Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 21.10.2024) "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р (вместе с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2022 г. N 678-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее - Концепция);
план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) (далее - план).
2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:
обеспечить реализацию Концепции и плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
представлять в Минпросвещения России ежегодно отчеты о ходе реализации Концепции и плана.
3. Минпросвещения России осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных планом, и контроль за ходом их реализации.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере дополнительного образования детей, а также обеспечить исполнение плана.
5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 37, ст. 4983).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. N 678-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее - Концепция) направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.
Концепция разработана с учетом:
статьи 67.1 Конституции Российской Федерации, согласно которой важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации являются дети;
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры";
государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р;
Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р;
паспорта национального проекта "Образование";
паспорта национального проекта "Культура".
II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
В Российской Федерации в 2014 - 2021 годах в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", федерального проекта "Культурная среда", входящего в состав национального проекта "Культура", реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей.
Основным результатом реализации указанных мероприятий стало планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (68 процентов в 2015 году, а в 2021 году - более 77 процентов).
Данные о численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, агрегируются из информационных ресурсов субъекта Российской Федерации, обеспечивающих доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих указанные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ (далее - региональные навигаторы), в единую автоматизированную информационную систему сбора и анализа данных по учреждениям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации (далее - информационная система).
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (далее - целевая модель) позволяет сформировать современные управленческие и организационно-экономические механизмы в субъектах Российской Федерации через создание сети региональных модельных центров дополнительного образования детей и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей, внедрение механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - персонифицированное финансирование), осуществление деятельности региональных навигаторов дополнительного образования детей, обновление содержания программ и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.
По итогам 2021 года целевая модель внедрена в 72 субъектах Российской Федерации, а к 2024 году ее внедрение планируется во всех субъектах Российской Федерации.
Целевая модель позволяет обеспечить персонифицированный учет через регистрацию детей в региональных навигаторах и персонифицированное финансирование, что приведет к повышению доступности и качества дополнительных общеобразовательных программ.
Персонифицированное финансирование включает в себя выдачу сертификатов персонифицированного финансирования и возможность реализации не менее одной дополнительной общеобразовательной программы за счет сертификата персонифицированного финансирования (за исключением образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств). С 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей предусмотрена возможность использования социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (далее - социальный сертификат). При применении социальных сертификатов сохраняются принципы реализации дополнительных общеразвивающих программ с использованием сертификатов персонифицированного финансирования.
На федеральном уровне решен вопрос о возможности выбора родителями (законными представителями) конкретной дополнительной общеобразовательной программы и зачисления ребенка в образовательную организацию. Во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные навигаторы, предоставлена возможность записаться на выбранную программу с использованием сертификатов персонифицированного финансирования. Так, по итогам 2021 года в Российской Федерации сертификаты персонифицированного финансирования выданы более 8,6 млн. детей.
Региональные навигаторы синхронизированы с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что позволяет родителям (законным представителям) подать в электронном виде заявление о записи ребенка на дополнительную общеобразовательную программу.
Информационная система позволяет исключить повторный учет детей в системе дополнительного образования и в оперативном режиме получать данные по показателю "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования", который рассчитывается в рамках оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
При государственной поддержке активно развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей технической и естественно-научной направленностей, ориентированная на взаимодействие с организациями реального сектора экономики и позволяющая ежегодно вовлекать в свою деятельность более 1,5 млн. детей.
С 2019 года ведется системная работа по укреплению материально-технической базы детских школ искусств, приведению ее в соответствие с федеральными государственными требованиями к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, что позволило более 800 детских школ искусств оснастить новыми музыкальными инструментами, современным оборудованием и учебными материалами, осуществить капитальный ремонт и (или) реконструкцию более 430 зданий детских школ искусств. Предпринимаемые меры позволили увеличить количество обучающихся, создать новые учебные творческие коллективы.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" закреплен статус детских школ искусств как первой ступени трехуровневой системы подготовки творческих кадров. Министерством культуры Российской Федерации определен порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств, позволяющий обеспечить сохранность уникальной отечественной системы начального обучения детей различным видам искусства и преемственность образовательных программ в сфере культуры и искусства всех уровней.
Вместе с тем в системе дополнительного образования детей сохраняется ряд проблем, требующих решения, в том числе следующие:
недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия при формировании региональных систем развития дополнительного образования детей;
сокращение сети организаций дополнительного образования через их ликвидацию или реорганизацию путем присоединения к иным организациям, в том числе непрофильным;
неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка, обеспечения их сбалансированности с направлениями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при определении содержания и форматов дополнительного образования детей;
несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения дополнительного образования детей, а также профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;
недостаточное кадровое обеспечение организаций дополнительного образования, в том числе в сельской местности, старение квалифицированных педагогических кадров;
ограниченная доступность инфраструктуры дополнительного образования для различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
неэффективное использование потенциала дополнительного образования в формировании у обучающихся функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
недостаточный вклад дополнительного образования в профилактику и преодоление школьной неуспешности;
обособленность дополнительного образования детей от общего и профессионального образования, низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в реализацию дополнительных общеобразовательных программ;
недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора для развития дополнительного образования детей;
в системе дополнительного образования сферы культуры и искусства:
риск утраты отечественных академических традиций начального образования в области искусства, а также ряда дополнительных предпрофессиональных программ, значимых для развития и (или) сохранения традиций отечественного искусства, кадрового обеспечения отрасли культуры, этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
недостаточное обеспечение условий реализации дополнительных общеобразовательных, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, установленных федеральными государственными требованиями, в том числе сохраняющийся дефицит в современном оборудовании, учебных материалах, устаревание парка музыкальных инструментов, несоответствие помещений, занимаемых детскими школами искусств, установленным требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам.
III. Цели и задачи развития дополнительного
образования детей
Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.
Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.
Для достижения целей развития дополнительного образования детей необходимо решение следующих задач:
совершенствование системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;
обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;
совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования в рамках целевой модели, а также оказание информационно-консультационной поддержки родителям (законным представителям) для получения детьми качественного дополнительного образования;
обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей, расширение участия организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;
расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;
укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения);
включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании;
распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительного образования ("школа полного дня" и др.), в том числе путем совершенствования механизмов финансового обеспечения реализации общеобразовательными организациями дополнительных общеобразовательных программ (включая сетевую форму реализации образовательных программ);
использование механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики;
расширение участия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
обеспечение взаимодействия с наставниками из научных организаций, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций для вовлечения детей в научную деятельность;
сохранение сети организаций дополнительного образования детей;
обеспечение в каждом субъекте Российской Федерации централизованной системы управления сетью детских школ искусств исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области культуры и сетью организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
совершенствование научно-методического и ресурсного обеспечения ведомственных систем дополнительного образования;
создание новых мест для увеличения количества обучающихся в системе дополнительного образования детей, в том числе увеличение охвата детей дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств в детских школах искусств;
реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.);
создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, а также школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, театров, медиацентров;
содействие в разработке и внедрению современных учебно-методических комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;
развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся;
совершенствование деятельности по организации экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике, оказание содействия в организации детских культурно-патриотических круизов;
формирование в каждом субъекте Российской Федерации туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие субъекта Российской Федерации;
создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;
совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;
разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию;
развитие института наставничества в системе дополнительного образования детей;
создание условий для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе оснащение организаций.
IV. Принципы государственной политики в сфере
дополнительного образования детей
К принципам государственной политики в сфере дополнительного образования детей относятся:
открытость, выраженная в стимулировании роста конкурентной среды, включении реального сектора экономики в программы и проекты дополнительного образования детей, построении межведомственного взаимодействия и повышении степени влияния на сферу дополнительного образования детей и иных субъектов, включая родителей и детей (за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области искусств и дополнительных образовательных программ спортивной подготовки с 1 января 2023 г.);
вариативность дополнительных общеобразовательных программ, связанная с обеспечением разнообразия дополнительного образования исходя из запросов, интересов и жизненного самоопределения детей;
доступность качественного дополнительного образования для разных социальных групп, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от территории их проживания;
инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться по дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися;
клиентоцентричность, обеспечивающая возможность участия в целевой модели путем внедрения персонифицированного финансирования (за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области искусств и дополнительных образовательных программ спортивной подготовки с 1 января 2023 г.);
практико-ориентированность дополнительных общеобразовательных программ, позволяющая проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
ориентация дополнительных общеобразовательных программ на многоукладность экономики и быта народов и этносов, проживающих на территории Российской Федерации;
преемственность дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и соответствующих основных профессиональных образовательных программ в области культуры и искусства.
V. Приоритеты обновления содержания и технологий
по направленностям дополнительного образования детей
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ по туристско-краеведческой направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции, слеты, выездные школы и профильные смены и др.), обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (биология, география, геоэкономика, регионалистика, геология, культурология, литература, урбанистика и планирование городской среды, экология и др.), содействовать формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, создавать условия для воспитания и развития личности, а также для социализации обучающихся. Деятельность школьных музеев должна быть интегрирована с воспитательными и образовательными программами образовательных организаций.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта необходимо создать условия для вовлечения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, развивать командные, индивидуальные и игровые виды деятельности, способствующие физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений окружающего мира, обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (генетика, биомедицина, биотехнологии и биоинженерия, астрофизика, природопользование, биоинформатика, экология, наноинженерия и метаматериалы и др.), содействовать формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности необходимо:
содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации;
создать условия для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства;
обеспечить обновление содержания программ художественной направленности и развитие инфраструктуры дополнительного образования в том числе с применением цифровых технологий, современных средств коммуникации, оборудования, художественных материалов.
В рамках реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств необходимо создать условия:
для развития индивидуальных творческих способностей детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности, их профессиональной ориентации;
для устойчивого развития и обновления инфраструктуры системы непрерывного художественного образования, сохранения традиций классического искусства и народного творчества в соответствии с приоритетами Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
По итогам реализации Концепции предусматривается достижение следующих результатов:
во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель;
осуществлен переход на персонифицированное финансирование, обеспечена возможность реализации не менее одной выбранной родителем (законным представителем) дополнительной общеразвивающей программы с использованием сертификата персонифицированного финансирования, а также с использованием в период с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. социального сертификата во всех типах образовательных организаций, в том числе в негосударственных (за исключением детских школ искусств);
в субъектах Российской Федерации предоставлены сертификаты персонифицированного финансирования (за исключением детских школ искусств), а в период с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. - социальные сертификаты, не менее 25 процентам детей - до 2024 года, не менее 30 процентам детей - до 2030 года;
создана и функционирует система организации и управления региональной политикой по развитию дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;
создана современная инфраструктура в системе дополнительного образования детей, обновлена материально-техническая база организаций дополнительного образования, отвечающая потребностям детей, их семей и реального сектора экономики региона, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;
созданы новые места для увеличения количества детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в детских школах искусств;
расширено участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
широко используются эффективные модели интеграции основного и дополнительного образования ("школа полного дня" и др.);
обучающиеся включены в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, им созданы условия для профессионального самоопределения и прохождения стажировок в организациях реального сектора экономики;
расширено участие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
усилена воспитательная составляющая в содержании дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
обеспечено взаимодействие с наставниками научных организаций, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций;
созданы условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширены возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в системе дополнительного образования;
создана сеть технологических кружков (для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых), школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, школьных театров, школьных медиацентров;
обеспечено вовлечение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в обучение по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе реализуемым в каникулярные периоды;
поддержано распространение лучших практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями;
создана и функционирует система творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
обеспечена финансовая и информационно-консультационная поддержка реализации прав детей на участие в дополнительных общеразвивающих программах независимо от места проживания, состояния здоровья детей-инвалидов, социально-экономического положения семьи;
созданы условия по регулярному проведению экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике;
дополнены списки туристских маршрутов, формируемых в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", культурно-познавательными круизами патриотической направленности в летнее время года на круизных теплоходах для школьников и студентов;
созданы условия для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;
усовершенствованы механизмы подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;
реализованы меры поддержки молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, в их педагогической деятельности и профессиональном развитии;
созданы условия для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе за счет оснащения организаций дополнительного образования современным оборудованием;
в каждом субъекте Российской Федерации создана и функционирует эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
VII. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2022 - 2024 годы;
II этап - 2025 - 2030 годы.
На I этапе реализации Концепции планируется:
во всех субъектах Российской Федерации внедрить целевую модель;
осуществить переход на персонифицированное финансирование (за исключением детских школ искусств и организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1 января 2023 г.);
обеспечить ежегодно выдачу сертификатов персонифицированного финансирования, а в период с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. - социальных сертификатов, до 2024 года - не менее 25 процентам детей, до 2030 года - не менее 30 процентам детей в каждом субъекте Российской Федерации;
создать систему организации и управления региональной политикой по развитию дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;
создать современную инфраструктуру в системе дополнительного образования детей, отвечающую потребностям детей, их семей и реального сектора экономики региона, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;
создать новые места для увеличения количества детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в детских школах искусств;
создать условия для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для создания или модернизации инфраструктуры дополнительного образования детей, включая обновление материально-технической базы, проведение капитального ремонта, реконструкции зданий для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятия физической культурой и спортом, различными видами искусства, использования цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
вовлечь обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры с применением инструментов профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики, взаимодействие с сотрудниками предприятий, научных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
расширить участие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организовать воспитательный процесс на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;
создать условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширить возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
создать сеть технологических кружков (для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых), школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, школьных театров, школьных медиацентров;
обеспечить вовлечение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в освоение дополнительных общеобразовательных программ (в том числе реализуемых в каникулярные периоды) для повышения качества образовательных результатов;
обобщить и распространить лучшие практики по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями;
продолжить проведение системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
осуществить финансовую и информационно-консультационную поддержку реализации прав детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
обеспечить гармонизацию законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту и законодательства Российской Федерации об образовании в целях обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
создать условия по регулярному проведению экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике;
дополнить списки туристских маршрутов, формируемых в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", культурно-познавательными круизами патриотической направленности в летнее время года на круизных теплоходах для школьников и студентов;
создать условия для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей;
реализовать механизмы подготовки и непрерывного повышения квалификации управленческих и педагогических кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;
создать институт наставничества в системе дополнительного образования детей;
реализовать меры поддержки молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, в их педагогической деятельности и профессиональном развитии;
создать условия для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе за счет оснащения организаций дополнительного образования современным оборудованием;
создать в каждом субъекте Российской Федерации систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
На II этапе реализации Концепции планируется продолжить плановую работу по ее реализации.
Министерством просвещения Российской Федерации совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления начиная с 2022 года проводится мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов (с представлением сводного ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации).
VIII. Объем и источники финансирования мероприятий Концепции
Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству просвещения Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
Государственная поддержка может также осуществляться путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации национальных проектов "Образование", "Культура", "Демография".
Приложение
к Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||
2022 год |
2024 год |
2030 год |
|||
1. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием |
процентов |
76 |
80 |
82 |
2. |
Количество субъектов Российской Федерации, выдающих сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, а также в период с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. - социальные сертификаты на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предусмотренные Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - социальные сертификаты) |
единиц |
72 |
85 |
85 |
3. |
Доля детей, которые обеспечены сертификатами персонифицированного финансирования дополнительного образования в каждом субъекте Российской Федерации, а в период с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. - социальными сертификатами |
процентов |
25 |
25 |
30 |
4. |
Охват детей деятельностью региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков "Кванториум" и центров "IT-куб" |
процентов |
7,9 |
10 |
15 |
5. |
Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты |
процентов |
0,4 |
0,61 |
0,71 |
6. |
Доля организаций негосударственного сектора, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в общем количестве организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей |
процентов |
4,9 |
5 |
10 |
7. |
Доля негосударственного сектора, включенного в персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, в общем количестве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, включенных в персонифицированное финансирование дополнительного образования детей |
процентов |
- |
2 |
5 |
8. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб |
процентов |
54 |
100 |
100 |
9. |
Доля детей, обучающихся в 5 - 9 классах, принимающих участие в экскурсиях по историко-культурной, научно-образовательной, патриотической тематике, а также в детских культурно-патриотических круизах |
процентов |
2 |
5 |
10 |
10. |
Доля образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел", находящихся в ведении органов местного самоуправления, исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области культуры |
процентов |
95 |
100 |
100 |
11. |
Созданы новые места в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Нарастающий итог |
тыс. единиц |
900 |
1350 |
2550 |
12. |
В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, обновлена материально-техническая база для занятий детей физической культурой и спортом. Нарастающий итог |
единиц |
3 360 |
5765 |
9020 |
13. |
Созданы и функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Нарастающий итог |
единиц |
44 |
85 |
85 |
14. |
Поддержана реализация лучших практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями (в том числе в целях повышения успешности детей, имеющих низкие образовательные результаты). Нарастающий итог |
тыс. человек |
15 |
60 |
150 |
15. |
Внедрена и функционирует целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей. Нарастающий итог |
единиц |
72 |
85 |
85 |
16. |
Обеспечено увеличение численности детей и молодежи, вовлеченных в детско-юношеский и студенческий спорт (в части профессиональных образовательных организаций), посредством реализации мероприятий общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России". Нарастающий итог |
тыс. человек |
975 |
1125 |
1575 |
17. |
Доля обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках программы "Билет в будущее" |
процентов |
30 |
37 |
49 |
18. |
Обеспечено проведение открытых онлайн-уроков, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", в которых приняли участие дети |
млн. человек |
5 |
6 |
6 |
19. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий. Нарастающий итог |
процентов |
2,9 |
50 |
80 |
20. |
Выплата премий лучшим педагогам дополнительного образования за достижения в педагогической деятельности |
тыс. человек |
- |
- |
100 |
21. |
Организована подготовка педагогов дополнительного образования |
тыс. человек |
45 |
130 |
301 |
22. |
Количество разработанных туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также для знакомства с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие |
единиц |
25 |
100 |
150 |
23. |
Создана сеть технологических кружков на базе общеобразовательных организаций (для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых) |
единиц |
9500 |
15000 |
20000 |
24. |
Сохранена сеть организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в ведении исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта |
процентов |
100 |
100 |
100 |
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. N 678-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА, I ЭТАП (2022 - 2024 ГОДЫ)
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Итоговый документ |
|
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей |
||||
1. |
Совершенствование механизмов внедрения персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в рамках целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей |
IV квартал 2023 г. |
Минпросвещения России |
методические рекомендации |
2. |
Совершенствование статистического инструментария для организации наблюдения в сфере дополнительного образования детей |
I квартал 2023 г. |
Росстат, Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
3. |
Закрепление нормативного статуса единой автоматизированной информационной системы сбора и анализа данных по организациям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации |
IV квартал 2024 г. |
Минпросвещения России |
ведомственный акт Минпросвещения России |
4. |
Совершенствование системы государственных сервисов, находящихся в ведении Минпросвещения России, обеспечивающих доступ к информации об организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации, запись на обучение по дополнительной общеобразовательной программе, в том числе интеграция единой автоматизированной информационной системы сбора и анализа данных по организациям, программам и мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации и автоматизированной информационной системой "Статистическая отчетность отрасли" и государственной информационной системой "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" |
III квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
5. |
Совершенствование механизмов финансирования дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, в том числе посредством сетевой формы реализации образовательных программ |
III квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, Минэкономразвития России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
6. |
Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации |
IV квартал 2022 г. |
Минпросвещения России |
методические рекомендации |
7. |
Подготовка проекта указа Президента Российской Федерации об утверждении премий лучшим педагогам дополнительного образования за достижения в педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей |
III квартал 2025 г. |
Минпросвещения России |
проект указа Президента Российской Федерации |
II. Повышение доступности и качества дополнительного образования детей |
||||
8. |
Проведение анализа доступности дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации и приоритетных направлений развития дополнительного образования детей в соответствии с социально-экономическими потребностями субъекта Российской Федерации, а также потребностями для различных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся на длительном лечении |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Минпросвещения России |
9. |
Создание новых мест для увеличения количества обучающихся в сфере дополнительного образования |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
10. |
Выявление и распространение лучших практик повышения доступности дополнительного образования для различных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся на длительном лечении, при помощи сетевой формы взаимодействия, с участием представителей реального сектора экономики, а также применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России, заинтересованные общественные организации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
11. |
Расширение сети образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, в том числе в сельской местности и малых городах, включая создание условий для образования детей в области информационных технологий |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
12. |
Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, а также дополнительных образовательных программ спортивной подготовки) для формирования компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека на основании анализа социально-экономических потребностей субъекта Российской Федерации и потребностей детей, в том числе с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех", проектов Национальной технологической инициативы, Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р |
III квартал 2022 г., далее - ежегодно |
образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад исполнительных органов субъектов Российской Федерации, представленный в Минпросвещения России |
13. |
Увеличение числа организаций негосударственного сектора, реализующих дополнительные общеобразовательные программы и участвующих в мероприятиях целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей |
I квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
14. |
Организация методической поддержки образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в обновлении содержания и технологий обучения дополнительного образования |
III квартал 2022 г. |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
15. |
Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на формирование у обучающихся функциональной, технологической, финансовой, экологической грамотности, способствующих вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования |
I квартал 2024 г. |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы |
доклад в Правительство Российской Федерации |
16. |
Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на профилактику и преодоление школьной неуспешности, в том числе реализуемых в каникулярный период |
II квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы |
доклад в Правительство Российской Федерации |
17. |
Внедрение технологий информационно-консультационной адресной поддержки реализации прав детей на участие в дополнительных общеразвивающих программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи |
I квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
18. |
Создание и функционирование во всех субъектах Российской Федерации ресурсных методических центров, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение реализации государственной политики в области культуры и искусств |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области культуры |
доклад в Минкультуры России |
19. |
Увеличение количества детей, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в образовательных организациях дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств) |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области культуры |
доклад в Минкультуры России |
20. |
Вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и "профессиями будущего", поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок на площадках реального сектора экономики, взаимодействие с наставниками со стороны предприятий, научных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе в рамках проектов "Билет в будущее", "Проектория", WorldSkills Russia Juniors |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
21. |
Вовлечение обучающихся общеобразовательных организаций в научно-техническое творчество под научным руководством образовательных организаций высшего образования, научных организаций, высокотехнологичных компаний |
II квартал 2022 г., далее - ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации, образовательные организации высшего образования |
доклад в Минпросвещения России |
22. |
Проведение оценки удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) доступностью и качеством предоставления образовательных услуг в сфере дополнительного образования |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
23. |
Формирование Календаря международных, всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования |
II квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России |
письмо в субъекты Российской Федерации |
24. |
Формирование единого календарного плана воспитательной работы |
II квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и общероссийские общественные организации |
письмо в субъекты Российской Федерации |
25. |
Распространение походно-экспедиционной и экскурсионной форм организации деятельности с обучающимися при реализации дополнительных общеобразовательных программ за пределами фактического местонахождения образовательной организации (за исключением детских школ искусств и организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки) |
II квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минцифры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, заинтересованные общероссийские общественные организации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
26. |
Организация проведения Большого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с международным участием), включая проведение по отдельным положениям Всероссийского фестиваля "Как взмах крыла", Всероссийского фестиваля инклюзивных театров, Всероссийского фестиваля танцев на колясках |
I - IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России |
письмо в субъекты Российской Федерации |
27. |
Организация проведения Всероссийской Большой олимпиады "Искусство - Технологии - Спорт" |
I - IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
28. |
Организация проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий для детей и молодежи, каникулярных профориентационных школ, профильных и специализированных смен |
ежегодно |
Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России, заинтересованные общественные организации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
29. |
Проведение общероссийских конкурсов "Лучшая детская школа искусств" и "Молодые дарования России" |
ежегодно |
Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области культуры |
доклад в Правительство Российской Федерации |
30. |
Проведение всероссийских конференций и методических мероприятий, посвященных сохранению традиций и развитию отраслевой системы дополнительного образования в области искусств, в том числе по вопросам реализации дополнительных предпрофессиональных программ, значимых для развития и (или) сохранения традиций отечественного искусства, кадрового обеспечения отрасли культуры |
ежегодно |
Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области культуры |
доклад в Правительство Российской Федерации |
31. |
Создание условий для учета достижений обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам при формировании цифрового портфолио обучающегося в составе федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в том числе учет указанных достижений при формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося |
III квартал 2024 г. |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
32. |
Обеспечение наполнения единого национального портала дополнительного образования детей лучшими практиками, методическими разработками |
ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
33. |
Обеспечение функционирования и наполнения портала художественного образования, включая всероссийскую методическую базу, лучшими практиками, методическими разработками в области искусств |
ежегодно |
Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области культуры |
доклад в Правительство Российской Федерации |
34. |
Формирование реестра примерных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
35. |
Вовлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия |
III квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
36. |
Размещение в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений об организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России |
доклад в Минпросвещения России |
37. |
Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ по направленностям, обеспечивающих формирование ключевых компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека |
III квартал 2023 г. |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Минпросвещения России |
38. |
Формирование механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны |
III квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России |
методические рекомендации |
39. |
Обеспечение управления сетью детских школ искусств исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области культуры в целях проведения единой государственной политики в сфере художественного образования |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области культуры |
доклад в Правительство Российской Федерации |
III. Развитие материально-технического обеспечения и инфраструктуры дополнительного образования детей |
||||
40. |
Предоставление субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета для создания или модернизации инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе обновление материально-технической базы, проведение капитальных ремонтов, реконструкции зданий для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом, различными видами искусств, использования цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
41. |
Создание условий для обучения детей по модели "Школа полного дня" |
III квартал 2023 г., далее - ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Минпросвещения России |
42. |
Сохранение сети детских школ искусств в ведении органов местного самоуправления, исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области культуры |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области культуры |
доклад в Правительство Российской Федерации |
43. |
Сохранение сети организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в ведении исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта |
IV квартал 2023 г., далее - ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Минспорт России |
IV. Развитие кадрового потенциала - системы дополнительного образования детей |
||||
44. |
Создание и обеспечение функционирования системы подготовки и непрерывного повышения квалификации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
45. |
Содействие проведению конкурсов профессионального мастерства в целях поддержки и профессионального развития специалистов системы дополнительного образования детей, в том числе среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и дополнительным образовательным программам спортивной подготовки |
ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
46. |
Реализация мер по привлечению квалифицированных педагогических кадров в организации дополнительного образования, в том числе расположенные в сельской местности |
I квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
47. |
Разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования, содействие их профессиональному развитию |
IV квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
48. |
Выявление и распространение лучших практик наставничества в системе дополнительного образования детей |
II квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
49. |
Создание условий для развития института наставничества в системе дополнительного образования детей |
IV квартал 2024 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
V. Управление реализацией Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года |
||||
50. |
Разработка и реализация федеральных и региональных программ поддержки и развития отраслевых систем дополнительного образования детей, актуализация региональных и муниципальных программ (планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию дополнительного образования детей |
IV квартал 2022 г. |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
51. |
Мониторинг исполнения плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, Минкультуры России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, заинтересованные общероссийские общественные организации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
52. |
Мониторинг соответствия региональных систем дополнительного образования детей (за исключением отраслевых региональных систем дополнительного образования в области культуры и искусств) целям и задачам целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей |
ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Минпросвещения России |
53. |
Мониторинг практики внедрения в субъектах Российской Федерации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, включая анализ таких показателей, как количество детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, участие негосударственных организаций, уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством дополнительного образования (за исключением детских школ искусств, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки) |
IV квартал 2023 г., далее - ежегодно |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доклад в Минпросвещения России |
54. |
Представление в Правительство Российской Федерации сводного доклада об исполнении плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) |
I квартал 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России |
сводный доклад в Правительство Российской Федерации |