Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 N 2599-р "Об утверждении Стратегии развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. N 2599-р
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года (далее - Стратегия);
комплекс мер по формированию современной отрасли промышленной продукции реабилитационной направленности в 2017 - 2019 годах.
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2017 г. N 2599-р
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
Стратегия развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года (далее - Стратегия) направлена на создание в Российской Федерации современной, конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной реабилитационной индустрии, производящей изделия для реабилитации и абилитации, создания доступной среды, другие ассистивные устройства и технологии, необходимые для восстановления или компенсации временных (постоянных) нарушений здоровья, а также для обеспечения автономности, повышения качества жизни, социальной и других видов активности инвалидов, лиц с временными или постоянными ограничениями здоровья, пожилых людей, других маломобильных категорий граждан (далее - инвалиды и маломобильные граждане). Особое внимание отводится организации производства реабилитационных изделий для детей-инвалидов и молодежи с инвалидностью.
Понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
"продукция реабилитационной направленности" - промышленная продукция, включая товары, изделия, материалы, средства и технологии реабилитационной направленности, предназначенная для:
реализации мероприятий и мер медицинской и (или) социальной реабилитации и абилитации, в том числе технические средства реабилитации;
проведения других видов реабилитации и абилитации (социально-бытовой, психологической, социально-педагогической, профессиональной и т.д.);
оснащения (создания) доступной среды, в том числе с применением принципов универсального дизайна;
оказания социальной, медицинской помощи и наблюдения, повышения качества жизни, обеспечения автономности, активности во всех сферах жизни (образовательной, профессиональной, культурной, физкультурно-спортивной и т.д.) инвалидов и маломобильных граждан;
удовлетворения других специальных запросов инвалидов и маломобильных граждан;
"отрасль" - реабилитационная индустрия как отрасль промышленности, осуществляющая все этапы производства (изготовления) продукции реабилитационной направленности, а также ее компонентов, материалов и программного обеспечения и обеспечивающая сопровождение такой продукции в течение всего цикла эксплуатации.
В основу формирования Стратегии заложены следующие базовые принципы:
соответствие требованиям и целям государственной политики в отношении инвалидов и маломобильных граждан;
учет особенностей отечественного рынка продукции реабилитационной направленности, в том числе ее социально-значимого характера;
обеспечение доступности современной продукции реабилитационной направленности для инвалидов и маломобильных граждан;
долгосрочное стратегическое планирование технологического развития отрасли с учетом мировых тенденций;
инновационность развития отрасли с целью существенного повышения уровня ее конкурентоспособности;
импортозамещение продукции реабилитационной направленности иностранного происхождения отечественной продукцией реабилитационной направленности, а также развитие ее экспорта.
Основными требованиями, которые предъявляются государством и конечными потребителями к продукции реабилитационной направленности, являются:
высокое качество, эффективность и функциональность;
безопасность и надежность в процессе эксплуатации;
предоставление услуг, связанных с эксплуатацией продукции реабилитационной направленности (включая ее подбор, индивидуальную адаптацию, обучение, реабилитационные мероприятия и др.), а также логистическая поддержка и другие меры послепродажного обслуживания.
При разработке Стратегии учитывались межведомственный характер задач, стоящих перед отраслью, и необходимость координации деятельности в данной области с целым рядом заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В Стратегии даны общие характеристики отрасли, проанализирована ее специфика и роль в решении задач социально-экономического развития Российской Федерации, описаны принципы государственной политики в отношении инвалидов и маломобильных граждан, а также основные положения нормативно-правовой базы, влияющие на развитие отрасли, проведена оценка текущего состояния отрасли и определены системные проблемы ее развития, проанализированы возможные перспективы развития отрасли, определены стратегические приоритеты развития отрасли до 2025 года и проработаны механизмы мониторинга реализации Стратегии.
К разработке и совершенствованию продукции реабилитационной направленности, ее испытаниям и апробации, к контролю качества, совершенствованию мер по стандартизации и подготовке рекомендаций (правил) по эксплуатации такой продукции Стратегия предусматривает привлечение инвалидов и маломобильных граждан.
II. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной отрасли, обеспечивающей потребности инвалидов и маломобильных граждан, а также значимый прирост качества их жизни. Отрасль должна быть ориентирована на дальнейшее развитие, разработку и применение передовых технологий, формирование и освоение новых рынков инновационной продукции реабилитационной направленности.
Основными задачами Стратегии являются:
обновление, перевооружение имеющейся и создание новой инновационной технологической базы и инфраструктуры для развития отрасли;
развитие кооперации субъектов промышленного производства продукции реабилитационной направленности и ее компонентов и материалов, в том числе путем создания и развития необходимых организационных форм;
создание новых или использование имеющихся элементов обеспечивающей инфраструктуры, участие в сети инжиниринговых центров и индустриальных парков;
совершенствование и развитие национальных стандартов в области продукции реабилитационной направленности, технологий универсального дизайна и отрасли в целом, а также их гармонизация с международными стандартами;
стимулирование научных исследований и работ, направленных на локализацию полного цикла создания и эксплуатации приоритетных образцов и лучших практик отрасли, а также на создание новой продукции реабилитационной направленности и необходимых для этого других изделий, устройств и технологий;
развитие кадрового потенциала отрасли, интеграция в мировую индустрию производства и разработки продукции реабилитационной направленности;
обеспечение участия инвалидов и маломобильных граждан в разработке и совершенствовании продукции реабилитационной направленности, в организации ее производства, испытаний, апробации, в разработке мер по стандартизации, в подготовке рекомендаций по применению;
оптимизация регуляторных механизмов и формирование условий для вывода на рынок новой эффективной, качественной и безопасной продукции реабилитационной направленности;
поддержка и стимулирование спроса на отечественную продукцию реабилитационной направленности, ее компоненты и материалы;
развитие ресурсного центра универсального дизайна и реабилитационных технологий;
обеспечение для российских предприятий отрасли равных условий конкуренции на российском и мировом рынках, развитие конкуренции на отечественном рынке, в том числе через вовлечение в отрасль новых производителей, снижение барьеров для их выхода на рынки, формирование необходимой для этого нормативно-правовой базы;
межведомственная координация программ развития отрасли и продукции реабилитационной направленности, ее компонентов и материалов с учетом тенденций спроса со стороны потребителей и заказчиков, развития лучших мировых практик реабилитации и абилитации, технологий доступной среды и универсального дизайна;
унификация компонентной базы и материалов, применяемых в отрасли, обеспечение единства измерений и применяемого программного обеспечения.
III. Нормативно-правовая база регулирования
отношений в отрасли
Стратегия разработана с учетом следующих правовых документов:
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон "О государственной социальной помощи";
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов";
Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 774 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг";
постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом";
постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р;
государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан";
государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения";
государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы";
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
Требования к продукции реабилитационной направленности также регулируют национальные стандарты.
IV. Анализ состояния отрасли
В Российской Федерации количество лиц, официально признанных инвалидами, на протяжении последних 10 лет находится на уровне около 9 процентов общего количества населения. По данным федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", общая численность инвалидов по состоянию на январь 2017 г. составила 12 млн. 314 тыс. человек, из них:
инвалиды I группы - 1 млн. 507 тыс. (около 12 процентов);
инвалиды II группы - 5 млн. 763 тыс. (около 47 процентов);
инвалиды III группы - 4 млн. 416 тыс. (около 36 процентов);
дети-инвалиды - 626 тыс. (около 5 процентов).
На сегодняшний день на 1000 человек населения приходится 84 инвалида, что на 8,7 процента меньше, чем в 2009 году, когда было зарегистрировано наибольшее количество инвалидов в России.
Численность лиц, впервые признанных инвалидами, в последнее десятилетие, по данным официальной статистики, неуклонно снижается: в 2010 году впервые было признано инвалидами 893 тыс. человек, в 2011 году - 842 тыс. человек, в 2012 году - 805 тыс. человек, в 2013 году - 754 тыс. человек, в 2014 году - 729 тыс. человек, в 2015 году - 695 тыс. человек.
Согласно оценкам экспертов общий объем рынка продукции реабилитационной направленности в Российской Федерации составлял в 2016 году примерно 35,3 млрд. рублей, общий объем производства продукции реабилитационной направленности в России за 2016 год составил 12,9 млрд. рублей.
В последние годы отечественный рынок продукции реабилитационной направленности демонстрирует смешанную динамику. Рост начала 2010-х годов сменился стагнацией вследствие сокращения бюджетного финансирования и кризисных явлений в экономике России в 2013 - 2015 годах.
Рынок продукции реабилитационной направленности по функциональному назначению в 2016 году включал следующие ее виды (в рамках государственных закупок в денежном выражении):
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 10,6 млрд. рублей (36 процентов);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 7,6 млрд. рублей (26 процентов);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 5,1 млрд. рублей (17 процентов);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 0,7 млрд. рублей (2 процента);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 3,9 млрд. рублей (13 процентов);
архитектурно-планировочные приспособления - 1,5 млрд. рублей (5 процентов).
В сегменте вспомогательных средств для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности можно выделить следующие основные и наиболее крупные категории продукции реабилитационной направленности:
протезы - 43,2 процента (4,6 млрд. рублей), в том числе протезы нижних конечностей - 40 процентов (4,2 млрд. рублей);
кресла-коляски - 28,3 процента (3 млрд. рублей), в том числе кресла-коляски с ручным приводом - 26 процентов (2,8 млрд. рублей);
экипировка и средства реабилитации, предназначенные для облегчения перемещения, - 19 процентов (2 млрд. рублей).
В сегменте вспомогательных средств для инвалидов с нарушениями зрения наиболее крупной категорией продукции являются классические ассистивные технологии, занимающие 84 процента рынка (6,4 млрд. рублей). Высокотехнологичные и "умные" устройства при этом имеют долю менее 10 процентов.
В сегменте вспомогательных средств для инвалидов с нарушениями слуха выделяются две основные категории товаров:
слуховые аппараты - 73 процента (3,8 млрд. рублей);
кохлеарные имплантаты - 26 процентов (1,3 млрд. рублей).
Значительную долю рынка продукции реабилитационной направленности занимают импортные товары. Большую часть таких товаров в Россию поставляют страны Европы (50 процентов), Соединенные Штаты Америки (20 процентов), Китай (9 процентов) и Япония (7 процентов).
Структура импорта продукции реабилитационной направленности (в денежном выражении) по функциональному назначению в 2016 году выглядела следующим образом:
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 37 процентов (6,6 млрд. рублей);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 15 процентов (2,7 млрд. рублей);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 21 процент (3,8 млрд. рублей);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 3 процента (0,5 млрд. рублей);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 18 процентов (3,1 млрд. рублей);
архитектурно-планировочные приспособления - 6 процентов (1 млрд. рублей).
В указанных категориях доля импортной продукции на российском рынке составляет:
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 62 процента;
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 35 процентов;
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 74 процента;
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 70 процентов;
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 80 процентов;
архитектурно-планировочные приспособления - 70 процентов.
На рынке продукции реабилитационной направленности спрос в значительной степени формируется за счет государственных закупок, которые составляли в разные годы порядка 75 - 85 процентов всего объема рынка такой продукции.
Основные факторы, определяющие спрос как на российском, так и на зарубежном рынках продукции реабилитационной направленности, можно разделить на пять групп:
демографические;
социальные;
экономические;
политические;
экологические.
В рамках демографических факторов можно выделить следующие:
рост численности будущих потребителей продукции реабилитационной направленности;
повышение эффективности программ по профилактике заболеваний, травматизма и инвалидизации;
увеличение продолжительности жизни граждан и, соответственно, доли пожилых людей в населении страны;
наличие хронических заболеваний у пожилых людей;
наличие детской инвалидности, в том числе связанной с аномалиями развития;
тенденция к росту числа людей, страдающих ожирением.
В рамках социальных факторов можно выделить следующие:
повышение уровня образования и заинтересованности в нем в младших и старших возрастных группах;
изменение социальных установок;
развитие персонализированной медицины;
недостаточный учет роли культурных и социальных факторов, зависящих, например, от возрастных или географических особенностей;
увеличение потребления продукции реабилитационной направленности путем создания и развития программ по активному включению инвалидов и маломобильных граждан в культурную, социальную и трудовую жизнь;
зависимость потребления продукции реабилитационной направленности от объема и стоимости услуг, связанных с социальным обслуживанием.
К экономическим факторам относятся:
затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на организацию и развитие производств, наличие соответствующих мер государственной поддержки;
государственная поддержка внедрения и применения высокотехнологичной, инновационной, прежде всего роботизированной, продукции реабилитационной направленности, ее высокая стоимость;
ставки налогообложения, их наличие или отсутствие для предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности;
доступность технических средств реабилитации;
уровень дохода инвалида и его семьи, наличие страховых программ, состояние рынка продукции реабилитационной направленности;
степень открытости рынка для потенциально более дешевых зарубежных аналогов.
В рамках политических факторов можно выделить следующие:
наличие в мире вооруженных конфликтов, природных и антропогенных аварий и катастроф;
политика государства в области лицензирования производства и сертификации продукции реабилитационной направленности;
недостаточность мер, направленных на улучшение информированности потребителей, государственных служб и социальных работников о продукции реабилитационной направленности;
сложность процедуры регистрации и вывода на рынок продукции реабилитационной направленности.
В рамках экологических факторов можно выделить следующие:
влияние окружающей среды на здоровье населения;
повышение требований к предприятиям отрасли по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Среди факторов, влияющих на развитие отрасли, можно выделить наиболее существенные:
государственная поддержка производителей;
кадровый потенциал;
состояние научно-технической и производственной базы отрасли.
В области государственной поддержки предприятий-производителей отрасли одной из серьезных проблем, препятствующих ее технологическому развитию, являются дестимулирующие механизмы налогообложения предприятий - разработчиков и производителей продукции реабилитационной направленности, а также недостаточный объем бюджетного финансирования этих исследований и разработок.
В области кадрового потенциала одной из проблем является недостаточный уровень подготовки специалистов.
В области научно-технической и производственной базы отрасли можно выделить следующие проблемы: низкая конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок технических средств реабилитации, устаревшая производственная база и высокий уровень зависимости от иностранных компонентов и материалов для продукции реабилитационной направленности.
Значительная часть предприятий отрасли, оказывающая существенное влияние на рынок продукции реабилитационной направленности, представлена федеральными государственными учреждениями и предприятиями, в первую очередь протезно-ортопедическими, расположенными в 70 регионах Российской Федерации. Эти предприятия являются основными потребителями компонентов и материалов продукции реабилитационной направленности. Большинство других предприятий отрасли (около 200) принадлежат малому и среднему бизнесу.
Количество крупных предприятий, способных обеспечить высокосерийное производство технических средств реабилитации и их компонентов, крайне невелико.
Анализ текущего состояния отрасли предполагает выделение ее основных сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков развития.
Сильными сторонами отрасли являются:
высокий уровень участия государства в регулировании и формировании спроса на продукцию реабилитационной направленности гарантированно обеспечивает значительный объем сбыта производителям продукции реабилитационной направленности;
активное развитие механизмов государственной поддержки инновационного развития отрасли;
влияние профессионального сообщества (врачей и социальных работников) на выбор продукции реабилитационной направленности конечными потребителями;
сохранившаяся развитая сеть специализированных протезно-ортопедических предприятий в регионах, способная обеспечивать сбыт и обслуживание продукции реабилитационной направленности в интересах инвалидов и маломобильных граждан;
активизация деятельности общественных организаций (ассоциаций) инвалидов и маломобильных граждан в области информирования конечных потребителей о продукции реабилитационной направленности.
Слабыми сторонами отрасли являются:
институциональная незавершенность формирования отрасли, в том числе разобщенность предприятий, производящих компоненты (материалы), и предприятий, изготавливающих конечные изделия, относящиеся к продукции реабилитационной направленности;
затрудненность процессов планирования, организации учета и статистического наблюдения, оценки динамики развития отрасли;
устаревшая нормативная база, в том числе в части стандартизации, регулирующая отрасль и оборот продукции реабилитационной направленности;
высокий уровень физического износа и устаревания основных фондов и недостаточность имеющихся технологических заделов предприятий отрасли;
отсутствие профильных научно-исследовательских организаций отрасли;
относительно низкий платежеспособный спрос со стороны индивидуальных потребителей продукции реабилитационной направленности.
При этом отрасль обладает следующими возможностями:
перспективный рост рынка продукции реабилитационной направленности, в том числе связанный с увеличением количества людей пожилого и старческого возраста в структуре населения, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями;
возможность развития импортозамещения в отрасли;
повышение конкурентоспособности российской продукции реабилитационной направленности как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами за счет относительно низкого курса рубля по отношению к основным валютам.
На сегодняшний день для отрасли существуют следующие риски:
сокращение финансирования отрасли, связанное с экономическими факторами;
наличие импортозависимости отрасли по материалам и комплектующим;
исчерпание имеющихся технологических заделов отечественных производителей при увеличении потребности в интенсивном развитии инновационного потенциала;
углубление технологического разрыва с развитыми странами в промышленных отраслях, поставляющих основные материалы и компоненты для производства продукции реабилитационной направленности;
нарастающее отставание по ключевым направлениям мировых научных исследований в области реабилитации и абилитации инвалидов и маломобильных граждан;
растущий дефицит квалифицированных кадров в сфере производства и обслуживания технических средств реабилитации.
Проведенный анализ позволил определить наиболее сложные проблемы отрасли, требующие системного решения:
проблемы, связанные с недостатками нормативной базы и стандартизации:
нехватка и устаревание действующих национальных стандартов, устанавливающих требования к техническим средствам реабилитации, другой продукции реабилитационной направленности, к отрасли в целом;
недостаточное развитие системы статистического наблюдения в отрасли;
проблемы, связанные с производством:
слабое институциональное оформление отрасли, обусловливающее недостатки ее системного развития, низкую кооперацию между предприятиями, дефицит производства отечественных компонентов для продукции реабилитационной направленности;
высокий уровень износа и устаревания основных фондов и оборудования, недостаток инвестиционных и оборотных средств большинства предприятий отрасли;
неполное соответствие продукции реабилитационной направленности требованиям потребителей;
высокая импортозависимость по материалам, комплектующим и технологиям;
проблемы научно-технического развития отрасли:
недостатки научно-технической политики;
отсутствие профильных научно-исследовательских организаций;
недостаток собственных средств предприятий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
проблемы кадрового обеспечения отрасли:
нехватка квалифицированных кадров;
недостатки соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов;
недостаток профессиональных стандартов;
низкая координация между учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования и предприятиями отрасли в части подготовки квалифицированных кадров;
проблемы информационного характера:
недостаточная информированность как производителей, так и потребителей о состоянии рынка продукции реабилитационной направленности;
недостатки систем учета потребления, оборота и эксплуатации продукции реабилитационной направленности;
проблемы, связанные со сбытом на внутреннем рынке, в том числе недостатки организации государственных закупок, неритмичный спрос на продукцию реабилитационной направленности и другие;
проблемы, связанные с экспортом, - недостаточность его системной поддержки.
Проблемы рынка продукции реабилитационной направленности и состояние конкурентной среды обусловлены прежде всего:
превалирующей долей государственных закупок в общем объеме совокупного спроса на внутреннем рынке;
сравнительно слабым рыночным потенциалом большинства отечественных производителей;
высоким уровнем зависимости от поставок крупнейших зарубежных корпораций - мировых лидеров отрасли.
Особенности конкуренции на рынке продукции реабилитационной направленности связаны с текущей фазой развития промышленных предприятий, формирующих рыночное предложение, и с факторами отраслевого спроса.
В отношении рыночного предложения основное негативное влияние на развитие конкуренции оказывают следующие факторы:
ограниченное число (или в ряде сегментов полное отсутствие) отечественных предприятий - участников рынка, серийно производящих компоненты и материалы для технических средств реабилитации, другой продукции реабилитационной направленности;
небольшое общее количество компаний и предприятий, производящих готовые технические средства реабилитации и оказывающих услуги по их подбору, значительная часть которых являются ведомственными государственными предприятиями;
высокий уровень зависимости отечественных предприятий от ограниченного круга иностранных производителей компонентов, материалов и технологий, приобретаемых для производства продукции реабилитационной направленности.
Основные факторы, ограничивающие конкуренцию в отношении спроса на продукцию реабилитационной направленности, связаны с преобладанием в структуре продаж государственных закупок, осуществляемых в рамках реализации государственных гарантий. При этом конкуренция между производителями ограничивается ввиду наличия отдельных недостатков при реализации процедур государственных закупок, совмещения закупок технических средств реабилитации и связанных с ними услуг (доставка, ремонт, настройка).
План развития конкуренции на рынке продукции реабилитационной направленности предусматривает следующие основные мероприятия:
проведение оценки конкурентной среды на товарных рынках отрасли, включая рынки вспомогательных средств для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности, зрения, слуха, речи и других функций, а также проведение оценки конкурентной среды рынка архитектурно-планировочных приспособлений для инвалидов и маломобильных граждан;
определение причин отсутствия или недостаточного развития конкуренции на товарных рынках отрасли;
анализ полученных эффектов от ранее принятых мер по развитию конкуренции на товарных рынках отрасли;
разработка предложений по стимулированию конкуренции, в том числе по привлечению новых участников на действующие рынки продукции и услуг реабилитационной направленности, а также по снижению административных барьеров для ведения бизнеса;
доработка нормативно-правовой базы, имеющей отношение к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
проведение оценки конкурентной среды на товарных рынках отрасли в целом и в каждом субъекте Российской Федерации по итогам реализации проведенных мероприятий;
анализ изменения цен на продукцию и услуги реабилитационной направленности, доступность выбора, удовлетворенность качеством предоставляемой продукции и услуг.
Для организации указанных мероприятий и контроля за их реализацией будет создана специальная межведомственная рабочая группа из представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти.
V. Основные мероприятия по реализации Стратегии
В целях реализации задач Стратегии разработан ряд комплексных мер и мероприятий.
Развитие стандартизации и обеспечение высокого качества производимой продукции реабилитационной направленности будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
анализ фонда национальных и межгосударственных стандартов, направленных на обеспечение доступности объектов жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных граждан, а также устанавливающих требования к отрасли и производимой ею продукции;
унификация терминологической базы и классификаций;
разработка новых и внесение изменений в действующие национальные стандарты;
определение видов продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Поддержка предприятий отрасли и развития производства продукции реабилитационной направленности будет проводиться за счет:
обеспечения информационной поддержки промышленных предприятий;
предоставления субсидий российским организациям реабилитационной индустрии на компенсацию части затрат, понесенных в 2017 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. N 77 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям реабилитационной индустрии на компенсацию части затрат, понесенных в 2017 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации";
предоставления займов и субсидий в рамках специализированных программ Фонда развития промышленности.
Поддержка научно-технической деятельности и инноваций предприятий отрасли будет достигаться путем выполнения следующих мероприятий:
координация направлений развития промышленности с участием заинтересованных научного, технического и экспертного сообществ и организаций;
развитие федерального государственного автономного учреждения "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
организация и проведение работ по созданию единых базовых модульных платформ продукции реабилитационной направленности и их компонентов, предназначенных для высокосерийного промышленного производства;
координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с заинтересованными научно-исследовательскими организациями;
предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, понесенных в 2017 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. N 76 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, понесенных в 2017 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации";
предоставление субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров".
Поддержка кадрового потенциала отрасли будет обеспечена:
актуализацией по мере необходимости действующих и (или) разработкой новых федеральных государственных образовательных стандартов с учетом утвержденных профессиональных стандартов;
организацией разработки профессиональных стандартов, обеспечивающих создание необходимых для отрасли компетенций.
Информационная поддержка развития отрасли предполагает выполнение следующих мероприятий:
развитие единого справочно-информационного портала по вопросам продукции реабилитационной направленности в интересах потребителей и предприятий отрасли;
формирование системы маркировки продукции реабилитационной направленности и ее ключевых компонентов в соответствии с потребностями рынка и отрасли;
проведение системного регулярного анализа рынка продукции реабилитационной направленности, а также уровня удовлетворенности инвалидов и маломобильных граждан ее качеством, доступностью и сопутствующими услугами;
актуализация Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности в части идентификации продукции реабилитационной направленности.
Поддержка спроса и экспорта продукции реабилитационной направленности предполагает:
участие представителей отрасли в соответствующих российских и международных конгрессно-выставочных мероприятиях;
создание и актуализацию типовой конкурсной документации для проведения государственных закупок продукции реабилитационной направленности;
продвижение экспорта российской продукции реабилитационной направленности в рамках многостороннего сотрудничества в интеграционных блоках и специализированных международных организациях;
развитие альтернативных механизмов предоставления инвалидам и маломобильным гражданам продукции реабилитационной направленности на основе свободного ее приобретения с использованием механизма электронного сертификата.
Мероприятия по реализации Стратегии и по развитию отрасли предполагают привлечение к участию в них самих инвалидов и маломобильных граждан.
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется на основании целевых индикаторов и показателей согласно приложению.
В соответствии с целью и задачами Стратегии разработан комплекс мер по формированию современной отрасли промышленной продукции реабилитационной направленности в 2017 - 2019 годах, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 2599-р, планируемый к реализации на I этапе выполнения Стратегии.
VI. Перспективы развития отрасли в рамках
реализации Стратегии
Перспективный облик отрасли и производимой продукции реабилитационной направленности, развиваемых в интересах инвалидов и маломобильных граждан, формируется под влиянием ключевых макроэкономических, демографических и технологических трендов.
Отрасль должна обеспечивать реализацию на передовом научном и технологическом уровнях следующих элементов жизненного цикла продукции реабилитационной направленности:
проведение прогнозных и аналитических исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также испытаний, мероприятий по стандартизации, унификации;
серийное и индивидуальное производство продукции реабилитационной направленности, ее компонентов, материалов и программного обеспечения, контроль качества выпускаемой продукции;
услуги по обучению техников, других специалистов, а также пользователей (пациентов);
подбор конкретных изделий, их подгонка, настройка, услуги по реабилитации и (или) тренировке пользователей, связанные с использованием продукции реабилитационной направленности;
организация временной эксплуатации (включая прокат), обслуживание продукции реабилитационной направленности (включая контроль эксплуатации и оборота, замену, ремонт, модернизацию, утилизацию, другие логистические услуги).
Развитие производства отдельных групп продукции реабилитационной направленности целесообразно проводить в рамках промышленных технологических платформ, представляющих собой совокупность предприятий промышленности и их партнеров, расположенных в Российской Федерации, объединенных кооперационными связями для реализации всего (или большинства этапов (элементов) производственного цикла по выпуску продукции реабилитационной направленности определенного вида.
На настоящий момент на основе экспертного анализа и обсуждения может быть выделено 11 промышленных технологических платформ:
протезы и ортезы;
кресла-коляски и системы передвижения;
системы коммуникационные (включая устройства для лиц с нарушениями слуха и зрения), информационно-коммуникационные, мониторирования и наблюдения, управления и организации быта;
специализированная и универсальная одежда и обувь;
абсорбирующее белье, санитарно-гигиенические и расходные средства;
системы (аппаратура, устройства, приспособления) медицинской реабилитации;
специализированные или универсальные спортивные и спортивно-реабилитационные тренажеры и оборудование;
медицинская, специализированная и универсальная мебель;
специализированная и универсальная санитарная и бытовая техника;
архитектурно-планировочные приспособления и оснащение доступной среды;
транспортные системы (транспорт).
При этом оптимизация производства продукции реабилитационной направленности, включая обеспечение компонентной базой и материалами, унификацию, стандартизацию, контроль качества, надежности, совершенствование логистической поддержки, требует по возможности проведения разработок исходя из принципа единых базовых платформ.
Единая базовая платформа может представлять собой системное решение для определенного типа (вида) изделий, относящихся к продукции реабилитационной направленности, а также для их элементов, созданных по единому конструкторскому замыслу с использованием модульного принципа и открытой архитектуры. В рамках единой базовой платформы обеспечивается высокий уровень стандартизации и унификации компонентов, используемых материалов, программного обеспечения и метрической базы, а также долгосрочный модернизационный потенциал.
Современная организация отрасли предполагает специализацию предприятий по своим промышленным задачам. Традиционно они разделяются на две большие группы:
сегмент "бизнес для бизнеса" или B2B-сегмент - предприятия промышленности и другие организации, выпускающие компоненты и материалы, а также готовую к применению продукцию реабилитационной направленности и осуществляющие иные функции отрасли в интересах других предприятий (организаций). Предприятия этого сегмента, как правило, производят продукцию реабилитационной направленности большими сериями;
сегмент "бизнес для потребителя" или B2C-сегмент - предприятия промышленности и другие организации, производящие продукцию и осуществляющие другие функции отрасли в интересах отдельных инвалидов и маломобильных граждан. Предприятия этого сегмента, как правило, производят продукцию реабилитационной направленности небольшими сериями или индивидуально.
На сегодняшний день предприятия сегмента "бизнес для потребителя" в значительной степени представлены федеральным государственным унитарным предприятием "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и его филиалами, а также частными и региональными протезно-ортопедическими предприятиями и лабораториями.
Перспективной моделью развития отрасли может стать скоординированное системное формирование двух типов предприятий, включающих:
небольшую группу крупных предприятий, которые имеют эффективные научно-исследовательские подразделения и основной задачей которых станет высокосерийное производство компонентов, материалов и программного обеспечения, а также готовой продукции реабилитационной направленности;
значительное число малых и средних предприятий, а также лабораторий, отделений лечебно-диагностических и реабилитационных учреждений, производящих из компонентов и материалов индивидуальные изделия, а также обеспечивающих подбор и индивидуальную настройку готовых технических средств реабилитации, предоставляющих услуги по их сервису, обучению и реабилитации инвалидов и маломобильных граждан.
Развитие таких технологических платформ, как специализированная и универсальная одежда и обувь, абсорбирующее белье, санитарно-гигиенические и расходные средства, медицинская, специализированная и универсальная мебель, специализированная и универсальная санитарная и бытовая техника, предполагает поддержку участия инвалидов и других маломобильных граждан в организации производств, в разработке и совершенствовании дизайна, функциональных характеристик изделий, в испытаниях, контроле качества, мероприятиях по стандартизации, в подготовке рекомендаций (правил) по эксплуатации.
Развитие конкуренции среди предприятий отрасли будет обеспечиваться за счет следующих мер:
формирование единого справочно-информационного портала по вопросам развития продукции реабилитационной направленности, обеспечивающего раскрытие информации о ней, включая основные характеристики, стоимость и сведения о производителях;
упрощение деятельности предпринимателей сегмента "бизнес для потребителя" за счет развития отечественных высокосерийных производств компонентов и материалов;
развитие и совершенствование национальных стандартов с их обязательным использованием при описании свойств объектов государственных закупок при проведении конкурсов и аукционов;
разработка типовых контрактов и технических заданий для проведения государственных закупок при реализации социальных гарантий инвалидам;
совершенствование методики установления производителями, определенными единственными поставщиками, закупочных цен на основе расчета и контроля реальных производственных затрат, проводимых технологических операций, а также себестоимости;
деятельность постоянно действующей при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации рабочей группы по вопросу расширения производства продукции для инвалидов и граждан пожилого возраста, образованной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Развитие отрасли будет происходить согласно сценариям долгосрочного развития российской экономики, предусмотренным Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Консервативный сценарий развития отрасли предполагает сохранение ее относительного технологического отставания в контексте низкого научно-технологического и производственного потенциала. В случае реализации такого сценария произойдет общее сужение рынка, усиление зависимости от импорта, дальнейшая деградация производственного и технологического потенциала отрасли. Особое значение приобретут негативные факторы, связанные с исчерпанием возможностей бюджетной сферы субсидировать разработку и производство продукции реабилитационной направленности.
Инновационный сценарий прогнозирует формирование и устойчивое развитие технологических точек роста отрасли, формирование технологического превосходства по отдельным прорывным технологическим направлениям. Реализация этого сценария может обеспечить существенное ускорение технологического развития отдельных сегментов отрасли, однако сбалансированное продвижение по всем социально значимым направлениям ее развития может быть затруднено.
Целевой (форсированный) сценарий предполагает управляемую реализацию инновационного сценария, позволяет форсировать развитие естественных точек роста отрасли и обеспечить замещение имеющихся пробелов научно-технологического и промышленного потенциалов. Реализация этого сценария позволит выйти на новый уровень технологического развития отрасли на комплексной сбалансированной основе.
VII. Этапы и сроки реализации Стратегии
Стратегия предусматривает два этапа реализации.
На I этапе (2017 - 2019 годы) реализации Стратегии предусматривается выполнение комплекса мер по формированию современной отрасли, а также мер по поддержке развития производства, научно-технической деятельности и инноваций, кадрового потенциала, информационной поддержке развития отрасли, поддержке спроса и экспорта, развития стандартизации и обеспечения высокого качества производимой продукции реабилитационной направленности.
В ходе I этапа реализации Стратегии предусматривается модернизация нормативно-правовой базы и институциональной среды отрасли, в том числе развитие таких промышленных технологических платформ, как кресло-коляски и системы передвижения, протезы и ортезы, системы коммуникационные (включая устройства для лиц с нарушениями слуха и зрения), информационно-коммуникационные, мониторирования и наблюдения, управления и организации быта, системы (аппаратура, устройства, приспособления) медицинской реабилитации, специализированные или универсальные спортивные и спортивно-реабилитационные тренажеры и оборудование.
Объем российского рынка товаров реабилитационной направленности на 2019 год прогнозируется на уровне 38 млрд. рублей.
На II этапе (2020 - 2025 годы) реализации Стратегии должна быть осуществлена модернизация технологической базы отрасли, комплекс соответствующих мер разрабатывается дополнительно с учетом итогов выполнения комплекса мер I этапа реализации Стратегии.
К 2025 году объем российского рынка товаров реабилитационной направленности, по имеющимся оценкам, составит около 48 млрд. рублей.
VIII. Организационно-финансовое обеспечение
реализации Стратегии
Стратегия сформирована на основе принципов программно-целевого подхода. Решение выявленных системных проблем развития отрасли и продукции реабилитационной направленности требует программной увязки целей, задач, мер, оценки их результатов и корректировки. Успешное достижение сформированных целей и задач развития отрасли требует концентрации ресурсов, приоритетного софинансирования. Таким образом, наиболее эффективным механизмом поддержки развития отрасли являются подготовка и выполнение стратегических и программных документов.
IX. Итоги реализации Стратегии
Реализация Стратегии согласно целевому (форсированному) сценарию развития отрасли предполагает достижение следующих результатов:
увеличение к 2025 году доли отечественных изделий реабилитационной направленности во внутреннем потреблении до 52 процентов;
увеличение к 2025 году индекса промышленного производства продукции реабилитационной направленности по сравнению с 2016 годом на 92 процента (в 1,9 раза);
ежегодное увеличение индекса объема инвестиций в основной капитал предприятий, выпускающих продукцию реабилитационной направленности, по отношению к предшествующему году в среднем на 11,1 процента;
увеличение к 2025 году доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме экспорта товаров, работ и услуг организаций отрасли до 16 процентов;
ежегодный рост экспорта российской продукции реабилитационной направленности в среднем на 38 процентов с достижением к 2025 году объема в 3,6 млрд. рублей;
ежегодный рост числа отечественных патентных заявок на изобретения в сфере отрасли, поданных в России и за рубежом, в среднем на 16,1 процента с достижением к 2025 году их количества в 108 штук ежегодно.
X. Механизмы мониторинга и контроля реализации Стратегии
Механизм мониторинга реализации Стратегии включает проведение статистического наблюдения, регулярных исследований и подготовку ежегодного аналитического доклада о результатах формирования отрасли. В рамках соответствующих исследований будут осуществляться с участием представителей экспертного сообщества сбор, обработка и анализ данных по целевым индикаторам и показателям реализации Стратегии.
Контроль реализации Стратегии осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участием других заинтересованных органов государственной власти и управления, а также представителей рынка продукции реабилитационной направленности.
Приложение
к Стратегии развития производства
промышленной продукции реабилитационной
направленности до 2025 года
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПРОДУКЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДО 2025 ГОДА
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|
I. Консервативный сценарий развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности |
|||||||||||||
1. |
Доля российской продукции реабилитационной направленности на внутреннем рынке |
процентов |
40 |
41 |
41 |
41 |
41 |
44 |
44 |
46 |
46 |
46 |
46 |
2. |
Объем экспорта продукции реабилитационной направленности (в ценах 2015 года) |
млрд. рублей |
0,13 |
0,15 |
0,3 |
0,6 |
0,9 |
1,1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2,2 |
2,5 |
3. |
Индекс промышленного производства продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
103 |
108 |
104 |
104 |
107 |
110 |
106 |
103 |
106 |
103 |
103 |
4. |
Индекс промышленного производства продукции реабилитационной направленности к 2016 году |
процентов |
92 |
100 |
104 |
108 |
115 |
127 |
135 |
138 |
146 |
150 |
154 |
5. |
Индекс производительности труда в сфере производства продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
102,5 |
102,5 |
102,7 |
102,8 |
102,8 |
103 |
103,1 |
103,2 |
103,3 |
103,4 |
103,4 |
6. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
110 |
110,2 |
110,4 |
110,6 |
110,6 |
110,8 |
110,9 |
111 |
111,2 |
111,3 |
111,5 |
7. |
Доля инновационных продукции, работ и услуг в общем объеме экспорта продукции, работ и услуг предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности |
процентов |
3 |
4 |
4 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8. |
Число отечественных патентных заявок на изобретения в сфере производства продукции реабилитационной направленности, поданных в России и за рубежом |
единиц |
18 |
20 |
22 |
22 |
24 |
26 |
28 |
31 |
35 |
40 |
48 |
II. Инновационный сценарий развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности |
|||||||||||||
1. |
Доля российской продукции реабилитационной направленности на внутреннем рынке |
процентов |
40 |
41 |
43 |
46 |
51 |
56 |
61 |
66 |
69 |
72 |
75 |
2. |
Объем экспорта продукции реабилитационной направленности (в ценах 2015 года) |
млрд. рублей |
0,13 |
0,15 |
0,3 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
4,5 |
3. |
Индекс промышленного производства продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
103 |
108 |
108 |
114 |
113 |
111 |
110 |
109 |
108 |
108 |
107 |
4. |
Индекс промышленного производства продукции реабилитационной направленности к 2016 году |
процентов |
92 |
100 |
108 |
123 |
138 |
154 |
169 |
185 |
200 |
215 |
231 |
5. |
Индекс производительности труда в сфере производства продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
102,5 |
102,5 |
105 |
106 |
106,5 |
107 |
107 |
106,5 |
106,6 |
107 |
107,3 |
6. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
110 |
110,2 |
110,7 |
111,4 |
111,8 |
112,3 |
112,8 |
113,5 |
114 |
114,5 |
115 |
7. |
Доля инновационных продукции, работ и услуг в общем объеме экспорта продукции, работ и услуг предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности |
процентов |
3 |
4 |
7 |
9 |
12 |
14 |
15 |
16 |
16 |
18 |
19 |
8. |
Число отечественных патентных заявок на изобретения в сфере производства продукции реабилитационной направленности, поданных в России и за рубежом |
единиц |
18 |
22 |
34 |
42 |
50 |
57 |
65 |
78 |
92 |
105 |
120 |
III. Целевой (форсированный) сценарий развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности |
|||||||||||||
1. |
Доля российской продукции реабилитационной направленности на внутреннем рынке |
процентов |
40 |
41 |
42 |
42 |
43 |
45 |
46 |
48 |
49 |
51 |
52 |
2. |
Объем экспорта товаров реабилитационной направленности (в ценах 2015 года) |
млрд. рублей |
0,13 |
0,15 |
0,3 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2 |
2,4 |
2,7 |
3,1 |
3,6 |
3. |
Индекс промышленного производства продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
103 |
108 |
108 |
107 |
107 |
109 |
106 |
108 |
110 |
107 |
106 |
4. |
Индекс промышленного производства продукции реабилитационной направленности к 2016 году |
процентов |
92 |
100 |
108 |
115 |
123 |
135 |
142 |
154 |
169 |
181 |
192 |
5. |
Индекс производительности труда в сфере производства продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
102,5 |
102,5 |
103 |
103,5 |
103,9 |
104 |
104,2 |
104,4 |
104,5 |
104,7 |
104,8 |
6. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности к предыдущему году |
процентов |
110 |
110,2 |
110,4 |
110,6 |
110,8 |
110,9 |
111 |
111,2 |
111,5 |
111,7 |
111,9 |
7. |
Доля инновационных продукции, работ и услуг в общем объеме экспорта продукции, работ и услуг предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности |
процентов |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
11 |
12 |
14 |
16 |
8. |
Число отечественных патентных заявок на изобретения в сфере производства продукции реабилитационной направленности, поданных в России и за рубежом |
единиц |
18 |
22 |
30 |
38 |
43 |
49 |
58 |
67 |
78 |
91 |
108 |
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2017 г. N 2599-р
КОМПЛЕКС
МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПРОДУКЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В 2017 - 2019 ГОДАХ
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
|
I. Развитие стандартизации и обеспечение высокого качества производимой продукции реабилитационной направленности |
|||||
1. |
Комплексный анализ фонда национальных и межгосударственных стандартов, направленных на обеспечение доступности для инвалидов объектов жизнедеятельности, а также разработка подходов к совершенствованию системы стандартизации технических средств реабилитации, в том числе к унификации терминологической базы |
декабрь 2017 г., декабрь 2018 г., декабрь 2019 г. |
Росстандарт, Минпромторг России |
доклад в Правительство Российской Федерации и Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов |
разработаны подходы к совершенствованию системы стандартизации технических средств реабилитации; справочное пособие, унифицирующее терминологическую базу технических средств реабилитации |
2. |
Разработка новых и внесение изменений в действующие национальные стандарты, устанавливающие классификацию, терминологию и определения технических средств реабилитации и другой продукции реабилитационной направленности |
декабрь 2017 г., декабрь 2018 г., декабрь 2019 г. |
Росстандарт, Минпромторг России, Минтруд России, Минздрав России, Росздравнадзор, Минспорт России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минстрой России, ФСС России, ФМБА России |
приказ Росстандарта |
разработаны национальные стандарты Российской Федерации в сфере реабилитационной индустрии |
3. |
Подготовка предложений по актуализации единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", в части продукции реабилитационной направленности |
март 2018 г., далее - по необходимости |
Минпромторг России, Минтруд России, Минздрав России, Росаккредитация, Росстандарт, Росздравнадзор |
доклад в Правительство Российской Федерации и Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов |
разработаны предложения по актуализации единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, с учетом разработки новых технических средств реабилитации и государственных стандартов, определяющих их стандартизацию |
II. Поддержка предприятий - производителей промышленной продукции реабилитационной направленности |
|||||
4. |
Обеспечение информационной поддержки промышленных предприятий в сфере реабилитационной индустрии, в том числе путем формирования единого перечня продукции для инвалидов и маломобильных граждан, включая технические средства реабилитации и другую продукцию реабилитационной направленности |
2017 г., 2018 г., 2019 г. |
Минпромторг России, Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минстрой России, Минспорт России, Минкультуры России, Минтранс России, Минкомсвязь России, научное и экспертное сообщество |
доклад в Правительство Российской Федерации и Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов |
повышение эффективности деятельности промышленных предприятий реабилитационной индустрии в области информирования об основных сегментах потенциального спроса на рынке реабилитационных товаров; разработан единый перечень продукции для инвалидов и маломобильных граждан, включая технические средства реабилитации и другую продукцию реабилитационной направленности |
5. |
Предоставление субсидий российским организациям реабилитационной индустрии на компенсацию части затрат, понесенных в 2017 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. N 77 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям реабилитационной индустрии на компенсацию части затрат, понесенных в 2017 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации" |
ежегодно, в пределах бюджетных ассигнований |
Минпромторг России |
приказ Минпромторга России |
организация серийного производства отечественных технических средств реабилитации |
6. |
Предоставление займов и субсидий российским организациям реабилитационной индустрии в рамках специализированных программ Фонда развития промышленности |
ежегодно |
Фонд развития промышленности, Минпромторг России |
приказ Минпромторга России |
поддержка субъектов реабилитационной индустрии в части обеспечения эффективного промышленного производства товаров реабилитационной направленности |
III. Поддержка научно-технической деятельности и инноваций предприятий - производителей промышленной продукции реабилитационной направленности |
|||||
7. |
Ежегодное рассмотрение на заседаниях научно-технического совета при Минпромторге России вопросов развития отрасли по производству промышленной продукции реабилитационной направленности |
ежегодно |
Минпромторг России, Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минстрой России, Минспорт России, Минкультуры России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, институты развития, научное и экспертное сообщество |
протоколы заседаний |
определены задачи, приоритеты по развитию производства промышленной продукции реабилитационной направленности, проекты научно обоснованных решений, координирующих развитие отрасли по производству промышленной продукции реабилитационной направленности |
8. |
Развитие федерального государственного автономного учреждения "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" Минпромторга России в соответствии с поручением Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов (пункт 23 раздела 2 протокола N 15 от 7 декабря 2016 г.) |
ежегодно |
Минпромторг России, Минтруд России, Минобрнауки России, Минтранс России, Минстрой России, Росстандарт |
приказ Минпромторга России |
созданы условия для развития специализированного учреждения, осуществляющего проведение экспертиз, стандартизации и испытаний, для продвижения принципов применения в области универсального дизайна и оснащения доступной среды, разработки и производства технических средств медицинской и заместительной реабилитации |
9. |
Организация и проведение работ по развитию промышленных технологических платформ, включая кресла-коляски и системы передвижения, системы коммуникационные (включая устройства для лиц с нарушениями слуха и зрения), информационно-коммуникационные, мониторирования и наблюдения, управления и организации быта, специализированной и универсальной одежды и обуви, в том числе с участием представителей инвалидов и маломобильных граждан |
2018 г., 2019 г. |
Минпромторг России, Минтруд России, Минздрав России |
доклад в Правительство Российской Федерации и Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов |
разработаны дорожные карты развития или эскизные проекты отдельных промышленных технологических платформ; организовано участие инвалидов и маломобильных граждан в разработках и совершенствовании дизайна продукции реабилитационной направленности |
10. |
Подготовка координационного плана работы с институтами развития по созданию инновационных и модернизации имеющихся технических средств реабилитации и другой продукции реабилитационной направленности |
май 2018 г., май 2019 г. |
Минпромторг России, заинтересованные институты развития |
доклад в Правительство Российской Федерации и Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов |
определены приоритетные направления финансовой поддержки институтами развития инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, актуальных для отрасли по производству промышленной продукции реабилитационной направленности |
11. |
Предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, понесенных в 2017 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. N 76 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, понесенных в 2017 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации" |
ежегодно, в пределах бюджетных ассигнований |
Минпромторг России |
приказ Минпромторга России |
созданы условия для повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию технических средств реабилитации |
12. |
Предоставление субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров" |
ежегодно, в пределах бюджетных ассигнований |
Минпромторг России |
приказ Минпромторга России |
созданы условия для повышения эффективности деятельности российских некоммерческих организаций по реализации общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров |
IV. Поддержка кадрового потенциала отрасли промышленной продукции реабилитационной направленности |
|||||
13. |
Актуализация действующих и разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов с учетом утвержденных профессиональных стандартов (при необходимости) |
июнь 2019 г. |
Минпромторг России, Минобрнауки России |
приказ Минпромторга России |
актуализированы и (или) утверждены федеральные государственные образовательные стандарты |
14. |
Разработка перечня наименований профессиональных стандартов, обеспечивающих формирование необходимых для реабилитационной индустрии компетенций |
декабрь 2018 г. |
Минпромторг России, Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
приказ Минпромторга России |
сформированы предложения для разработки профессиональных стандартов |
15. |
Организация разработки профессиональных стандартов, обеспечивающих формирование необходимых для реабилитационной индустрии компетенций |
декабрь 2019 г. |
Минпромторг России, Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
приказ Минпромторга России |
утверждены профессиональные стандарты, необходимые для отрасли по производству промышленной продукции реабилитационной направленности |
V. Информационная поддержка развития отрасли промышленной продукции реабилитационной направленности |
|||||
16. |
Создание и продвижение единого справочно-информационного портала по вопросам развития технических средств реабилитации |
декабрь 2018 г., декабрь 2019 г. |
Минпромторг России, Росздравнадзор |
доклад в Правительство Российской Федерации и Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов |
создан единый справочно-информационный портал по вопросам развития технических средств реабилитации |
17. |
Разработка предложений по введению обязательной маркировки технических средств реабилитации и их ключевых компонентов |
май 2018 г. |
Минпромторг России, Минтруд России, ФСС России, Росздравнадзор |
доклад в Правительство Российской Федерации и Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов |
созданы условия для обеспечения предметно-количественного учета выпускаемых в оборот и предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации и их ключевых компонентов |
18. |
Проведение анализа рынка технических средств реабилитации и уровня удовлетворения потребности инвалидов в них с учетом сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов", и публикация статистических данных, содержащих сведения о потребности инвалидов в технических средствах реабилитации |
декабрь 2018 г., декабрь 2019 г. |
Пенсионный фонд Российской Федерации, Минтруд России, Минпромторг России, ФСС России, Росстат |
аналитический отчет |
представлена информация для производителей и поставщиков технических средств реабилитации о потребности инвалидов в технических средствах реабилитации |
19. |
Актуализация Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) в части идентификации продукции реабилитационной направленности |
сентябрь 2019 г. |
Росстандарт, Минпромторг России, Минтруд России, Минздрав России, Минспорт России, Минтранс России, Росстат |
приказ Росстандарта |
обновлен Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), содержащий сведения о всем актуальном спектре товаров реабилитационной направленности |
VI. Поддержка спроса и экспорта продукции реабилитационной направленности |
|||||
20. |
Разработка ежегодного плана проведения российских и участия в международных конгрессно-выставочных мероприятиях в сфере реабилитационной индустрии в соответствии с планом |
декабрь, ежегодно |
Минпромторг России, Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России |
приказ Минпромторга России |
разработан ежегодный план конгрессно-выставочных мероприятий отрасли, предусматривающий придание ключевым мероприятиям статуса ежегодных отраслевых форумов |
21. |
Разработка и утверждение типовых контрактов для закупки уполномоченными органами отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства |
декабрь 2017 г. |
Минтруд России, Минпромторг России |
приказ Минтруда России |
урегулирован порядок проведения уполномоченными органами конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) технических средств реабилитации серийного производства, в том числе с учетом требований к гарантийному сроку, профессиональному сервисному обслуживанию и логистике, осуществляемой поставщиком продукции или уполномоченным им лицом |
22. |
Разработка предложений по продвижению экспорта российской продукции реабилитационной направленности в рамках многостороннего сотрудничества в интеграционных блоках и специализированных международных организациях |
апрель 2018 г., апрель 2019 г. |
Минпромторг России, Минэкономразвития России, акционерное общество "Российский экспортный центр" |
доклад в Правительство Российской Федерации и Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов |
разработаны предложения по формам продвижения экспорта российских технических средств реабилитации в конкретных интеграционных блоках и международных организациях |
23. |
Подготовка проекта федерального закона, предусматривающего предоставление инвалидам технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата |
2018 год |
Минтруд России, ФСС России, Минпромторг России, Росстандарт |
проект федерального закона |
созданы правовые основания для увеличения доли технических средств реабилитации, закупаемых инвалидами (законными представителями) непосредственно у поставщиков и производителей такой продукции, усиления конкуренции между производителями и поставщиками, улучшения качества производимой продукции и предоставляемых услуг с учетом требований инвалидов |
24. |
Внесение в Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", изменений, предусматривающих возможность получения ребенком-инвалидом новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации без оформления направления на медико-социальную экспертизу в случае необходимости внесения в нее рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для его социальной адаптации и интеграции в общество, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала |
декабрь 2017 г. |
Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
упрощен порядок получения ребенком-инвалидом индивидуальной программы реабилитации или абилитации в случае необходимости внесения в нее рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала |