Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.11.2024 N АКПИ24-894 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2024 г. N АКПИ24-894

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Черкесские городские электрические сети" о признании недействующим абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 (далее также - Постановление) утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (далее также - Правила). Нормативный правовой акт опубликован 4 апреля 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 14, ст. 1916, 5 апреля 2011 г. в "Российской газете", N 71.

Пунктом 23 Правил установлено, что для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке предъявляются требования соответствия количественным характеристикам, применяемым в группах точек поставки, с использованием которых организация планирует участие в торговле на оптовом рынке, в частности энергосбытовая организация или энергоснабжающая организация намерена приобретать электрическую энергию и мощность на оптовом рынке в целях последующей реализации на основании заключенных на розничных рынках договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии и мощности) с потребителями, суммарная присоединенная мощность энергопринимающего оборудования которых составляет в соответствующих группах точек поставки не менее 20 МВ·А при условии, что в каждой группе точек поставки она равна или превышает 750 кВ·А (абзац четвертый подпункта 1).

Акционерное общество "Черкесские городские электрические сети" (далее также - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 Правил, ссылаясь на его несоответствие основным принципам государственного регулирования и контроля в области электроэнергетики, а также статье 20, пунктам 3 и 5 статьи 35 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике").

В обоснование своего требования административный истец указал, что является субъектом оптового рынка и осуществляет деятельность по поставке электрической энергии и мощности по договорам, заключенным на розничном рынке с юридическими лицами, бюджетными учреждениями и населением, объекты энергоснабжения которых расположены в г. Черкесске. Акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии", полагая, что Обществом нарушаются положения пункта 23 Правил, направило в дисциплинарную комиссию ассоциации "Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" соответствующие материалы, что следует из письма от 14 июня 2024 г. N 01-02/24-16679.

По мнению Общества, абзац четвертый подпункта 1 пункта 23 Правил предоставляет ему как энергосбытовой организации и субъекту оптового рынка право приобретать электрическую энергию и мощность на оптовом рынке в целях последующей ее реализации на основании заключенных на розничных рынках договоров энергоснабжения только с конечными потребителями. В то же время гарантирующие поставщики электрической энергии вправе приобретать электрическую энергию и для покупателей электрической энергии, приобретающих ее для последующей перепродажи. Отсутствие у административного истца такого же права заключать на розничном рынке договоры энергоснабжения с покупателями электроэнергии влечет для него те санкции, о которых указано в письме акционерного общества "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" от 14 июня 2024 г.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 10 октября 2024 г. N ДГ-П51-33815), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое положение пункта 23 Правил не противоречит Федеральному закону "Об электроэнергетике", не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

Представитель административного истца Щ. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Г. возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

На дату принятия Постановления аналогичные полномочия были закреплены в статье 23 ранее действовавшего Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики устанавливает Федеральный закон "Об электроэнергетике". Этот же закон определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе в сфере производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Пунктом 1 статьи 21 поименованного федерального закона в редакции, действовавшей на дату издания Постановления, к полномочиям Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике отнесено утверждение правил оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации утвердило Правила, которые устанавливают правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок), включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.

Положения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" при издании Постановления соблюдены.

Таким образом, Постановление и утвержденные им Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Статьей 35 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1). Статус субъекта оптового рынка получают: 1) поставщики электрической энергии, имеющие в собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании генерирующее оборудование, которое присоединено к электрическим сетям, входящим в Единую энергетическую систему России, и установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое правилами оптового рынка, или организации, имеющие намерение участвовать в обращении электрической энергии и (или) мощности, производимых на принадлежащем им генерирующем оборудовании, которое соответствует указанным требованиям и ввод в эксплуатацию которого предполагается в будущем; 2) потребители электрической энергии, которые присоединены в установленном порядке к электрическим сетям и количественные характеристики заявленного потребления электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка (крупные потребители электрической энергии); 3) энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях ее последующей реализации на розничных рынках и количественные характеристики заявленного приобретения электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка; 4) гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии; 5) системообразующие территориальные сетевые организации в целях исполнения функций гарантирующего поставщика в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации; 6) системообразующие территориальные сетевые организации в части оплаты потерь, возникающих в их сетях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти; 7) коммерческие организации, имеющие намерение стать агрегаторами управления изменением режима потребления электрической энергии. Такие коммерческие организации получают статус субъекта оптового рынка в целях оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии при условии, что количественные характеристики заявляемого ими в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, снижения потребления электрической энергии в отношении каждого из сформированных ими агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии соответствуют критериям, установленным правилами оптового рынка (пункт 2).



Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что порядок получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления электрической энергии и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" под энергосбытовыми организациями понимаются организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность (абзац шестнадцатый), при этом такая деятельность представляет собой деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемую на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует (абзац сорок седьмой).

Под группой точек поставки понимается одна или несколько точек в электрической сети (точек поставки), относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, в отношении которого участником оптового рынка осуществляется купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, или ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке осуществляется только одним участником оптового рынка, и используемых для определения и исполнения обязательств, связанных с поставкой и оплатой электрической энергии и (или) мощности (пункт 2 Правил).

Предусмотренные абзацем четвертым пункта 23 Правил требования к энергосбытовой организации или энергоснабжающей организации для получения статуса субъекта оптового рынка о соответствии количественным характеристикам, применяемым в группах точек поставки, с использованием которых организация планирует участие в торговле на оптовом рынке, в полной мере соответствуют приведенным нормам Федерального закона "Об электроэнергетике".

Закон, который устанавливал бы отличные от приведенных в оспариваемой норме минимально допустимые значения количественных характеристик, применяемых в группах точек поставки, отсутствует.

Установленное оспариваемой нормой требование к энергосбытовой организации или энергоснабжающей организации о приобретении электрической энергии и мощности на оптовом рынке в целях последующей реализации на основании заключенных на розничных рынках договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии и мощности) с потребителями прямо вытекает из предписания подпункта 3 пункта 2 статьи 35 Федерального закона "Об электроэнергетике", согласно которому статус субъекта оптового рынка получают энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях ее последующей реализации на розничных рынках.

Доводы административного истца о том, что пунктом 23 Правил необоснованно установлены иные требования для гарантирующего поставщика электрической энергии, являются необоснованными.

Под гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" понимается коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с данным федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Группы точек поставки для гарантирующих поставщиков в соответствии с пунктом 24 Правил и пунктом 12 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Основные положения), располагаются исходя из границ зоны (зон) их деятельности.

Границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений (абзац седьмой пункта 198 Основных положений).

Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с исполнительными органами соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков (пункт 3 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике").

В отличие от энергосбытовой организации гарантирующие поставщики осуществляют свою деятельность в закрепленных за ними границах и получают статус субъекта оптового рынка вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии.

Исходя из приведенного правового регулирования Правительство Российской Федерации вправе устанавливать иные требования к гарантирующим поставщикам.

Принимая во внимание, что оспариваемое положение пункта 23 Правил не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Черкесские городские электрические сети" о признании недействующим абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья

Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

И.Д.АБАКУМОВА

С.И.КУЗЬМИЧЕВ