Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 379 (ред. от 25.12.2021) "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации Экономическое развитие и инновационная экономика"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2019 г. N 379
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2162; 2015, N 28, ст. 4229; N 35, ст. 4979; N 37, ст. 5153; N 47, ст. 6583; 2016, N 2, ст. 331; N 24, ст. 3525, 3547; N 27, ст. 4499; N 33, ст. 5202; 2017, N 3, ст. 507; N 15, ст. 2223; N 35, ст. 5352; 2018, N 5, ст. 755; N 7, ст. 1038; N 15, ст. 2147; N 39, ст. 5981; 2019, N 7, ст. 641, 674).
2. Признать утратившими силу:
пункт 5 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 659 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4229);
подпункт "а" пункта 196 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 г. N 464 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3525);
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 600 "О внесении изменения в приложение N 6 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4499);
пункт 4 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 392 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2223).
3. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2019 г. N 379
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"
1 - 2. Утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2489.
3. Раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Приоритеты и цели государственной политики,
в том числе общие требования к государственной политике
субъектов Российской Федерации
Создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
В настоящее время основные приоритеты и направления развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, согласно которой основными приоритетами государственной политики в сфере экономики и экономического развития являются:
обеспечение и поддержание конкурентных возможностей Российской Федерации;
создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий;
расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях экономики;
превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики;
переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития Российской Федерации, основанной на инновациях;
модернизация традиционных секторов экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) и обеспечение структурной диверсификации;
создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, а также развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;
совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
снижение административных барьеров в экономике и уровня коррупции в Российской Федерации;
создание эффективной институциональной среды;
развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста;
поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации.
Экономический рост, достигаемый прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал, является одним из приоритетов устойчивого развития, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года, в том числе:
ускорение технологического развития Российской Федерации и увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов;
обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
вхождение Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" определены основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, определены следующие приоритеты:
повышение координации деятельности органов государственной власти по реализации инновационной политики, улучшение взаимодействия между бизнесом, наукой, образованием и государством в целях формирования конкурентоспособного научно-технологического задела для внедрения прорывных инноваций;
повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний;
реализация политики по инновационному развитию регионов и создание сети территориально-производственных кластеров.
Возникающий разрыв между высокими издержками предприятий в посткризисный период и относительно низкой производительностью, связанной с недостаточным уровнем инвестиций, а также низким уровнем развития рынков и институтов создает угрозы снижения конкурентоспособности экономики в долгосрочной перспективе.
В целях избежания длительной стагнации необходим переход к новым уровням конкурентоспособности, что потребует резкого роста капиталовооруженности и обеспечения условий для существенного повышения вклада совокупной факторной производительности в темпы экономического роста.
При этом особое внимание при реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) будет уделено созданию такой среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации будет основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов. Решение такой задачи означает формирование системных основ для долгосрочной конкурентоспособности Российской Федерации, базирующихся на частной инициативе и капитализации сформированных научно-технологических заделов.
Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития является повышение эффективности государственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Кроме того, Программа направлена на достижение цели, установленной Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, предусматривающей развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
В целях увеличения эффективной инвестиционной активности Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации будет реализован план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, который предполагает реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора.
Рост частной инвестиционной активности предусматривается достигнуть за счет обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса, включая стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, прозрачное и предсказуемое регулирование неналоговых платежей предпринимателей, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности и рост доступности источников долгосрочного финансирования при реализации инвестиционных проектов.
В результате роста инвестиционной активности и внедрения новой управленческой культуры темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики составят ежегодно не менее 5 процентов.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 1.
В сфере реализации Программы приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации являются:
оказание государственной поддержки малому и среднему предпринимательству;
поддержка приоритетных региональных инвестиционных проектов, обеспечение реализации значимых международных проектов в субъектах Российской Федерации;
реализация мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
использование механизмов государственно-частного партнерства;
активная инновационная политика и развитие инновационной инфраструктуры;
становление института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации и формирование центров соответствующих компетенций в регионах Российской Федерации;
формирование и совершенствование эффективной системы управления особыми экономическими зонами;
формирование необходимых условий для создания новых рабочих мест, привлечения инвестиций в моногорода и диверсификации экономик моногородов;
реализация региональных программ, направленных на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и снижение административных барьеров;
участие в обучении по дополнительным профессиональным программам, в том числе в иностранных государствах, в области экономики и управления управленческих кадров из числа специалистов, рекомендованных организациями народного хозяйства Российской Федерации, и управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 учебном году, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 142 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 учебном году и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
внедрение государственных программ субъектов Российской Федерации в деятельность региональных органов исполнительной власти, бюджетного планирования и повышение эффективности реализации программных документов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
совершенствование системы стратегического управления социально-экономическим развитием и прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ориентированное на повышение качества стратегического управления на региональном уровне и обеспечение взаимосвязи процедур стратегического управления на федеральном и региональном уровнях.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 2.
Достижение заявленных целей потребует решения задач, предусматривающих:
создание условий для развития конкуренции и привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;
формирование экономики знаний и высоких технологий;
повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;
обеспечение организаций народного хозяйства Российской Федерации управленческими кадрами, отвечающими современным требованиям экономики;
развитие системы государственного стратегического управления;
защиту на товарных рынках и соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их товаров (услуг) при реализации тарифной политики;
совершенствование сбора, обработки и представления статистической информации;
совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм, федеральной целевой программы и их значениях приведены в приложении N 3.".
4 - 5. Утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2489.
6. Приложение N 6 к указанной Программе признать утратившим силу.
7 - 9. Утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2489.