Постановление Правительства РФ от 20.03.2024 N 337 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2024 г. N 337
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
ПО ДЕЗИНФЕКЦИИ, ДЕЗИНСЕКЦИИ И ДЕРАТИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 марта 2024 г. N 337
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
ПО ДЕЗИНФЕКЦИИ, ДЕЗИНСЕКЦИИ И ДЕРАТИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - деятельность).
Деятельность не подлежит лицензированию, если осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самостоятельно для обеспечения собственных нужд.
2. Лицензируемая деятельность включает:
а) услуги по дезинфекции;
б) услуги по дезинсекции;
в) услуги по дератизации;
г) услуги по камерной дезинфекции и дезинсекции.
3. Лицензирование деятельности и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью (далее - лицензионный контроль) осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (далее - лицензирующий орган). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет услуги, указанные в пункте 2 настоящего Положения, в отношении которых лицензирование деятельности и лицензионный контроль осуществляются ее территориальными органами.
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности, являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений (за исключением жилых помещений в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), в том числе используемых для приготовления и хранения дезинфекционных средств (далее - производственный объект), при отсутствии зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для хранения дезинфекционных средств, - наличие договора на осуществление хранения дезинфекционных средств в иных организациях;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, оборудования и технических средств, необходимых для оказания заявленных услуг, составляющих лицензируемую деятельность, по перечню согласно приложению N 1, а также средств индивидуальной защиты для дезинфектора, необходимых для оказания заявленных услуг, составляющих лицензируемую деятельность, по перечню согласно приложению N 2;
в) до 1 сентября 2025 г. наличие у юридического лица - соискателя лицензии в штате не менее одного работника, имеющего высшее образование и прошедшего профессиональную подготовку (переподготовку) или повышение квалификации по дезинфектологии.
После 1 сентября 2025 г. обязательно наличие не менее одного работника, имеющего высшее медицинское или биологическое образование и прошедшего профессиональную подготовку (переподготовку) или повышение квалификации по дезинфектологии.
Соискатель лицензии (лицензиат) может иметь других работников (работника), прошедших профессиональное обучение по профессии (должности) "Дезинфектор" (вне зависимости от базового образования) или профессиональную переподготовку (повышение квалификации) по специальности "Дезинфекционное дело" при наличии среднего профессионального образования;
г) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии образования, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта, или наличие у него работников, имеющих образование, указанное в подпункте "в" настоящего пункта;
д) наличие у соискателя лицензии программы производственного контроля, необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности, отвечающей форме и требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности, являются предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности требований к использованию средств для дезинфекции, дезинсекции и дератизации, установленных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и инструкциями по использованию указанных средств.
6. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 4 настоящего Положения, а также нарушение лицензиатом требований к использованию средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, указанных в пункте 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 192 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, заявление о предоставлении лицензии, включая:
а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании всех производственных объектов, за исключением жилых помещений в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, или копии правоустанавливающих документов - в случае, если права на указанные производственные объекты и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, или в отношении производственных объектов для хранения дезинфекционных средств - копии договоров на осуществление хранения дезинфекционных средств в иных организациях;
б) сведения, подтверждающие наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, оборудования, технических средств, необходимых для оказания заявленных услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
в) реквизиты документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования (обучения), дополнительного профессионального образования у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящего Положения, или их копии - в случае отсутствия сведений в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
г) список имеющихся средств индивидуальной защиты;
д) утвержденная соискателем лицензии программа производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
8. Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы (сведения) соискатель лицензии (лицензиат) направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Возможность подачи заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) должна быть обеспечена соискателю лицензии (лицензиату) посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
9. Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) подписывается одной из следующих видов подписей:
а) усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2152 "Об утверждении Правил создания и использования сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
в) простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя (являющегося руководителем такого юридического лица либо лицом, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)") либо являющегося индивидуальным предпринимателем.
Соискатель лицензии вправе отозвать заявление о предоставлении лицензии до принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
10. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по новому адресу места нахождения производственного объекта, не указанному в реестре лицензий, и (или) оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, ранее не указанные в реестре лицензий, лицензиат представляет в лицензирующий орган документы (сведения), предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения, в отношении таких нового адреса места нахождения производственного объекта и (или) новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Оказание услуг, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, может осуществляться лицензиатом по месту нахождения (адресу объекта) заявителя указанных услуг, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.
11. В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (сведений), лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
12. В отношении заявлений, поданных в период с 1 сентября 2024 г. до 1 января 2025 г., в решении лицензирующего органа о выдаче лицензии указывается календарный месяц, в который планируется проведение выездной оценки, в случаях, если она осуществляется в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". О проведении такой выездной оценки соискатель лицензии уведомляется лицензирующим органом по правилам и в сроки, предусмотренные частью 9 статьи 19' Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
13. Внесение изменений в реестр лицензий в предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения случаях осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов (сведений).
14. В случае заявления пяти и более адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности срок предоставления лицензии (внесения изменений в реестр лицензий) в предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения случаях может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней.
15. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах (сведениях), а также оценки соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для осуществления лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
16. Представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (сведений), необходимых для получения лицензии (внесения изменений в реестр лицензий), их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование и ведение лицензионного дела, реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
17. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведения о ходе принятия решения о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий), проведении оценки соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований, предусмотренных настоящим Положением.
18. За предоставление лицензии (внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий) уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Государственная пошлина за внесение изменений в реестр лицензий не уплачивается, если внесение изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществляется лицензиатом самостоятельно.
19. Оценка соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований проводится в форме:
а) оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19' Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
б) лицензионного контроля, проводимого в отношении лицензиата;
в) периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, проводимого в соответствии со статьей 193 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
20. Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям проводится в форме выездной оценки в порядке, установленном статьей 19' Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
21. Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата), подавшего заявление в период с 1 сентября 2024 г. до 1 января 2025 г., лицензионным требованиям проводится в форме документарной и выездной оценки в порядке, установленном статьей 191 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в случаях, если проведение выездной оценки указанного лицензиата осуществляется в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
22. Оценка соответствия лицензиата лицензионным требованиям не проводится в случае, если изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности вызвано переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса. Внесение изменений в реестр лицензий в указанном случае, а также в случае изменения места нахождения лицензиата - юридического лица, места жительства лицензиата - индивидуального предпринимателя, вызванного переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
23. Периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям осуществляется лицензирующим органом в соответствии со статьей 193 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
24. Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые 3 года со дня предоставления лицензии.
25. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его заместители;
б) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, их заместители.
26. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его заместители;
б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, их заместители, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
в) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
г) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, их заместители;
д) начальники отделов и заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
е) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю.
27. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения.
28. Объектом лицензионного контроля является деятельность лицензиата.
Учет объектов лицензионного контроля осуществляется лицензирующим органом посредством ведения реестра лицензий, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
29. Проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатом осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
30. Лицензирующий орган проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
31. Информирование осуществляется посредством размещения лицензирующим органом соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, а также через личные кабинеты лицензиатов в государственных информационных системах (при их наличии).
32. По итогам обобщения правоприменительной практики лицензирующий орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики лицензирующего органа, не реже одного раза в год.
Указанный доклад утверждается руководителем лицензирующего органа до 15 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" не позднее 15 календарных дней со дня представления доклада посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление".
33. При наличии у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, лицензирующий орган объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагает принять меры по обеспечению их соблюдения.
34. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований и результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
35. По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований лицензиат в течение 20 рабочих дней может подать в лицензирующий орган, вынесший соответствующее предостережение, возражение, в котором указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лицензиата, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований, с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений, или их копий.
36. Возражения направляются в лицензирующий орган на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в форме электронного документа на указанный в предостережении о недопустимости нарушения лицензионных требований адрес электронной почты, либо иными указанными в предостережении способами.
37. По итогам рассмотрения возражения лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения направляется ответ на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для лицензиата способом, включая направление ответа в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, рассмотревшего возражение.
38. Консультирование осуществляется должностными лицами, указанными в подпунктах "б", "в", "д" и "е" пункта 26 настоящего Положения (далее - инспектора), по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
а) содержание лицензионных требований;
б) порядок осуществления лицензионного контроля;
в) порядок выполнения лицензионных требований;
г) порядок обжалования решений лицензирующего органа, его должностных лиц;
д) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц лицензирующего органа.
39. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц лицензирующего органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, не предоставляется.
40. По итогам консультирования информация в письменной форме лицензиатам и их представителям не предоставляется, за исключением случая поступления письменного запроса о предоставлении письменной консультации по вопросам, указанным в пункте 38 настоящего Положения. Ответ на письменный запрос предоставляется в срок, установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления 10 однотипных вопросов в рамках организации и проведения консультирования на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" размещается соответствующее письменное разъяснение.
41. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи.
42. Обязательный профилактический визит проводится в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности, не позднее чем в течение одного года со дня предоставления лицензии.
43. Лицензиат уведомляется о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за пять рабочих дней до дня его проведения в соответствии с частью 5 статьи 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Продолжительность проведения обязательного профилактического визита устанавливается в пределах 8 часов.
44. Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом лицензирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения в соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
45. В решении о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
46. Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется посредством проведения следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
47. В ходе внепланового инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
48. Внеплановый инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
49. Проведение инструментального обследования в рамках внепланового инспекционного визита осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании и использованию технических приборов.
50. В ходе внеплановой документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
51. Внеплановая документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
52. При направлении материалов для экспертизы в рамках внеплановой документарной проверки должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень таких материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.
53. Эксперт и (или) экспертная организация в рамках внеплановой документарной проверки дают заключение, в котором указывается кем и на каком основании проводилась экспертиза, ее содержание, а также даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.
54. В ходе внеплановой выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) инструментальное обследование;
ж) испытание;
з) экспертиза;
и) отбор проб, образцов.
55. Внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения лицензионных требований, а также оценки выполнения предписания лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
56. Внеплановая выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
57. Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней в соответствии с частью 7 статьи 73 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
58. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению лицензиата или производственному объекту.
59. Досмотр в рамках внеплановой выездной проверки осуществляется инспектором в присутствии лицензиата или его представителя и (или) с использованием видеозаписи.
В случае получения сведений о причинении вреда (ущерба), а также о создании угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям досмотр может осуществляться инспектором в отсутствие лицензиата или его представителя с обязательным использованием видеозаписи.
60. Эксперт и (или) экспертная организация по результатам экспертизы в рамках внеплановой выездной проверки дают заключение, в котором указывается кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.
61. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушения лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в случае проведения:
а) инспекционного визита;
б) выездной проверки.
62. Фотосъемка, аудио- и видеозапись осуществляются с использованием оборудования, о чем делается запись в документах, оформляемых по результатам внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
63. Материалы, полученные в результате фотосъемки, аудио- и видеозаписи, прилагаются к документам, оформляемым по итогам внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
64. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи должно обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения.
65. В документах, составляемых инспектором по результатам контрольных (надзорных) действий, фиксируются сведения о совершении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, в том числе:
а) запись о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи;
б) описание условий, при которых проведены фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также их дата, время и место;
в) сведения о технических средствах, используемых для проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи;
г) подписи лиц, участвующих в проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
66. Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе представить в лицензирующий орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
а) временная нетрудоспособность;
б) нахождение в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
67. Решения лицензирующего органа и действия (бездействие) их должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля могут быть обжалованы лицензиатами, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), в досудебном порядке в соответствии со статьей 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" следующим образом:
а) жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Службой;
б) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассматривается Службой;
в) в случае обжалования решений, принятых должностными лицами центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Службы жалоба рассматривается ее руководителем.
68. Ключевым показателем лицензионного контроля (КП), отражающим уровень минимизации вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) уровень устранения риска его причинения, является соотношение заболеваемости инфекционными заболеваниями, за исключением хронических гепатитов, укусов, ослюнений, оцарапываний животными, сифилиса, гонококковой инфекции, ВИЧ-инфекции, острых инфекций верхних дыхательных путей множественной и неуточненной локализации, гриппа и внебольничных пневмоний, носительства возбудителей инфекционных заболеваний, на 100 тыс. населения к оперативной площади, обработанной организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нарастающим итогом. Указанный показатель (КП) рассчитывается по формуле:
где:
A - число впервые выявленных случаев инфекционных заболеваний, за исключением хронических гепатитов, укусов, ослюнений, оцарапываний животными, сифилиса, гонококковой инфекции, ВИЧ-инфекции, острых инфекций верхних дыхательных путей множественной и неуточненной локализации, гриппа и внебольничных пневмоний, носительства возбудителей инфекционных заболеваний, за отчетный период (абсолютное число);
B - среднегодовая численность населения Российской Федерации за отчетный период (абсолютное число);
Д - оперативная площадь, обработанная организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нарастающим итогом (абсолютное число).
Целевое значение указанного показателя (КП) определяется исходя из ежегодного снижения его значения на 0,1 процента.
Приложение N 1
к Положению о лицензировании
деятельности по оказанию услуг
по дезинфекции, дезинсекции
и дератизации в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ
ЗАЯВЛЕННЫХ УСЛУГ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЦЕНЗИРУЕМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Наименование услуги |
Перечень оборудования и технических средств |
Услуги по дезинфекции |
оборудование для нанесения средств способом орошения; оборудование для аэрозольной дезинфекции и (или) переносное оборудование для обеззараживания воздуха в помещениях; технические средства для приготовления рабочих растворов и дозирования препаратов |
Услуги по дезинсекции |
оборудование для нанесения средств способом орошения; оборудование для проведения энтомологического обследования; технические средства для приготовления рабочих растворов и дозирования препаратов |
Услуги по дератизации |
ловушки (плашки, давилки) для отлова мелких млекопитающих; дуговые капканы для отлова млекопитающих средней величины; приманочные станции (специальные доступные только для грызунов емкости (контейнеры), исключающие поедание приманок нецелевыми видами животных и разнос родентицидов грызунами); технические средства для приготовления приманок и дозирования препаратов |
Услуги по камерной дезинфекции и дезинсекции |
установка для камерной дезинфекции и камерной дезинсекции любого типа |
Приложение N 2
к Положению о лицензировании
деятельности по оказанию услуг
по дезинфекции, дезинсекции
и дератизации в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения
ПЕРЕЧЕНЬ
СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКТОРА, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ЗАЯВЛЕННЫХ УСЛУГ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ЛИЦЕНЗИРУЕМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тип средства защиты |
Наименование специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты |
Одежда специальная защитная |
костюм для защиты от механических воздействий (истирания); одежда специальная для ограниченной защиты от токсичных веществ |
Средства защиты ног |
обувь специальная для защиты от воды и механических воздействий (ударов) |
Средства защиты рук |
перчатки для защиты от растворов кислот и щелочей |
Средства защиты головы |
головной убор для защиты от механических воздействий (истирания) |
Средства защиты глаз |
очки защитные от капель и брызг жидкостей |
Средства защиты органов дыхания |
противоаэрозольные, противогазовые, противогазоаэрозольные (комбинированные) средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью (полумаской, маской, четвертьмаской) |