Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2017 N 583-р (ред. от 18.10.2018) "Об утверждении Концепции создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (вместе с Планом мероприятий по реализации Концепции создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 марта 2017 г. N 583-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза;
план мероприятий по реализации Концепции создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить:
выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом, утвержденными настоящим распоряжением;
присоединение к общим процессам в рамках Евразийского экономического союза в соответствии со сроками, устанавливаемыми при утверждении технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации общих процессов в рамках Евразийского экономического союза.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 марта 2017 г. N 583-р
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Введение
Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее соответственно - Союз, интегрированная система, национальный сегмент).
Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи создания национального сегмента, его информационно-технологическую архитектуру, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития, а также источники финансового обеспечения работ по созданию, функционированию и развитию национального сегмента.
Предпосылки создания национального сегмента
Основанием для создания национального сегмента является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор), в соответствии со статьей 23 которого установлено, что информационное взаимодействие в рамках обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза, осуществляется с использованием интегрированной системы, представляющей собой организационную совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), объединенных национальными сегментами государств - членов Союза и интеграционным сегментом Комиссии.
В соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору) работы по созданию интегрированной системы проводятся на основе расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, реализация которой осуществлялась в 2011 - 2014 годах.
Интегрированная система предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами, создания общих для государств - членов Союза информационных ресурсов, реализации общих процессов в рамках Союза, а также для формирования единого трансграничного пространства доверия при электронной форме взаимодействия в рамках Союза.
Интегрированная система обеспечивает информационную поддержку по следующим направлениям:
таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
таможенное регулирование;
техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;
зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
зачисление и распределение антидемпинговых и компенсационных пошлин;
статистика;
конкурентная политика;
энергетическая политика;
валютная политика;
интеллектуальная собственность;
финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
обеспечение деятельности органов Союза;
макроэкономическая политика;
промышленная и агропромышленная политика;
обращение лекарственных средств и медицинских изделий;
иные направления, деятельность по которым осуществляется в пределах полномочий Союза (включаются в область охвата интегрированной системы по мере ее развития).
Анализ текущего состояния процессов информационного взаимодействия государственных органов, сформированных на национальном уровне, показывает, что в настоящее время в Российской Федерации сформирован существенный организационно-технологический и правовой задел для обеспечения исполнения функций уполномоченных органов по указанным направлениям.
Вместе с тем работа по проектированию и внедрению информационных систем и информационных ресурсов на национальном уровне осуществляется уполномоченными органами без общей координации. Организационно-технологическая и правовая составляющие по ряду направлений не адаптированы под требования наднациональных нормативных правовых актов и международных договоров.
Отсутствие общих архитектурных и технологических решений по реализации межгосударственного информационного взаимодействия зачастую влечет за собой функциональные пересечения, неизбежно приводящие к дублированию отдельных действий и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Остаются нерегламентированными вопросы обеспечения необходимого уровня информационной безопасности, обеспечения юридической силы электронных документов при реализации межгосударственного информационного взаимодействия.
В ходе работ по созданию, функционированию и развитию национального сегмента на функциональном, нормативном и технологическом уровне должна быть активизирована и скоординирована работа всех уполномоченных органов по обеспечению информационного взаимодействия в рамках интегрированной системы.
Цели и задачи создания национального сегмента
Целями создания национального сегмента являются:
обеспечение эффективного межгосударственного информационного взаимодействия уполномоченных органов, юридических лиц;
формирование единого трансграничного пространства доверия в рамках Союза.
Указанные цели достигаются путем решения следующих основных задач:
создание инфраструктуры, обеспечивающей обмен данными и электронными документами между субъектами электронного взаимодействия в рамках Союза;
внедрение единых стандартов электронного взаимодействия;
создание общих информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним;
создание доверенных сервисов, обеспечивающих юридическую силу трансграничного электронного документооборота;
обеспечение уполномоченных органов информацией, необходимой для осуществления государственного контроля при реализации общих процессов в рамках Союза;
обеспечение защиты информации при межгосударственном информационном взаимодействии.
Общие требования к национальному сегменту
Национальный сегмент является организационной совокупностью государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, регулирующих взаимоотношения в рамках Союза и объединяемых единой системой межведомственного электронного взаимодействия.
Создание национального сегмента не должно требовать изменений уровня обеспечения информационной безопасности прикладных информационных систем, единой системы межведомственного электронного взаимодействия, снижающих требования к средствам обеспечения информационной безопасности.
Архитектура национального сегмента должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами.
Национальный сегмент должен предоставлять возможность обмена электронными документами, оформленными по утвержденным в соответствии с решениями Комиссии правилам и требованиям документирования и признаваемыми равными по юридической силе аналогичным документам на бумажном носителе, заверенным подписью либо подписью и печатью.
Информационно-технологическая архитектура
национального сегмента
Информационно-технологическая архитектура национального сегмента включает в себя:
единую систему межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающую интеграцию прикладных информационных систем, используемых уполномоченными органами в рамках реализации межгосударственного информационного взаимодействия, а также их подключение к интеграционной платформе интегрированной системы;
интеграционный шлюз национального сегмента, обеспечивающий единую точку подключения единой системы межведомственного электронного взаимодействия к интеграционной платформе интегрированной системы;
сервисы доверенной третьей стороны, обеспечивающие гарантии доверия при трансграничном обмене электронными документами, в том числе для обеспечения обмена электронными документами, оформленными по утвержденным в соответствии с решениями Комиссии правилам и требованиям документирования и признаваемыми равными по юридической силе аналогичным документам на бумажном носителе, заверенным подписью либо подписью и печатью.
Способы и средства связи ведомственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти с интеграционным шлюзом национального сегмента определяются требованиями, предъявляемыми к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Основными функциями интеграционного шлюза национального сегмента являются:
маршрутизация электронных сообщений между интеграционной платформой и информационными системами уполномоченных органов;
гарантированная доставка сообщений при взаимодействии с интеграционными шлюзами национальных сегментов государств - членов Союза и интеграционным шлюзом Комиссии;
ведение журналов операций, выполняемых интеграционным шлюзом, для обеспечения контроля информационного взаимодействия, обработки возникающих нештатных ситуаций и возможности анализа осуществляемого взаимодействия;
информационное взаимодействие с интеграционными шлюзами других сегментов и сервисами доверенной третьей стороны национального сегмента.
Взаимодействие сервисов доверенной третьей стороны национального сегмента с интеграционным шлюзом национального сегмента должно осуществляться с применением технологий гарантированной доставки сообщений. Способы и средства связи между интеграционным шлюзом национального сегмента и сервисами доверенной третьей стороны национального сегмента определяются требованиями, установленными нормативно-техническими документами, определяющими технологию, регламенты, форматы и структуры данных, необходимыми для реализации трансграничной передачи электронных документов средствами интегрированной системы с обеспечением их юридической силы.
Прикладные информационные системы, используемые уполномоченными органами, функционально не входящие в состав национального сегмента, обеспечивают реализацию общих процессов в рамках Союза на территории Российской Федерации, являются отправителями и получателями электронных документов и сведений в электронном виде при реализации общих процессов в рамках Союза, формируют и обрабатывают электронные документы и сведения в электронном виде.
Состав компонентов национального сегмента, а также перечень сервисов доверенной третьей стороны национального сегмента должен уточняться на этапе реализации настоящей концепции с учетом законодательства Российской Федерации.
Взаимодействие между национальными сегментами обеспечивается за счет использования единой интеграционной платформы, создаваемой Комиссией в соответствии с решением Коллегии Комиссии от 12 октября 2015 г. N 137 "Об утверждении технического задания на создание интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза".
Государственные заказчики работ по созданию
национального сегмента
Учитывая межведомственный характер работ по созданию национального сегмента, целесообразно определить государственного заказчика - координатора работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента (далее - государственный заказчик-координатор), а также государственных функциональных заказчиков работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента (далее - государственные функциональные заказчики).
Государственным заказчиком-координатором является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Государственными функциональными заказчиками являются заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Основными функциями государственного заказчика-координатора являются:
технико-технологическое обеспечение мероприятий по функционированию и развитию национального сегмента в соответствии с техническим заданием на создание интегрированной системы, планами создания, обеспечения функционирования и развития интегрированной системы, утверждаемыми в соответствии с решениями Комиссии, а также с учетом стратегии развития интегрированной системы, утверждаемой Комиссией;
обеспечение межведомственного электронного взаимодействия в рамках функционирования национального сегмента;
развитие трансграничного пространства доверия в соответствии со Стратегией развития трансграничного пространства доверия, утвержденной решением Коллегии Комиссии от 27 сентября 2016 г. N 105, и Концепцией использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов, утвержденной решением Совета Комиссии от 18 сентября 2014 г. N 73;
разработка предложений по нормативному правовому обеспечению, регламентирующему информационное взаимодействие в национальном сегменте (с учетом требований к организации межгосударственного информационного взаимодействия, определяемых Комиссией);
организация подключения информационных систем уполномоченных органов, участвующих в реализации общих процессов в рамках Союза, к интеграционной платформе интегрированной системы;
координация мероприятий по планированию, созданию и использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".
Функциями государственных функциональных заказчиков являются:
организационно-техническое обеспечение реализации в национальном сегменте общих процессов в соответствии с перечнем общих процессов в рамках Союза, утверждаемым в соответствии с решениями Комиссии;
рассмотрение проектов актов, разрабатываемых Комиссией на этапах определения требований к реализации общего процесса в рамках Союза и технологического проектирования общего процесса в рамках Союза;
разработка предложений о внесении изменений в перечень общих процессов в рамках Союза, утверждаемый в соответствии с решениями Комиссии;
разработка предложений, касающихся нормативного правового и финансового обеспечения работ по реализации в национальном сегменте общих процессов в рамках Союза.
Порядок информационного взаимодействия при реализации
в национальном сегменте общих процессов в рамках Союза
Определение требований к реализации общего процесса в рамках Союза представляет собой процесс описания и нормативного закрепления взаимосвязанного комплекса организационных, технологических и технических требований, направленных на обеспечение эффективной реализации общего процесса в рамках Союза.
Утвержденная функциональная архитектура является основанием для выполнения технологического проектирования и планирования работ по организационно-техническому обеспечению реализации общего процесса в рамках Союза.
Технологические документы оформляются в соответствии с типовым перечнем и требованиями к типовой структуре таких документов, утвержденными в соответствии с решениями Комиссии.
Уполномоченные органы обеспечивают проведение экспертизы проектов технологических документов на соответствие положениям утвержденной функциональной архитектуры.
Организационно-техническое обеспечение реализации общего процесса в рамках Союза представляет собой комплекс мер по разработке (доработке) информационных систем уполномоченных органов, которые задействованы в реализации общего процесса в рамках Союза, и их интеграции средствами интегрированной системы.
Реализация в национальном сегменте общего процесса в рамках Союза обеспечивается уполномоченными органами совместно с государственным заказчиком-координатором.
Для обеспечения реализации в национальном сегменте общего процесса в рамках Союза осуществляются следующие мероприятия:
внесение в нормативные правовые акты государства - члена Союза изменений, необходимых для обеспечения выполнения требований технологических документов (при необходимости);
разработка (доработка) информационных систем уполномоченных органов, которые задействованы в реализации общего процесса в рамках Союза, для обеспечения выполнения требований документов, применяемых при обеспечении функционирования интегрированной системы, технологических документов, а также требований законодательства, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках национального сегмента;
подключение информационных систем уполномоченных органов, которые задействованы в реализации общего процесса в рамках Союза, к интеграционной платформе посредством интеграционного шлюза;
тестирование информационного взаимодействия между информационными системами, которые задействованы в реализации общих процессов в рамках Союза.
С даты вступления в силу решения Комиссии о введении в действие общего процесса в рамках Союза уполномоченные органы обеспечивают исполнение общего процесса в рамках Союза с использованием интегрированной системы.
Этапы создания, функционирования и развития
национального сегмента
Создание и развитие национального сегмента в рамках создания интегрированной системы должно осуществляться на основании следующих документов, утвержденных в соответствии с решениями Комиссии:
стратегия развития интегрированной системы;
Стратегия развития трансграничного пространства доверия;
Концепция использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов.
В целях реализации настоящей Концепции необходимо выполнить следующие мероприятия:
создание и обеспечение функционирования информационной системы интеграционного шлюза национального сегмента, обеспечение его интеграции с единой системой межведомственного электронного взаимодействия и трансграничной платформой Комиссии;
создание и обеспечение функционирования доверенной третьей стороны национального сегмента, обеспечивающей юридическую силу информации в рамках взаимодействия государств - членов Союза;
реализация общих процессов в рамках Союза;
формирование правового, технического и организационного обеспечения трансграничного пространства доверия.
До утверждения требований к трансграничному пространству доверия, предусмотренных пунктом 18 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору), отдельные элементы трансграничного пространства доверия функционируют во временном режиме на основе соответствующих организационно-технических документов.
Обеспечение информационной безопасности
национального сегмента
Целями обеспечения информационной безопасности компонентов национального сегмента являются защита информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, представления, распространения и от иных неправомерных действий в отношении такой информации, а также соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа и реализация права доступа к информации.
Защита информации в национальном сегменте должна обеспечиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, а также в области персональных данных и использования электронной подписи.
Информационная безопасность национального сегмента обеспечивается посредством реализации следующих задач:
предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к информации;
своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляется сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), а также извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
Модель угроз безопасности информации и модель нарушителя безопасности информации в национальном сегменте должны быть гармонизированы с утвержденными моделью нарушителя безопасности информации и моделью угроз безопасности информации единой системы межведомственного электронного взаимодействия, являющейся частью национального сегмента.
Средства криптографической защиты информации, средства электронной подписи и удостоверяющего центра, используемые в национальном сегменте, должны иметь подтверждение Федеральной службы безопасности Российской Федерации о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Иные средства защиты информации, применяемые в национальном сегменте, должны иметь сертификат соответствия требованиям безопасности информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
Оценка соответствия подсистемы защиты информации национального сегмента должна быть проведена в форме аттестации по требованиям безопасности информации.
Финансовое обеспечение работ по созданию, функционированию
и развитию национального сегмента
Финансирование работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента в части функций, осуществляемых государственным заказчиком-координатором, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
Финансирование работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента в части функций, выполняемых государственными функциональными заказчиками, будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оценка экономической и социальной эффективности реализации
межведомственной системы
Создание национального сегмента обеспечит:
снижение временных, организационных и финансовых издержек при получении требуемой информации из информационных ресурсов уполномоченных органов;
повышение эффективности таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля и взаимодействия в рамках Союза с использованием информационно-коммуникационных технологий;
снижение объема бумажного документооборота между субъектами электронного взаимодействия в рамках Союза;
формирование и обеспечение равных возможностей доступа к общим информационным ресурсам, в том числе к единой системе нормативно-справочной информации Союза;
обеспечение юридической силы создаваемых, обрабатываемых и передаваемых электронных документов при межгосударственном трансграничном обмене.
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 марта 2017 г. N 583-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
СЕГМЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый результат |
|
I. Правовые основания |
||||
1. |
Разработка приказа Минкомсвязи России об утверждении правил электронного обмена данными в национальном сегменте Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - национальный сегмент) |
Минкомсвязь России |
II квартал 2017 г. |
приказ Минкомсвязи России |
2. |
Разработка приказа Минкомсвязи России об утверждении технического регламента подключения информационных систем федеральных органов исполнительной власти к интеграционному шлюзу национального сегмента с использованием СМЭВ 3.0. |
Минкомсвязь России |
II квартал 2017 г. |
приказ Минкомсвязи России |
II. Технологические условия |
||||
3. |
Развитие (при необходимости) и обеспечение функционирования интеграционного шлюза национального сегмента |
Минкомсвязь России |
в течение 2017 - 2018 годов |
эксплуатационная документация |
4. |
Обеспечение функционирования прототипа программно-аппаратного комплекса доверенной третьей стороны национального сегмента |
Минкомсвязь России |
II квартал 2017 г. - до момента ввода в эксплуатацию доверенной третьей стороны национального сегмента |
эксплуатационная документация |
5. |
Разработка модели угроз безопасности информации и модели нарушителя безопасности информации в национальном сегменте Российской Федерации, включая угрозы безопасности информации и действия нарушителя для доверенной третьей стороны национального сегмента |
Минкомсвязь России, ФСБ России, ФСТЭК России |
II квартал 2017 г. |
модель угроз |
6. |
Разработка технического задания на создание программно-аппаратного комплекса доверенной третьей стороны национального сегмента, включая временные требования к программно-аппаратному комплексу доверенной третьей стороны национального сегмента, предъявляемые ФСБ России |
Минкомсвязь России, ФСБ России, ФСТЭК России |
III квартал 2017 г. |
техническое задание |
7. |
Создание программно-аппаратного комплекса доверенной третьей стороны национального сегмента |
Минкомсвязь России |
IV квартал 2017 г. |
техническая документация |