Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 N 2998-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 октября 2021 г. N 2998-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.
2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 г. N 2998-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
I. Общие положения
Основанием разработки стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления (далее - стратегическое направление) является перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
искусственный интеллект;
большие данные;
интернет вещей.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.
Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
государственного управления
Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.
Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:
государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;
предоставление государственных и муниципальных услуг;
осуществление контрольной и надзорной деятельности;
управление государственным имуществом;
обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
государственного управления
Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;
несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;
затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;
непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей);
наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг);
отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:
создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;
цифровизация источников социально-экономических показателей (как непосредственных экономических и социальных инструментов, так и информационных систем - агрегаторов данных, поступающих в режиме реального времени от таких источников);
запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы;
эволюционное изменение модели контрольно-надзорной деятельности - применение новых технических средств объективного наблюдения и внедрение модели дистанционного контроля и надзора по заранее установленным критериям вкупе с анализом в режиме реального времени текущей обстановки во всех сферах, подлежащих государственному и муниципальному контролю;
устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;
создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих помимо стандартных средств работы с документами инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени;
создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;
повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;
создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;
повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий;
повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности);
наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;
недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;
наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за координацию реализации стратегического направления является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
иные органы государственной власти Российской Федерации.
Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
ПРОЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Наименование проекта |
Цель проекта |
Срок реализации проекта |
Краткое описание проекта |
Бенефициары |
|
1. |
Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы |
обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии отраслей экономики и социальной сферы в режиме реального времени |
до 2030 года |
автоматизация и облегчение сбора отчетности по социально-экономическим показателям в отраслях экономики и социальной сфере, создание информационной системы, способной проводить анализ в режиме реального времени по поступающим показателям, информировать о проблемных ситуациях, а также управлять экономикой на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса |
органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и организации |
2. |
Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю |
снижение административной нагрузки на субъекты экономической деятельности |
до 2030 года |
трансформация процесса государственного контроля в сторону дистанционного режима (до 90 процентов проверок проводятся в таком режиме к 2030 году). Юридические лица получают от государства персонализированные обновления по обязательным требованиям. Данные о проверках из единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю используются для составления рейтинга юридических лиц по уровню надежности |
юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, граждане |
3. |
Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей |
обеспечение постоянного и перекрестного контроля на всех уровнях управления за достижением поставленных задач |
до 2030 года |
внедрение модели детализированного и персонального контроля руководителей всех уровней за реализацией задач, поставленных исполнителям. Внешний контроль ответственных за реализацию национальных проектов исполнителей со стороны курирующих органов государственной власти |
руководители органов государственной власти, сотрудники - кураторы внешних исполнителей по национальным проектам, граждане |
4. |
Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса, контроля и учета |
автоматизация процессов бюджетного планирования, исполнения и контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти, контроль за доведением бюджетных выплат гражданам |
до 2030 года |
перевод в полностью электронный вид всех процессов, связанных с подготовкой, согласованием, исполнением бюджетов всех уровней, контроль за его исполнением, автоматическое формирование необходимой отчетности и аналитики на любом уровне в режиме реального времени и по одной кнопке. Контроль за доведением бюджетных выплат гражданам через любой канал (банк, почта и др.) |
органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане |
5. |
Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг |
перевод на единую модель процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в упреждающем (проактивном) режиме |
до 2030 года |
создание общедоступной и бесплатной для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления платформы, позволяющей самостоятельно переводить в электронный вид существующие услуги, предоставляемые в бумажном виде |
юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, граждане |
6. |
Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе "облачных" технологий |
обеспечение государственных и муниципальных служащих полным комплектом средств взаимодействия и обработки информации для комфортной и эффективной работы |
до 2030 года |
создание программно-аппаратного комплекса российской разработки, соответствующего всем требованиям информационной безопасности и позволяющего эффективно и безопасно исполнять свои должностные обязанности из любого места при наличии доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" |
государственные и муниципальные служащие, органы исполнительной власти |
7. |
Создание единой платформы разработки государственных информационных систем |
разработка и внедрение единого стандарта разработки государственных информационных систем в целях создания единой платформы разработки таких систем, а также предоставление органам государственной власти инструментария по созданию таких систем с минимальными затратами |
до 2030 года |
приведение к единообразию функциональных стандартов государственных информационных систем, сокращение срока их разработки, ввода в эксплуатацию, а также стоимости дальнейшего развития с помощью единой платформы государственных технологий |
органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и организации |
Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
ПОКАЗАТЕЛИ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Наименование проекта |
Ответственные исполнители |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателя |
||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
1. |
Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы |
Минцифры России |
доля всех социально-экономических показателей в отраслях экономики и социальной сфере, доступных для сбора в электронном виде |
процентов |
- |
3 |
5 |
10 |
органы государственной власти и органы местного самоуправления |
||||||||
2. |
Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю |
Минцифры России |
доля контрольных мероприятий, проводимых с использованием дистанционных методов |
процентов |
- |
10 |
20 |
30 |
органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализующие полномочия по контролю и надзору |
||||||||
доля подконтрольных организаций, получающих персонализированный перечень обязательных требований в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и имеющих возможность пройти самостоятельное обследование на предмет соответствия таким требованиям |
процентов |
- |
10 |
20 |
30 |
|||
3. |
Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей |
Минцифры России |
доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний и внешний контроль поставленных задач с использованием системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей |
процентов |
- |
10 |
20 |
30 |
органы государственной власти и органы местного самоуправления |
||||||||
доля реализации задач, поставленных в единой системе контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей, выполненных с соблюдением срока (в том числе с учетом переноса срока, согласованного с тем, кто поставил задачу) |
процентов |
- |
20 |
40 |
60 |
|||
4. |
Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета |
Минцифры России |
степень цифровой зрелости бюджетного процесса в органах государственной власти и органах местного самоуправления |
процентов |
- |
20 |
40 |
60 |
Минфин России |
||||||||
органы государственной власти и органы местного самоуправления |
||||||||
доля отчетных материалов, подготавливаемых в автоматическом режиме с использованием единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета |
процентов |
- |
10 |
20 |
30 |
|||
5. |
Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг |
Минцифры России |
доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих перевод процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид (в том числе с помощью единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг) |
процентов |
- |
20 |
40 |
60 |
Минэкономразвития России |
||||||||
органы государственной власти и органы местного самоуправления |
||||||||
доля всех государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде |
процентов |
- |
20 |
40 |
60 |
|||
6. |
Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе "облачных" технологий |
Минцифры России |
доля государственных служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, использующих типовое автоматизированное рабочее место на базе "облачных" технологий |
процентов |
- |
5 |
10 |
15 |
Минпромторг России |
||||||||
органы государственной власти и органы местного самоуправления |
||||||||
доля отечественного программного обеспечения в составе программного комплекса типового автоматизированного рабочего места |
процентов |
- |
30 |
50 |
100 |
|||
доля российских комплектующих в составе аппаратного комплекса типового автоматизированного рабочего места |
процентов |
- |
10 |
20 |
30 |
|||
7. |
Создание единой платформы разработки государственных информационных систем |
Минцифры России |
доля государственных информационных систем, функционирующих в соответствии с единым стандартом разработки государственных информационных систем |
процентов |
- |
10 |
20 |
30 |
органы государственной власти и органы местного самоуправления |
||||||||
доля новых государственных информационных систем, создаваемых с использованием единой платформы разработки государственных информационных систем |
процентов |
- |
20 |
40 |
60 |
|||
количество ключевых отраслей экономики и социальной сферы, использующих единую платформу разработки государственных информационных систем |
штук |
- |
1 |
2 |
5 |