Постановление Правительства РФ от 12.04.2022 N 642 "Об утверждении Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2022 г. N 642
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, А ТАКЖЕ СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ
О ФАКТОРАХ ОПАСНОСТИ И РИСКА, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ХРАНЕНИЯ ЭТИХ ДАННЫХ
И ОБМЕНА ИМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 1215 "О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 47, ст. 6571);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 г. N 192 "О внесении изменения в Правила разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 12, ст. 1671).
3. Пункт 24 перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст. 471), исключить.
4. Установить, что:
настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.;
Правила, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 сентября 2028 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2022 г. N 642
ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, А ТАКЖЕ СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ
О ФАКТОРАХ ОПАСНОСТИ И РИСКА, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ХРАНЕНИЯ ЭТИХ ДАННЫХ
И ОБМЕНА ИМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и образовательными организациями (далее соответственно - система управления безопасностью полетов, поставщики услуг), а также порядок осуществления Федеральным агентством воздушного транспорта сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов (далее - факторы опасности и риска), хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации в целях управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов.
2. Используемые в настоящих Правилах термины означают следующее:
"безопасность полетов" - состояние, при котором риски, связанные с деятельностью в области гражданской авиации, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются;
"добровольные сообщения" - сообщения о фактических и (или) потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, направленные юридическими и физическими лицами в произвольной форме по их инициативе;
"система управления безопасностью полетов" - совокупность осуществляемых поставщиком услуг мероприятий по выявлению и оценке факторов опасности и риска, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов, а также по оценке эффективности мер по управлению безопасностью полетов гражданских воздушных судов;
"факторы опасности и риска" - действие или бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание, создающие угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, предполагаемые вероятность и тяжесть последствий их проявления.
3. Поставщик услуг разрабатывает и применяет систему управления безопасностью полетов с учетом решаемых им задач, которая содержит:
а) распределение ответственности и обязанностей руководства и иных должностных лиц в области обеспечения безопасности полетов;
б) назначение и обучение должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности полетов;
в) порядок ведения документации по системе управления безопасностью полетов;
г) порядок выявления, оценки и управления факторами опасности и риска в целях обеспечения их уменьшения;
д) координацию действий в случае возникновения факторов опасности и риска;
е) контроль и количественную оценку эффективности обеспечения безопасности полетов;
ж) мониторинг изменений в области обеспечения безопасности полетов;
з) популяризацию вопросов безопасности полетов.
4. Поставщик услуг разрабатывает план реализации и (или) совершенствования системы управления безопасностью полетов.
5. Поставщик услуг не позднее чем через 72 часа с момента обнаружения в рамках реализации системы управления безопасностью полетов факторов опасности и риска представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме информацию о факторах опасности и риска, включающую:
а) следующие сведения о поставщике услуг:
для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица (для филиалов, представительств иностранных юридических лиц - номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес места жительства;
б) описание фактора опасности и риска;
в) оценку последствий, к которым может привести фактор опасности и риска;
г) предлагаемые мероприятия в рамках системы управления безопасностью полетов;
д) дату составления, фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись лица, направившего такие данные.
6. Добровольные сообщения представляются в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Адрес электронной почты с доступом к получению добровольных сообщений только уполномоченными должностными лицами Федерального агентства воздушного транспорта размещается на официальном сайте Агентства.
7. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 30 календарных дней со дня поступления информации о факторах опасности и риска, представленной поставщиками услуг в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также добровольных сообщений проводит анализ данных о факторах опасности и риска.
8. Федеральное агентство воздушного транспорта информирует поставщиков услуг о результатах проведенного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил анализа данных о факторах опасности и риска, в том числе о корректировке (при необходимости) предлагаемых поставщиками услуг мероприятий в рамках системы управления безопасностью полетов.
9. Источниками информации для проведения анализа данных о факторах опасности и риска являются:
а) информация о факторах опасности и риска, представленная в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
б) информация о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации;
в) результаты определения Федеральным агентством воздушного транспорта соответствия поставщиков услуг требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
г) результаты осуществления Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
д) результаты расследования авиационных происшествий и инцидентов, осуществленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 95 Воздушного кодекса Российской Федерации;
е) добровольные сообщения.
10. В рамках государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проведение анализа данных о факторах опасности и риска в том числе на основании оценки рисков, создающих угрозу безопасности полетов, контроля (мониторинга) воздушных судов, получивших разрешение на полеты в воздушном пространстве с требуемыми характеристиками, включая характеристики связи и наблюдения, а также организует разработку и реализацию мероприятий по снижению таких рисков.
11. В целях хранения данных о факторах опасности и риска и организации обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации Федеральное агентство воздушного транспорта ведет на электронном носителе базу данных о факторах опасности и риска (далее - база данных), в формате, обеспечивающем передачу данных в федеральные органы исполнительной власти и Международную организацию гражданской авиации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
12. Обмен данными о факторах опасности и риска, содержащимися в базе данных, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
13. Рассмотрение обращений федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, о представлении данных о факторах опасности и риска, содержащихся в базе данных, с указанием периода, за который требуется представить такие данные, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в течение 5 рабочих дней со дня регистрации таких обращений с направлением запрашиваемых данных о факторах опасности и риска, содержащихся в базе данных.