08 |
53,73 |
37,5 |
257,6 |
312 |
Научные исследования - всего |
4414,03 |
1368,43 |
187,11 |
277,62 |
273,24 |
250,34 |
223,87 |
156,25 |
1377,6 |
1668 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
3516 |
1040 |
142,2 |
210,99 |
207,66 |
190,26 |
170,14 |
118,75 |
1120 |
1356 |
внебюджетные источники |
898,03 |
328,43 |
44,91 |
66,63 |
65,58 |
60,08 |
53,73 |
37,5 |
257,6 |
312 |
Прочие нужды - всего |
2207,4 |
647,4 |
19,4 |
161,82 |
226,6 |
110,1 |
64,74 |
64,74 |
724 |
836 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
2207,4 |
647,4 |
19,4 |
161,82 |
226,6 |
110,1 |
64,74 |
64,74 |
724 |
836 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Распределение объемов и источников финансирования по государственным заказчикам |
||||||||||
Министерство науки и образования Российской Федерации |
||||||||||
Всего |
4476 |
1296 |
182,4 |
194,4 |
206,4 |
220,8 |
240 |
252 |
1440 |
1740 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
3730 |
1080 |
152 |
162 |
172 |
184 |
200 |
210 |
1200 |
1450 |
внебюджетные источники |
746 |
216 |
30,4 |
32,4 |
34,4 |
36,8 |
40 |
42 |
240 |
290 |
Научные исследования - всего |
4476 |
1296 |
182,4 |
194,4 |
206,4 |
220,8 |
240 |
252 |
1440 |
1740 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
3730 |
1080 |
152 |
162 |
172 |
184 |
200 |
210 |
1200 |
1450 |
внебюджетные источники |
746 |
216 |
30,4 |
32,4 |
34,4 |
36,8 |
40 |
42 |
240 |
290 |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
||||||||||
Всего |
57728,22 |
28035,52 |
1715,64 |
6229,85 |
5819,86 |
5585,91 |
4803,12 |
3881,14 |
16497,8 |
13194,9 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
54883,29 |
27120,79 |
1585,53 |
6073,62 |
5659,18 |
5425,43 |
4643,79 |
3733,24 |
15615,8 |
12146,7 |
внебюджетные источники |
2844,93 |
914,73 |
130,11 |
156,23 |
160,68 |
160,48 |
159,33 |
147,9 |
882 |
1048,2 |
Капитальные вложения - всего |
31711,13 |
19561,13 |
503,83 |
4749,71 |
4264,42 |
4094,47 |
3384,81 |
2563,89 |
8280 |
3870 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
31711,13 |
19561,13 |
503,83 |
4749,71 |
4264,42 |
4094,47 |
3384,81 |
2563,89 |
8280 |
3870 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Научные исследования - всего |
7871,01 |
2405,41 |
345,31 |
437,12 |
439,24 |
425,34 |
408,57 |
349,83 |
2512,6 |
2953 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
6972,98 |
2076,98 |
300,4 |
370,49 |
373,66 |
365,26 |
354,84 |
312,33 |
2255 |
2641 |
внебюджетные источники |
898,03 |
328,43 |
44,91 |
66,63 |
65,58 |
60,08 |
53,73 |
37,5 |
257,6 |
312 |
Прочие нужды - всего |
18146,08 |
6068,98 |
866,5 |
1043,02 |
1116,2 |
1066,1 |
1009,74 |
967,42 |
5705,2 |
6371,9 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
16199,18 |
5482,68 |
781,3 |
953,42 |
1021,1 |
965,7 |
904,14 |
857,02 |
5080,8 |
5635,7 |
внебюджетные источники |
1946,9 |
586,3 |
85,2 |
89,6 |
95,1 |
100,4 |
105,6 |
110,4 |
624,4 |
736,2 |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
||||||||||
Всего |
1335,5 |
425,5 |
60 |
64 |
68,1 |
72,7 |
77,7 |
83 |
440 |
470 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
1335,5 |
425,5 |
60 |
64 |
68,1 |
72,7 |
77,7 |
83 |
440 |
470 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Научные исследования - всего |
1335,5 |
425,5 |
60 |
64 |
68,1 |
72,7 |
77,7 |
83 |
440 |
470 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
1335,5 |
425,5 |
60 |
64 |
68,1 |
72,7 |
77,7 |
83 |
440 |
470 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Федеральное агентство научных организаций |
||||||||||
Всего |
29064,24 |
23245,24 |
475,49 |
501,12 |
527,69 |
1054,6 |
12580,71 |
8105,63 |
2872,24 |
2946,76 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
27251,39 |
22596,19 |
380,39 |
400,9 |
422,15 |
943,68 |
12464,57 |
7984,5 |
2297,79 |
2357,41 |
внебюджетные источники |
1812,85 |
649,05 |
95,1 |
100,22 |
105,54 |
110,92 |
116,14 |
121,13 |
574,45 |
589,35 |
Капитальные вложения - всего |
20000 |
20000 |
- |
- |
- |
500 |
12000 |
7500 |
- |
- |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
20000 |
20000 |
- |
- |
- |
500 |
12000 |
7500 |
- |
- |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие нужды - всего |
9064,24 |
3245,24 |
475,49 |
501,12 |
527,69 |
554,6 |
580,71 |
605,63 |
2872,24 |
2946,76 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
7251,39 |
2596,19 |
380,39 |
400,9 |
422,15 |
443,68 |
464,57 |
484,5 |
2297,79 |
2357,41 |
внебюджетные источники |
1812,85 |
649,05 |
95,1 |
100,22 |
105,54 |
110,92 |
116,14 |
121,13 |
574,45 |
589,35 |
Всего по Программе |
92603,96 |
53002,26 |
2433,53 |
6989,37 |
6622,05 |
6934,01 |
17701,53 |
12321,77 |
21250,04 |
18351,66 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
87200,18 |
51222,48 |
2177,92 |
6700,52 |
6321,43 |
6625,81 |
17386,06 |
12010,74 |
19553,59 |
16424,11 |
внебюджетные источники |
5403,78 |
1779,78 |
255,61 |
288,85 |
300,62 |
308,2 |
315,47 |
311,03 |
1696,45 |
1927,55 |
Капитальные вложения - всего |
51711,13 |
39561,13 |
503,83 |
4749,71 |
4264,42 |
4594,47 |
15384,81 |
10063,89 |
8280 |
3870 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
51711,13 |
39561,13 |
503,83 |
4749,71 |
4264,42 |
4594,47 |
15384,81 |
10063,89 |
8280 |
3870 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Научные исследования - всего |
13682,51 |
4126,91 |
587,71 |
695,52 |
713,74 |
718,84 |
726,27 |
684,83 |
4392,6 |
5163 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
12038,48 |
3582,48 |
512,4 |
596,49 |
613,76 |
621,96 |
632,54 |
605,33 |
3895 |
4561 |
внебюджетные источники |
1644,03 |
544,43 |
75,31 |
99,03 |
99,98 |
96,88 |
93,73 |
79,5 |
497,6 |
602 |
Прочие нужды - всего |
27210,32 |
9314,22 |
1341,99 |
1544,14 |
1643,89 |
1620,7 |
1590,45 |
1573,05 |
8577,44 |
9318,66 |
в том числе: |
||||||||||
федеральный бюджет |
23450,57 |
8078,87 |
1161,69 |
1354,32 |
1443,25 |
1409,38 |
1368,71 |
1341,52 |
7378,59 |
7993,11 |
внебюджетные источники |
3759,75 |
1235,35 |
180,3 |
189,82 |
200,64 |
211,32 |
221,74 |
231,53 |
1198,85 |
1325,55 |