Решение Верховного Суда РФ от 03.10.2024 N АКПИ24-676 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца шестого пункта 2.6 Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса, утв. Приказом Минюста России от 29.06.2015 N 148"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 октября 2024 г. N АКПИ24-676

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании недействующим абзаца шестого пункта 2.6 Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 148,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 29 июня 2015 г. N 148 утвержден Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса (далее также - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2015 г., регистрационный номер 37822, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015 г., опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 12 октября 2015 г., N 41.

Согласно абзацу шестому пункта 2.6 Порядка основанием для отказа в выдаче согласия нотариальной палаты о замещении временно отсутствующего нотариуса является в том числе осуществление лицом предпринимательской деятельности или иной деятельности, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности.

Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца шестого пункта 2.6 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (далее также - Основы законодательства о нотариате), нарушает его право на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По мнению административного истца, оспариваемая норма вводит не предусмотренное законом ограничение для лиц, в том числе помощника нотариуса, желающих замещать временно отсутствующего нотариуса, в осуществлении ими конституционного права на распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности. Считает, что такое ограничение закон накладывает только на самого нотариуса.

В обоснование заявленных требований Т. указывает, что 17 октября 2023 г. был признан лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен нотариуса.

В письменных возражениях Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная нотариальная палата (далее также - ФНП России) указали, что Порядок издан в пределах предоставленных Минюсту России полномочий, с соблюдением порядка его принятия, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству и не нарушает прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца.

В судебном заседании административный истец Т. поддержал заявленное требование.

Представители Минюста России К.А. и К.Г. и ФНП России Ш. поддержали позиции, изложенные в письменных возражениях.

Выслушав объяснения административного истца Т., возражения представителей Министерства юстиции Российской Федерации К.А. и К.Г., представителя Федеральной нотариальной палаты Ш., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью первой статьи 20 Основ законодательства о нотариате порядок замещения временно отсутствующего нотариуса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также по контролю и надзору в сфере нотариата, согласно абзацу пятому подпункта 1 и абзацу третьему подпункта 4 пункта 1, подпункту 6 пункта 3, подпунктам 28 и 30(22) пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (в редакции, действовавшей на день издания оспариваемого нормативного правового акта и последующих его изменений), является Минюст России, который совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотариальной деятельностью, не допущенных к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавших такой экзамен, на соответствующее решение квалификационной комиссии; осуществляет иные полномочия и иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные Основами законодательства о нотариате.

Аналогичные полномочия содержатся в подпункте 4 пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10.

На основании предоставленных полномочий Минюстом России принят Порядок, который устанавливает основания замещения временно отсутствующего нотариуса, передачу полномочий нотариуса лицу, его замещающему, прекращение замещения временно отсутствующего нотариуса.

Утверждению Порядка Минюстом России предшествовало его утверждение решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 мая 2015 г., что также соотносится с приведенными нормами Основ законодательства о нотариате и Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Порядка соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Следовательно, Порядок утвержден компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий и с соблюдением установленных особенностей этого процесса, а равно порядка издания нормативного правового акта, требований, определенных для его государственной регистрации и опубликования, что не оспаривается административным истцом.

Абзац шестой пункта 2.6 Порядка предусматривает в качестве основания для отказа в выдаче согласия нотариальной палаты на замещение временно отсутствующего нотариуса осуществление лицом, желающим замещать временно отсутствующего нотариуса, предпринимательской деятельности или иной деятельности, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности.

Доводы административного истца о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статье 2 Основ законодательства о нотариате, нарушает его право на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно части седьмой статьи 1 Основ законодательства о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

В статье 2 Основ законодательства о нотариате закреплены требования, которым должно соответствовать лицо, претендующее на должность нотариуса (часть первая), а также предусмотрены ограничения на осуществление лицом нотариальной деятельности (часть вторая).

Ограничения в деятельности нотариуса установлены статьей 6 Основ законодательства о нотариате, в силу которой нотариус не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Основы законодательства о нотариате в статье 20 устанавливают, что замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине (часть первая).



Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса, который соответствует требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ законодательства о нотариате, за исключением требования о наличии стажа работы по юридической специальности. Помощник нотариуса, замещающий временно отсутствующего нотариуса, должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее одного года. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие (часть вторая).

При невозможности замещения нотариуса его помощником или при отсутствии у нотариуса помощника замещение временно отсутствующего нотариуса может осуществляться иным соответствующим требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ законодательства о нотариате лицом. Наделение такого лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой (часть третья).

Не допускается одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим, исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов или замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими, одновременно (часть четвертая).

С учетом изложенного при замещении временно отсутствующего нотариуса его полномочия по осуществлению нотариальной деятельности передаются в полном объеме лицу, осуществляющему замещение. Такое лицо совершает нотариальные действия от имени государства с использованием печати нотариуса. Удостоверенные этим лицом документы обладают равной юридической силой с документами, удостоверенными нотариусом.

Таким образом, с момента наделения лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, полномочиями последнего на такое лицо распространяются требования и ограничения, установленные Основами законодательства о нотариате применительно к нотариусу, за исключением требования о наличии стажа работы по юридической специальности, о чем имеется прямое указание в части второй статьи 20 Основ законодательства о нотариате. Поэтому предъявляемые к такому лицу требования и налагаемые на него ограничения в период осуществления им нотариальной деятельности не могут отличаться от требований и ограничений, действующих в отношении нотариуса.

Системное толкование приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что предписание абзаца шестого пункта 2.6 Порядка обеспечивает соблюдение лицами, осуществляющими нотариальную деятельность, предусмотренных статьей 6 Основ законодательства о нотариате ограничений в части запрета заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской и иной творческой деятельности.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1523-О, предусмотренный положениями статей 6 и 23 Основ законодательства о нотариате запрет заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, направлен на обеспечение независимости нотариуса при осуществлении возложенных на него полномочий: с одной стороны, ограждая его от неправомерного влияния, которое может быть на него оказано в связи с осуществлением иной, помимо нотариальной, оплачиваемой деятельности, а с другой - препятствуя использованию им своего должностного положения в ущерб интересам обратившихся к нему граждан (юридических лиц), а также интересам нотариального сообщества, в целях извлечения выгоды для себя или иных лиц; данный запрет преследует правомерную цель - исключить конфликт интересов, гарантировать объективность и беспристрастность нотариуса при совершении нотариальных действий, а также их законность и, в конечном счете, не допустить нарушения конституционных принципов юридического равенства и верховенства права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что применительно к различным видам деятельности по отправлению публичных функций гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определения от 1 декабря 1999 г. N 219-О, от 7 декабря 2001 г. N 256-О, от 20 октября 2005 г. N 378-О и от 5 марта 2009 г. N 377-О-О).

Поэтому лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, также должно быть объективным, беспристрастным и независимым, огражденным от неправомерного влияния, которое может быть на него оказано в связи с осуществлением иной, помимо нотариальной, оплачиваемой деятельности, и от возможного конфликта интересов. Оспариваемая норма является гарантией такой независимости.

В силу правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 51-О-О, из содержания части первой статьи 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, не вытекает, однако, ни субъективное право человека занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным им родом деятельности и профессией, ни обязанность кого бы то ни было такую должность или работу ему предоставить. Это право реализуется гражданином при заключении трудового договора (служебного контракта) или при назначении на должность (в частности, при назначении на должность нотариуса в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате).

Учитывая, что предъявляемые к временно замещающему отсутствующего нотариуса лицу требования и налагаемые на него ограничения в период осуществления им нотариальной деятельности не могут отличаться от требований и ограничений, действующих в отношении нотариуса, запрет на осуществление таким лицом предпринимательской деятельности или иной деятельности, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, установленный абзацем шестым пункта 2.6 Порядка в качестве основания для отказа в выдаче нотариальной палатой согласия на наделение соответствующего лица полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса, не является для этого лица дополнительным, не установленным законом ограничением в осуществлении им конституционного права на распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности.

Следовательно, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В случае несогласия лица, претендующего на замещение временно отсутствующего нотариуса, с условиями и ограничениями, действующими в отношении лиц, осуществляющих нотариальную деятельность, это лицо вправе распорядиться своими способностями к труду иным образом, в том числе осуществить юридическую деятельность в другой профессиональной сфере.

С учетом того, что абзац шестой пункта 2.6 Порядка не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в указанном им аспекте, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании недействующим абзаца шестого пункта 2.6 Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 148, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ