Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.08.2024 N АКПИ24-398 "Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пп. д п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1625, и пп. 2 п. 24, п. 109 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утв. Приказом Минфина России от 14.01.2015 N 3н"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2024 г. N АКПИ24-398
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М., общества с ограниченной ответственностью "Росбет" об оспаривании подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1625, подпункта 2 пункта 24, пункта 109 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 3н,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1625 (далее также - Постановление) утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (далее также - Положение).
Подпункт "д" пункта 4 Положения к одному из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, относит обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований частей 1 - 3.2, 3.4 - 3.10 и 3.12 - 9 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 3н (далее также - Приказ) утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее также - Административный регламент).
Подпунктом 2 пункта 24 Административного регламента предусмотрено, что в заявлении о переоформлении лицензии при намерении заявителя осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, приводятся сведения, подтверждающие соответствие заявителя лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по указанному адресу.
Пунктом 109 Административного регламента установлено, что Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) осуществляет рассмотрение заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов с учетом сведений о заявителе, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
М. и общество с ограниченной ответственностью "Росбет" (далее также - Общество) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просят признать не действующими подпункт "д" пункта 4 Положения в части обеспечения соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований частей 3.2, 3.12, 3.13 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ (в административном исковом заявлении административными истцами ошибочно указано - статьи 14), подпункт 2 пункта 24, пункт 109 Административного регламента, ссылаясь на их противоречие части 2 статьи 2, частям 7 и 8 статьи 3, части 2 статьи 4, частям 3 и 5 статьи 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ, пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ, частям 1 - 3 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а также на нарушение их прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантированное статьей 34 Конституции Российской Федерации, на отсутствие правовой определенности, позволяющей разграничить деятельность, на которую государством было предоставлено специальное разрешение (лицензия), в тех условиях, которые являлись предметом проверки со стороны государственных органов, в том числе лицензирующего органа, резюмирующих законность деятельности лицензиата, от противоправных действий.
В обоснование заявленного требования административные истцы указали, что Общество, размер доли участия в котором М. составляет 90%, является организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии от 11 августа 2009 г. N 8. В связи с организацией и проведением азартных игр на территории г. Москвы в отношении М. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом "а" части третьей статьи 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которому Тушинским районным судом г. Москвы от 6 февраля 2024 г. постановлен обвинительный приговор.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) (поручение от 21 июня 2024 г. N ДГ-П13-18923), в письменных возражениях (отзыве) на административный иск просивших отказать в его удовлетворении, указав, что Постановление и Приказ изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, в оспариваемой части соответствуют актам большей юридической силы и прав административных истцов не нарушают.
М., принимавший участие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи из ФКУ СИЗО<...> УФСИН России по г. Москве, и представитель административных истцов А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Ш. возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., обсудив доводы заинтересованного лица, заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
На момент принятия Постановления аналогичные полномочия были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Во исполнение полномочий, предоставленных пунктом 2 части 1 статьи 5 и части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, Правительство Российской Федерации постановлением от 8 октября 2020 г. N 1625 утвердило Положение, определяющее порядок лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Нормативный правовой акт 14 октября 2020 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 19 октября 2020 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 42 (часть III), ст. 6591, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N 1482, размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 25 августа 2022 г., опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации 29 августа 2022 г., N 35, ст. 6112.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 3н, утвердивший Административный регламент, зарегистрирован в Минюсте России 22 апреля 2015 г., регистрационный номер 36999, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 27 апреля 2015 г., действует в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 151н, зарегистрированного в Минюсте России 22 сентября 2016 г., регистрационный номер 43764, размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 23 сентября 2016 г., опубликованного в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 17 октября 2016 г., N 42.
Полномочия на принятие и порядок опубликования нормативных правовых актов административным истцом не оспариваются. Данные обстоятельства в отношении Приказа ранее также установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2019 г. N АКПИ19-553.
Федеральным законом N 244-ФЗ установлено, что правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с этим федеральным законом иными нормативными правовыми актами (статья 2).
Деятельность по организации и проведению азартных игр в силу части 1 статьи 5 названного федерального закона может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных Федеральным законом N 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 3 Федерального закона N 244-ФЗ закреплено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: 1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон; 2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; 3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; 4) предоставления лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах; 5) осуществления государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ).
Пунктом 31 части 1 статьи 12 указанного закона деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах отнесена к лицензируемому виду деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности в силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены этим федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирование в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Под лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ понимается специальное разрешение, подтверждаемое записью в реестре лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (далее - реестр лицензий) и предоставляющее организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах вне игорных зон. В реестре лицензий в отношении каждой лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах обязательно указываются виды оказываемых услуг (услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше или услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры), места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора либо процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора, пунктов приема ставок букмекерских контор или тотализаторов, доменное имя, используемое для вида оказываемой услуги.
Лицензионные требования в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ - это обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном данным федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона N 99-ФЗ закреплено, что лицензионные требования могут включать в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 2).
В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или в случаях, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, право пользования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами; 5) иные требования, установленные федеральными законами и (или) международными договорами Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона N 244-ФЗ установлены требования к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приема ставок букмекерских контор и тотализаторов, в частности, букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства (часть 1). Организатор азартных игр в букмекерской конторе при помощи специального оборудования, установленного в процессинговом центре букмекерской конторы или процессинговом центре интерактивных ставок букмекерской конторы, обязан обеспечить учет, обработку соответственно ставок или ставок и интерактивных ставок, фиксирование результатов азартных игр и расчет сумм выигрышей, подлежащих выплате (часть 3.2). В процессинговом центре букмекерской конторы и процессинговом центре тотализатора должны размещаться технические средства связи, предназначенные для приема информации из пунктов приема ставок букмекерской конторы или пунктов приема ставок тотализатора о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах, передачи информации о рассчитанных выигрышах, о развитии и об исходе события, от которого зависит результат пари, в пункты приема ставок букмекерской конторы или пункты приема ставок тотализатора. В процессинговом центре интерактивных ставок букмекерской конторы и процессинговом центре интерактивных ставок тотализатора в случае приема ставок должны размещаться технические средства связи, предназначенные для приема информации из пунктов приема ставок букмекерской конторы или пунктов приема ставок тотализатора о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах, передачи информации о рассчитанных выигрышах, о развитии и об исходе события, от которого зависит результат пари, в пункты приема ставок букмекерской конторы или пункты приема ставок тотализатора (часть 3.12). В пунктах приема ставок букмекерской конторы и пунктах приема ставок тотализатора должны размещаться технические средства связи, предназначенные для приема информации из процессингового центра букмекерской конторы, процессингового центра тотализатора или из процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы, процессингового центра интерактивных ставок тотализатора о рассчитанных выигрышах, о развитии и об исходе события, от которого зависит результат пари, передачи информации в процессинговый центр букмекерской конторы, процессинговый центр тотализатора или в процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы, процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах (часть 3.13).
Отнесение подпунктом "д" пункта 4 Положения отдельных требований, предъявляемых к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приема ставок букмекерских контор и тотализаторов, закрепленных в статье 15 Федерального закона N 244-ФЗ, в том числе в ее частях 3.2, 3.12 и 3.13, к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого указанного вида деятельности, соответствует приведенным нормам закона и корреспондирует задачам и целям лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Вопреки утверждениям административных истцов, данная норма является определенной и не устанавливает каких-либо дополнительных требований к соискателю лицензии и лицензиату, выходящих за пределы требований, установленных Федеральным законом N 244-ФЗ, в том числе его статьей 15, в сфере деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Пункт 24 Административного регламента содержится в разделе "Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления".
Подпунктом 2 названного пункта Административного регламента в заявлении о переоформлении лицензии при намерении заявителя осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, предусмотрено указание сведений, подтверждающих соответствие заявителя лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по указанному адресу.
Статьей 15 Федерального закона N 244-ФЗ предусмотрено, что букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства (часть 1).
При этом в части 2 названной статьи закона перечислены объекты, здания и помещения, в которых букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены.
В силу статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, и (или) другие данные, которые позволяют идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности и которые указываются при необходимости в дополнение к почтовому адресу либо вместо него при его отсутствии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и адреса электронной почты юридического лица (пункт 1); реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ (пункт 6).
Подпункт 2 пункта 24 Административного регламента соответствует приведенным нормам Федерального закона N 244-ФЗ и Федерального закона N 99-ФЗ.
Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии приведен в статье 14 Федерального закона N 99-ФЗ, согласно которой в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19.1 данного федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут быть предусмотрены случаи и порядок проведения оценки при предоставлении лицензии соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям в автоматическом режиме, в том числе на основании полученной из государственных информационных систем информации (часть 1).
Частью 1.2 этой же статьи закона установлено, что в случае, если по результатам оценки, указанной в части 1 данной статьи, выявлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям в отношении отдельных работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в том числе отдельных работ, услуг, которые соискатель лицензии намерен выполнять, оказывать по одному или нескольким местам осуществления лицензируемого вида деятельности), лицензия указанному соискателю лицензии предоставляется по его просьбе на те виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в том числе работы, услуги, которые соискатель лицензии намерен выполнять, оказывать по одному или нескольким местам осуществления лицензируемого вида деятельности), в отношении которых соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям было подтверждено в ходе указанной оценки.
Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований в силу статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ проводится в форме: 1) оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 данного федерального закона; 2) государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований, осуществляемого в соответствии со статьей 19.2 этого федерального закона; 3) периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, проводимого в соответствии со статьей 19.3 указанного федерального закона.
Положением установлено, что при проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) документах, и оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом N 210-ФЗ (пункт 6). Представление (направление) соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, их рассмотрение лицензирующим органом, предоставление лицензии либо отказ в ее предоставлении, внесение изменений в реестр лицензий, приостановление действия лицензии, возобновление действия лицензии, прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии, формирование и ведение в электронном виде реестра лицензий и предоставление выписки из него осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 99-ФЗ (пункт 10). Оценка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в рамках проведения федерального государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр.
Статьей 16 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено формирование и ведение лицензирующим органом лицензионного дела соискателя лицензии и (или) лицензиата, в которое включаются связанные с осуществлением лицензирования документы (часть 1).
Пункт 109 Административного регламента, расположенный в разделе "Рассмотрение заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов", предусматривает рассмотрение ФНС России заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов с учетом сведений о заявителе, имеющихся в его лицензионном деле, а также проведение проверки достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Данный пункт Административного регламента в полной мере соответствует приведенным нормам Положения и Федерального закона N 99-ФЗ, является определенным и не содержит положений, не предусмотренных федеральным законом.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых норм Положения и Административного регламента частям 1 - 3 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ, регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Статьей 12 названного закона урегулированы вопросы проведения выездной проверки, в то время как оспариваемые административным истцом нормы Положения и Административного регламента не регулируют вопросы, касающиеся выездных проверок.
Пунктом 22 части 4 статьи 1 поименованного федерального закона предусмотрено, что при осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Частью 9 статьи 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, предусмотренные пунктами 12, 17, 20, 21, 24 - 31, 36 - 37, 40, 42, 44, 46, 47, 52 - 54, 56 и 57 части 1 статьи 12 данного федерального закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами о видах контроля.
Статьей 15.1 Федерального закона N 244-ФЗ, регулирующей отношения в области государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр, предусмотрено, что организация и осуществление государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (часть 3).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные предписания Положения и Административного регламента соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административных истцов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления М., общества с ограниченной ответственностью "Росбет" об оспаривании подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1625, подпункта 2 пункта 24, пункта 109 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 3н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ