Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 N 1561-р (ред. от 20.06.2024) "Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 августа 2015 г. N 1561-р

Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 15 августа 2015 г. N 1561-р

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ

ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

I. Общая характеристика и современное состояние

правоотношений в сфере увековечения памяти жертв

политических репрессий

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к таким важным факторам устойчивого развития страны, как рост благосостояния граждан и совершенствование общественных отношений. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей. Это предусматривает создание необходимых социальных и экономических условий для инновационного развития страны, конструктивного взаимодействия структур государственного управления с институтами гражданского общества.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", ведущая роль в развитии страны в качестве правового социального государства отводится соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, защите достоинства граждан Российской Федерации.

С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире национальными интересами Российской Федерации на современном этапе являются:

сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;

защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;

поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;

укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России.

Работа по реабилитации жертв политических репрессий инициирована руководством СССР в 1953 году. Она осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." объявлена всеобщая амнистия, которая в последующем в том числе привела к реабилитации по формальным критериям и обелению пособников нацистов и изменников Родины, служивших в прибалтийских, украинских и иных карательных подразделениях, сформированных по национальным признакам, участников подпольных националистических и бандитских формирований.

Следующий этап реабилитации начался в конце 80-х годов XX века и был связан с политикой гласности эпохи перестройки, которая инициировала общественную инициативу по вопросу реабилитации, а также обращение к рассекреченным архивным документам. Правовой базой дальнейшей работы по реабилитации репрессированных стали Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития", а также были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" принята конституционная норма, согласно которой Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды.

Историческая правда формируется на основе изучения архивных документов, иных исторических источников, свидетельств очевидцев событий, мнений и высказываний экспертов, а ее защита носит характер общенациональной декларации, констатирующей итоги исторического прошлого и уточняющей статус Российского государства на будущее.

Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2023 г. N 817 "О создании автономной некоммерческой организации "Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации" в целях сохранения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти создана автономная некоммерческая организация "Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации".

Таким образом, процесс реабилитации прошел несколько этапов, которые отвечали стратегии внутриполитического развития нашей страны. В настоящее время продолжается работа по реабилитации репрессированных в соответствии с конституционным принципом сохранения исторической правды.

II. Общие положения, цели и задачи настоящей Концепции

Настоящая Концепция разработана на основе Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, документов стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иных документов, регулирующих деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

Настоящая Концепция предусматривает основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий. Основными стратегическими целями настоящей Концепции являются:

разработка и реализация эффективной государственной политики в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, а также деятельного патриотизма;

создание необходимых социальных условий для инновационного развития страны, реализуемых на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества;

развитие интеллектуального и духовного потенциала личности.

Для достижения этих целей в рамках реализации настоящей Концепции должны быть решены следующие задачи:

создание условий для укрепления морального здоровья общества, в том числе путем формирования принципов деятельного патриотизма в партнерстве с ключевыми институтами гражданского общества, религиозными и другими общественными объединениями;

создание условий для свободного доступа пользователей к архивным документам и иным материалам, связанным с вопросами политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

формирование инфраструктуры, связанной с увековечением памяти жертв политических репрессий, и использование ее в качестве ресурса развития территорий;

обеспечение доступности для населения мемориальных объектов, посвященных памяти жертв политических репрессий;

создание образовательных и просветительских программ по указанной проблематике.

Реализация настоящей Концепции должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:



признание преемственности исторического развития Российской Федерации;

абзац исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2024 N 1564-р;

необходимость объективного анализа как достижений Российского государства, так и его трагических страниц, в том числе политических репрессий;

осуждение идеологии политического террора;

недопустимость реабилитации и оправдания лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, военных преступлений, преступлений против мира и человечности.

III. Основные направления деятельности по увековечению

памяти жертв политических репрессий

В рамках увековечения памяти жертв политических репрессий планируются следующие мероприятия:

проверка обоснованности решений судебных и несудебных органов, а также отмена вынесенных решений о реабилитации в отношении лиц, указанных в статье 4 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий";

абзац исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2024 N 1564-р;

обеспечение для пользователей доступности архивных документов и иных материалов, послуживших основанием для политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

разработка образовательных и просветительских программ по этой теме с их последующим включением в общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования и в сетку теле- и радиовещания страны;

проведение научно-исследовательских работ и циклов мероприятий, направленных на увековечение памяти пострадавших от репрессий;

укрепление базы музейных, архивных, образовательных и иных организаций для ведения научно-исследовательской, научно-архивной, библиотечной, музейно-мемориальной, образовательной и просветительской работы в области увековечения памяти жертв политических репрессий, а также для патриотического воспитания молодежи;

обеспечение размещения в соответствующих музейных учреждениях экспозиций, отражающих историю в соответствии с принципами, изложенными в разделе II настоящей Концепции;

научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий;

создание общероссийской информационной системы для музейно-мемориальной сети, единой мультимедийной книги памяти, а также баз данных в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий;

абзац исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2024 N 1564-р;

разработка учебных пособий и программ.

IV. Этапы реализации настоящей Концепции

Реализацию настоящей Концепции предусматривается осуществить в 2015 - 2029 годах.

В рамках реализации настоящей Концепции предусмотрены следующие этапы выполнения работ:

I этап (2015 - 2016 годы) - этап, предполагающий проведение основных мероприятий, связанных с созданием основных музейно-мемориальных комплексов и тематических экспозиций по увековечению памяти жертв политических репрессий, а также разработку методических материалов по формированию учебных пособий образовательных программ, создание баз данных, книжно-журнальной и аудиовизуальной продукции, проведение научно-исследовательских работ, конференций, семинаров и иных мероприятий;

II этап (2017 - 2024 годы) - этап, предусматривающий проведение работ по реализации наиболее значимых проектов в области увековечения памяти жертв политических репрессий. Проведение работ по увековечению памяти жертв политических репрессий должно способствовать выработке основ для дальнейшего партнерского взаимодействия государства и гражданского общества;

III этап (2025 - 2026 годы) - этап, предполагающий проведение анализа нормативно-правового регулирования в сфере реабилитации жертв политических репрессий и выработку при необходимости предложений по его совершенствованию;

IV этап (2027 - 2029 годы) - этап, предусматривающий завершение работ по реализации наиболее значимых проектов в области увековечения памяти жертв политических репрессий. Завершение работ по увековечению памяти жертв политических репрессий должно способствовать выработке основ для дальнейшего партнерского взаимодействия государства и гражданского общества.

V. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции

Настоящая Концепция реализуется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.

VI. Оценка ожидаемой эффективности и результативности

реализации настоящей Концепции

В ходе реализации настоящей Концепции предполагается достижение следующих результатов:

укрепление единства культурного пространства страны как условия сохранения государственной целостности России при многообразии населяющих ее народов;

создание благоприятных условий для социокультурной, научно-исследовательской и просветительской деятельности;

увеличение доступности предлагаемых населению услуг по архивному и музейному направлениям, а также информации, связанной с политическими репрессиями, с учетом норм законодательства Российской Федерации;

активизация социально-экономических процессов, способствующих развитию музейно-мемориальной инфраструктуры федерального и регионального уровней;

повышение конкурентоспособности молодых специалистов в области музееведения, архивного дела и информационных технологий;

увеличение объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в указанную сферу.

Достижение экономического эффекта от реализации настоящей Концепции предполагается обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. Формирование музейно-мемориальной среды приведет к расширению разнообразия инфраструктуры паломнического, познавательного и событийного туризма, увеличению посещаемости мемориальных мест, а также позволит создать дополнительные рабочие места. Направленность настоящей Концепции на создание и сохранение объектов культурного наследия позволит предотвратить возрастание расходов на эти цели в перспективе.

Реализация настоящей Концепции позволит:

абзац исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2024 N 1564-р;

обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в реализацию политики страны по увековечению памяти жертв политических репрессий;

создать условия для продвижения ценностей, направленных на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

разработать и внедрить инновационные информационно-коммуникационные технологии для решения вопросов увековечения памяти жертв политических репрессий.

Эффективность достижения целей настоящей Концепции по годам ее реализации определяется исходя из увеличения:

абзац исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2024 N 1564-р;

количества созданных передвижных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

численности работников организаций социокультурной сферы всех организационно-правовых форм, получивших дополнительное профессиональное образование по тематике сохранения исторической памяти;

количества публикаций в федеральных печатных средствах массовой информации и научных трудов по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества подготовленных и размещенных в эфире федеральных радио- и телеканалов просветительских программ (сюжетов, фильмов) по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества подготовленных и размещенных в эфире федеральных радио- и телеканалов социальных роликов по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества пользователей интернет-ресурсами по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества проведенных научных и культурно-просветительских мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровня по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

численности студентов, аспирантов и молодых исследователей, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ, форумах, конференциях и вебинарах, проводимых по теме увековечения памяти жертв политических репрессий.