Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 485-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона Российской Федерации О милиции"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2006 г. N 485-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ

СТАТЬИ 30 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики вопрос о возможности принятия данной жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики оспаривает конституционность части первой статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции", согласно которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Как следует из представленных материалов, Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики решениями от 19 января 2005 года, от 11 марта 2005 года, от 17 марта 2005 года и от 21 апреля 2005 года обязал администрацию города Новочебоксарска предоставить гражданам В.В. Алексееву, С.В. Васильеву, С.В. Ишуткину, С.И. Краснову, С.А. Самойлову и Ф.В. Табакову - участковым уполномоченным милиции отдельные благоустроенные жилые помещения, отвечающие требованиям жилищного законодательства. Определениями судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2005 года кассационные жалобы администрации города Новочебоксарска на решения Новочебоксарского городского суда от 11 марта 2005 года и от 17 марта 2005 года оставлены без удовлетворения, а резолютивная часть данных решений дополнена указанием на то, что жилые помещения С.В. Васильеву, С.И. Краснову и С.В. Ишуткину должны быть предоставлены по договору социального найма.

По мнению заявителя, часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" в силу ее неопределенности, обусловленной отсутствием конкретного механизма реализации содержащихся в ней предписаний, позволяет правоприменительным органам (судам общей юрисдикции) по своему усмотрению, а не в соответствии с законом обязывать органы местного самоуправления предоставлять жилые помещения участковым уполномоченным милиции на условиях договора социального найма, чем нарушаются статьи 10, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 118 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Законоположения, устанавливающие обязанность органов местного самоуправления обеспечивать жильем отдельные категории граждан, уже рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации. В Определении от 8 июля 2004 года N 303-О по жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, не нарушает права и законные интересы местного самоуправления, поскольку указанной обязанности местного самоуправления корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении органом местного самоуправления этой обязанности.

С учетом данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 февраля 2005 года N 58-О по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", подтвердил, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

Названные решения Конституционного Суда Российской Федерации, а значит, и изложенные в них правовые позиции сохраняют свою силу, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является основанием для отказа в принятии к рассмотрению обращения по тому же предмету.



2.2. Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Однако Конституция Российской Федерации не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий вправе принять специальные акты, на основании которых и должны разрешаться конкретные дела.

В соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3). При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).

Согласно Закону Чувашской Республики от 17 октября 2005 года "О регулировании жилищных отношений" к иным, помимо отнесенных к малоимущим, категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года (пункт 2 статьи 11). При этом полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации, и осуществляются за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан (пункт 4 статьи 11); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма граждан, указанных в статье 11 данного Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями (статья 17).

Таким образом, утверждение заявителя об имеющейся, на его взгляд, неопределенности в вопросе о том, кем и на каких условиях должно осуществляться обеспечение жилыми помещениями отдельных указанных в законах категорий граждан, нельзя признать обоснованным.

Ссылка же администрации города Новочебоксарска на статьи 10, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 118 (часть 1) Конституции Российской Федерации не может быть принята во внимание Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, равенстве всех перед законом и судом, праве каждого на судебную защиту прав и свобод, осуществлении правосудия только судом не связаны с правоотношениями, возникающими при предоставлении органами местного самоуправления жилых помещений участковым уполномоченным милиции.

Кроме того, сама по себе часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

По существу, в данном случае речь идет о выборе тех правовых норм как федерального законодательства, так и законодательства субъекта Российской Федерации, которые подлежали применению при рассмотрении конкретного дела. Разрешение указанного вопроса является прерогативой судов общей юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие свою силу, а также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ