Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 N 2538-р (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. N 2538-р
Утвердить прилагаемую Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2012 г. N 2538-р
ПРОГРАММА
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2013 - 2020 ГОДЫ)
I. Общие положения
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральным законом "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
Анализ развития отечественной науки в конце XX - начале XXI веков показывает, что существующие в ней проблемы во многом являются следствием трансформационных процессов и проводимой государственной политики 90-х годов. В этот период наука не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Более того, реформирование науки осуществлялось по зарубежным моделям, которые в ограниченной степени применимы к российским условиям. Вместе с тем, несмотря на неблагоприятные условия, удалось сохранить значительный потенциал фундаментальной науки и предотвратить полный распад научного комплекса страны, что стало возможным благодаря наличию академического сектора науки, система управления которым продемонстрировала высокую устойчивость и работоспособность в кризисных условиях.
Сегодня основной задачей науки является научное обеспечение социально-экономического развития страны. Только создав конкурентоспособную науку, можно достичь конкурентоспособности экономики. При этом особое внимание должно уделяться обеспечению национальной безопасности страны. В связи с этим тезис о повышении конкурентоспособности науки должен рассматриваться исключительно в этом контексте.
Проведенный анализ показывает, что сектор фундаментальной науки выполняет широкий спектр фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований как в части получения новых знаний, так и в части научного обеспечения реализации стратегических приоритетов страны. Вместе с тем по ряду абсолютных показателей результативность отечественных фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований существенно уступает развитым странам. Это требует принятия ряда мер по развитию системы организации фундаментальной науки.
В соответствии с этим необходимо дальнейшее совершенствование способов организации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями, ведущими научными центрами, образовательными организациями высшего образования. В основу этого процесса должен быть положен тот факт, что фундаментальная наука является неотъемлемой частью культуры и интеллектуального потенциала нации. При этом фундаментальная наука обеспечивает получение новых знаний о природе, человеке и обществе.
В настоящее время в государственном секторе науки фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования в гражданской сфере проводятся научными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (включая организации, в отношении которых указанный центр осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества) и образовательными организациями высшего образования, в том числе федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет".
Ведется работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок, включая реализацию на территории Российской Федерации проектов по их созданию.
Россия активно участвует в международных проектах, таких, как "Большой адронный коллайдер Европейского центра ядерных исследований", "Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах" и других, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на современных научных установках.
Возникает задача координации работы основных участников Программы по развитию фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации, которую призвана решить Программа.
II. Приоритеты государственной политики в сфере
реализации Программы
Программа основывается на стратегических ориентирах развития фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Программа учитывает положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р (далее - Стратегия инновационного развития), в части, касающейся развития фундаментальных и поисковых исследований.
Основной целью развития сектора фундаментальных исследований, заложенной в Стратегии инновационного развития, является восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. Стратегической целью государственной политики является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
III. Цель Программы
Целью Программы является формирование с учетом институциональных преобразований сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, обеспечение расширенного воспроизводства знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества, ускорение интеграционных процессов российской науки и образования, повышение эффективности исследований и их использования для разработки перспективных технологий, необходимых для реализации стратегических задач социально-экономического развития страны.
IV. Задачи Программы
Задачами Программы являются:
формирование в Российской Федерации сектора фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, обеспечивающего устойчивый экономический рост и высокий уровень конкурентоспособности российской науки в мире;
опережающее развитие междисциплинарных исследований и разработок и создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв и модернизацию национальной экономики;
развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров;
развитие международного научного сотрудничества, интеграция российской науки в мировое научное пространство;
обеспечение повышения эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в прикладную стадию научных исследований.
V. Принципы формирования и реализации Программы
Формирование и реализация Программы осуществляются на основе следующих принципов:
формирование научно обоснованного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, формирование научным сообществом на этой базе приоритетов фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с учетом мировых тенденций развития науки;
комплексность фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований;
множественность и гибкость механизмов ресурсного обеспечения и государственного финансирования фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, учитывающих особенности функционирования Российской академии наук и других государственных академий наук, федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", научных организаций, образовательных организаций высшего образования, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также на направлениях поисковых научных исследований;
использование преимущественно конкурсных механизмов отбора научных проектов для реализации в рамках мероприятий Программы;
обеспечение эффективной координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в масштабах Российской Федерации;
использование системы экспертизы, в том числе проводимой Российской академией наук, при формировании планов и программ фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований и при оценке их результатов, а также более широкое использование международной экспертизы;
содействие переходу результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований, в том числе через выполнение поисковых научных исследований;
внесение планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в единую базу данных, доступную для участников Программы через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", и результатов, получаемых в ходе реализации Программы, в единую государственную информационную систему учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения с учетом норм законодательства о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
обеспечение эффективного управления Программой и контроля целевого использования выделенных средств.
VI. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы реализуются в соответствии с целью и задачами Программы, а также принципами ее формирования и реализации.
В рамках Программы реализуются следующие мероприятия:
мероприятие 1 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями академического сектора науки, реализуемые научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств";
мероприятие 2 "Междисциплинарные фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами, а также научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти";
мероприятие 3 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые в образовательных организациях высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты";
мероприятие 4 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" и Российский научный фонд)";
мероприятие 5 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации".
Мероприятие 1 преимущественно реализуется в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р (далее - Программа государственных академий наук).
Основными целями Программы государственных академий наук являются:
расширение и углубление знаний о природе, человеке и об обществе;
научное обеспечение социально-экономического развития страны, технологического прорыва и национальной безопасности Российской Федерации;
возвращение передовых позиций по направлениям фундаментальной науки;
развитие современной системы организации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на базе сектора фундаментальной науки, а также повышение эффективности использования потенциала фундаментальной науки как стратегической составляющей развития общества и государства в целом;
создание условий для расширенного воспроизводства научного потенциала;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также на направлениях поисковых научных исследований и обеспечение стабильности финансирования конкретных научных разработок и исследований.
Задачами Программы государственных академий наук являются:
укрепление научных связей между научными организациями, выполняющими фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования;
расширение масштабов интеграционных процессов между научными организациями и образовательными организациями высшего образования, выполняющими фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования;
решение кадровых проблем, в том числе подготовка и закрепление научных кадров в секторе фундаментальной науки, развитие ведущих научных школ;
модернизация приборной и экспериментальной баз научных организаций и образовательных организаций высшего образования для обеспечения современного уровня исследований;
интеграция российской фундаментальной науки в мировое научное пространство;
повышение престижа науки в обществе и популяризация достижений фундаментальных научных исследований;
обеспечение конструктивного взаимодействия научного сообщества и органов государственной власти.
Достижение целей и решение задач Программы государственных академий наук осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий по реализации планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств.
Программа государственных академий наук является основанием для формирования указанным научным организациям государственных заданий на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.
Государственные академии наук осуществляют научно-методическое, научно-консультативное и экспертное обеспечение при выполнении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в научных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствующих отраслях науки и техники.
В составе направлений фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Программе государственных академий наук могут предусматриваться мероприятия, касающиеся развития инфраструктуры сектора фундаментальной науки, в том числе приобретения научного оборудования, обеспечения доступа к научным электронным ресурсам, подписки на научные журналы, создания условий для повышения эффективности фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, а также поддержки исследований, проводимых молодыми учеными, аспирантами и студентами.
В Программе государственных академий наук представлены объемы ассигнований из федерального бюджета на ее реализацию и значения целевых показателей реализации Программы государственных академий наук.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы государственных академий наук является формирование и использование системы экспертизы, в том числе международной, на всех этапах ее реализации.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы государственных академий наук, нормативных актах по управлению Программой государственных академий наук и об условиях проведения конкурсов размещается на интернет-сайтах государственных академий наук и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Мероприятие 2 реализуется в рамках разрабатываемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" Программы деятельности национального исследовательского центра "Курчатовский институт" на 2013 - 2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2440-р (далее - Программа деятельности Центра), а также планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в отраслевом секторе науки государственных научных центров и научных организаций, подведомственных Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти.
Целью Программы деятельности Центра в части фундаментальных научных исследований является создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологические прорывы по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Указанная цель достигается путем проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, в том числе на базе уникальных установок, по следующим тематическим направлениям:
междисциплинарные исследования в нано-, био-, инфо- и когнитивных науках на базе рентгеновского, синхротронного и нейтронного излучений;
фундаментальные исследования с использованием специализированного источника синхротронного излучения;
фундаментальные исследования в области физики плазмы;
фундаментальные исследования с использованием нейтронов;
фундаментальные исследования с использованием протонов;
фундаментальные исследования с использованием тяжелых ионов;
фундаментальные исследования в области теоретической и математической физики;
фундаментальные исследования в области ядерной медицины;
фундаментальные исследования в области информационно-коммуникационных технологий и систем, стратегических компьютерных технологий и программ.
В ходе реализации Программы деятельности Центра в части фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований будут сформированы принципиально новые междисциплинарные научные заделы, составляющие базу для создания прорывных технологий и техники по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Фундаментальные исследования в отраслевом секторе науки выполняются государственными научными центрами и научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, в рамках планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.
В рамках мероприятия 2 обеспечивается проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с последующим переходом в прикладную стадию научных исследований в целях их дальнейшего практического применения.
Мероприятие 3 реализуется в рамках планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований образовательных организаций высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, в том числе университеты с особым статусом.
Расширение исследовательских компетенций является необходимым условием для обеспечения качества образования мирового уровня и обеспечения глобальной конкурентоспособности российских образовательных организаций высшего образования среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В образовательных организациях высшего образования должна быть создана благоприятная научно-образовательная среда, обеспечивающая непрерывную подготовку кадров высшей квалификации в секторе исследований и разработок, а также в сфере высшего образования.
В ходе осуществления этого мероприятия обеспечивается:
формирование планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в образовательных организациях высшего образования;
достижение результатов мирового уровня;
повышение эффективности материальных и творческих стимулов для преподавателей и ученых, обеспечение конкурентоспособных доходов в рамках реализации указанного мероприятия;
научная мобильность кадров для расширения научного кругозора, обмена опытом, повышения качества работ;
сочетание научной и преподавательской деятельности сотрудников ведущих образовательных организаций высшего образования;
стимулирование и развитие партнерских связей университетов с ведущими российскими и зарубежными научными центрами, реализация совместных научных проектов в целях оптимизации, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, а также активизации присутствия российской науки в международном пространстве.
Мероприятие 4 реализуется в рамках программ деятельности Российского научного фонда, федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд".
Основной задачей деятельности фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности является проведение конкурсов, направленных на оказание адресной и вневедомственной поддержки юридических и физических лиц для реализации научных проектов по всем областям знаний, в целях поддержки научной деятельности, направленной на реализацию научно-технической политики Российской Федерации.
Гранты указанных фондов выделяются по тематическим направлениям, определяемым в соответствии с нормативными документами, регулирующими деятельность таких фондов.
Особое положение Российского научного фонда, федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд" в научной сфере определяется особенностями механизма выделения бюджетных ассигнований на поддержку научных программ и проектов на основе механизмов публичного конкурса, наиболее приемлемых для сферы фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.
Мероприятие 5 реализуется в установленном порядке для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, а также ведущих научных школ Российской Федерации.
VII. Участники Программы
Участниками Программы являются:
Российская академия наук и другие государственные академии наук;
федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", научные организации, обеспечивающие осуществление фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, научные организации, подведомственные Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти;
образовательные организации высшего образования, обеспечивающие проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в том числе федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", федеральные и национальные исследовательские университеты, образовательные организации, реализующие программы высшего образования.
VIII. Приоритетные направления развития фундаментальных
наук, а также направления поисковых научных исследований
Приоритетные направления развития фундаментальных наук, а также направления поисковых научных исследований, проводимых в рамках Программы, формируются координационным советом на основе предложений Российской академии наук с учетом предварительного обсуждения с научным сообществом и рассмотрения в Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, а также с учетом системы технологического прогнозирования, нацеленной на снижение долгосрочных технологических рисков приоритетных секторов российской экономики, конкурентных преимуществ в различных областях науки, перспективных задач социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных ее субъектов, и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Участники Программы, заинтересованные федеральные органы государственной власти, государственные корпорации, представители бизнес-сообщества и технологические платформы при необходимости вносят на рассмотрение координационного совета предложения по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований.
IX. Целевые показатели реализации Программы
Целевые показатели реализации Программы разработаны в соответствии с основными параметрами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и параметрами Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, скорректированными с учетом новых условий социально-экономического развития Российской Федерации. Значения показателей реализации Программы устанавливаются в программных документах, принимаемых по каждому мероприятию с учетом показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы".
Система целевых показателей реализации Программы обеспечивает:
отражение наиболее значимых результатов выполнения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в рамках мероприятий Программы;
возможность мониторинга параметров развития сектора фундаментальной науки на различных этапах реализации Программы и ее отдельных мероприятий;
отражение основных параметров развития сектора фундаментальной науки для альтернативных сценариев, соответствующих различным масштабам и интенсивности институциональных изменений в указанной сфере и условиям ее финансирования в период до 2020 года;
сопоставимость с показателями, используемыми в международной практике;
возможность построения на основе данных существующей официальной статистики или данных, разрабатываемых на основе показателей, включаемых в Федеральный план статистических работ, а также данных, полученных из государственных информационных систем.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.
X. Управление Программой
Управление Программой направлено на обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев отбора и оценки тематики научно-исследовательских работ и победителей конкурсов, порядок и формы отчетности, процедуры мониторинга и экспертизы реализации Программы).
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование экспертизы при реализации Программы.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы и нормативных актах по управлению Программой размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Координатором Программы выступает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Общее управление Программой осуществляет координационный совет. Координационным советом могут создаваться экспертные и рабочие группы по вопросам, необходимым для осуществления целей и решения задач Программы.
Координационный совет, экспертные и рабочие группы создаются на общественных началах.
В состав координационного совета входят руководители (полномочные представители - руководители структурных подразделений, отвечающие за проведение фундаментальных исследований) участников Программы, представители уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, выполняющие фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, Российского Союза ректоров, Ассоциации ведущих университетов и бизнес-сообщества.
Руководство координационным советом осуществляется совместно Министром образования и науки Российской Федерации и президентом Российской академии наук.
Состав координационного совета и положение о нем утверждает Правительство Российской Федерации по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией наук.
Функциями координационного совета являются:
подготовка предложений по определению приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований на основании предложений Российской академии наук с учетом предварительного обсуждения с научным сообществом и рассмотрения в Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, их финансовому обеспечению в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и представление этих предложений в Министерство образования и науки Российской Федерации;
координация разработки и реализации планов фундаментальных исследований участников Программы с учетом стратегических инициатив руководства страны по модернизации экономики;
утверждение методических документов по вопросам реализации мероприятий Программы, в том числе утверждение процедур конкурсного отбора проектов, и порядка представления и экспертизы отчетных материалов, в том числе международной, а также механизмов исключения дублирования финансового обеспечения проводимых фундаментальных научных исследований;
утверждение порядка публичной отчетности о ходе выполнения Программы;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и рассмотрение предложений по их решению;
утверждение положения о порядке представления участниками Программы сведений о ходе реализации мероприятий Программы и другой информации;
рассмотрение материалов о ходе реализации Программы, подготовке рекомендаций по ее эффективному выполнению и возможности практического использования результатов выполнения Программы;
подготовка рекомендаций по использованию результатов, полученных при проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в рамках реализации Программы, для использования в ходе выполнения федеральных целевых программ и повышения капитализации результатов исследовательской деятельности.
Организационно-техническое обеспечение работы координационного совета возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации.
Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 N 2179-р.
Экспертиза отчетных материалов проводится экспертными группами, утверждаемыми координационным советом, в соответствии с утвержденным порядком публичной отчетности по мероприятиям Программы, включающими в обязательном порядке специалистов, имеющих международное признание и авторитет.
При этом экспертами в указанных экспертных группах могут выступать лица с ученой степенью не ниже доктора наук, имеющие не менее 3 публикаций за последние 3 года в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science).
Отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях представляются участниками Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет контроль за ходом реализации Программы, подготавливает ежегодно, во II квартале года, следующего за отчетным, доклад о ходе реализации Программы и представляет его в Правительство Российской Федерации.
XI. Порядок реализации Программы
Участники Программы:
принимают в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для реализации мероприятий Программы;
разрабатывают, утверждают и представляют в координационный совет планы проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в целях реализации мероприятий Программы, сформированные с учетом приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований;
представляют в координационный совет информацию о реализации планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований;
вносят в координационный совет предложения об уточнении целевых показателей реализации Программы, а также о совершенствовании механизмов ее реализации;
обеспечивают эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
организуют проведение конкурсных отборов проектов в рамках реализации мероприятий Программы с обязательным привлечением к экспертизе конкурсных заявок специалистов, имеющих международное признание и авторитет, если иное не установлено соответствующими программными документами по мероприятиям Программы;
организуют ведение отчетности и мониторинг реализации мероприятий Программы.
В целях повышения прозрачности реализации Программы заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, представители бизнес-сообщества и технологические платформы могут принимать участие в рассмотрении результатов выполнения программных мероприятий, определении возможности их практического использования и внесении в координационный совет предложений по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.
Планы проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований участников Программы доступны для всех участников Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом ограничений, предусмотренных законодательством о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.
В целях организации обязательной публичной отчетности о ходе реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает:
разработку порядка публичной отчетности по мероприятиям Программы, включая порядок привлечения к экспертизе промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий Программы специалистов, имеющих международное признание и авторитет;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 N 2179-р.
XII. Ресурсное обеспечение
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется с учетом особенностей финансового обеспечения всех участников Программы в объемах ассигнований из федерального бюджета, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, с учетом приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований.
Объемы ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении N 2.
XIII. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется путем выявления степени достижения плановых целевых показателей ее реализации по отношению к фактическим показателям.
Методика оценки эффективности Программы учитывает специфику Программы, позволяя охарактеризовать степень достижения целей и решения задач Программы и ожидаемых результатов ее реализации.
Абзацы третий - девятый утратили силу. - Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 N 2179-р.
XIV. Ожидаемый социально-экономический эффект
от реализации Программы
Реализация Программы позволит:
повысить роль фундаментальной науки в реализации политики социально-экономического развития Российской Федерации;
создать условия для восстановления научного потенциала Российской Федерации и его дальнейшего развития до уровня стран - технологических лидеров;
обеспечить сохранение и развитие ведущих научных школ, воспроизводство и повышение качества кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;
обеспечить эффективное и взаимовыгодное международное сотрудничество;
обеспечить повышение эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований;
повысить эффективность использования бюджетных ассигнований.
Приложение N 1
к Программе фундаментальных
научных исследований в Российской
Федерации на долгосрочный период
(2013 - 2020 годы)
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
(2013 - 2020 ГОДЫ)
Целевые показатели |
Единица измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
1. |
Количество публикаций в ведущих российских и международных журналах по результатам исследований, полученных в процессе реализации Программы |
единиц |
74584 |
76118 |
78772 |
81173 |
83426 |
85639 |
2. |
Количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) |
единиц |
36064 |
37287 |
39456 |
41034 |
42675 |
44382 |
3. |
Число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science) |
единиц |
3,14 |
3,4 |
3,58 |
3,74 |
3,88 |
4 |
4. |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей |
процентов |
32,8 |
33,1 |
33,3 |
33,5 |
33,8 |
34 |
5. |
Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе имеющих правовую охрану в Российской Федерации и за рубежом |
тыс. единиц |
8 |
10,5 |
12 |
14 |
18,5 |
21,9 |
6. |
Внутренние затраты на исследования и разработки (на одного исследователя) |
тыс. рублей на одного исследователя |
849 |
992 |
1074 |
1120 |
1167 |
1217 |
Приложение N 2
к Программе фундаментальных
научных исследований в Российской
Федерации на долгосрочный период
(2013 - 2020 годы)
ОБЪЕМЫ АССИГНОВАНИЙ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2013 - 2020 ГОДЫ)
Участники Программы |
Объемы ассигнований из федерального бюджета, тыс. рублей |
||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2015 - 2020 годы |
|
Мероприятие 1 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями академического сектора науки, реализуемые научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств" |
|||||||
Научные организации, подведомственные Федеральному агентству научных организаций |
66601384,6 |
75826923,8 |
70963967,8 |
74512166,2 |
78237774,5 |
82149663,2 |
448291880,1 |
Российская академия наук |
2113881,3 |
2569508,6 |
2512821 |
2638462 |
2770385,1 |
2908904,4 |
15513962,4 |
Научные организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии образования (включая расходы на содержание Российской академии образования) |
611212,1 |
299084,2 |
283718,4 |
297904,3 |
312799,5 |
328439,5 |
2133158 |
Научные организации, подведомственные Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии художеств (включая расходы на содержание Российской академии художеств) |
368073,3 |
422130,7 |
396482,1 |
416306,2 |
437121,5 |
458977,5 |
2499091,3 |
Научные организации, подведомственные Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии архитектуры и строительных наук (включая расходы на содержание Российской академии архитектуры и строительных наук) |
180117,7 |
207098,3 |
189213,1 |
198673,7 |
208607,4 |
219037,8 |
1202748 |
Всего по мероприятию |
69874669 |
79324745,6 |
74346202,4 |
78063512,4 |
81966688 |
86065022,4 |
469640839,8 |
Мероприятие 2 "Междисциплинарные фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами, а также научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти" |
|||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" |
1367762,7 |
1591218,6 |
1538361,7 |
1615279,7 |
1696043,7 |
1780845,9 |
9589512,3 |
Научные организации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации |
1104784,8 |
1285656,3 |
1285644,3 |
1349926,5 |
1417422,8 |
1488293,9 |
7931728,6 |
Научные организации, подведомственные Министерству экономического развития Российской Федерации |
44257 |
49144,6 |
52057,5 |
54660,3 |
57393,3 |
60263 |
317775,7 |
Научные организации, финансируемые Управлением делами Президента Российской Федерации |
739309,9 |
736718,7 |
763254,4 |
801417,1 |
841487,9 |
883562,3 |
4765750,3 |
Всего по мероприятию |
3256114,4 |
3662738,2 |
3639317,9 |
3821283,6 |
4012347,7 |
4212965,1 |
22604766,9 |
Мероприятие 3 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые в образовательных организациях высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты" |
|||||||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" |
2484928,3 |
2807388,1 |
2807388,1 |
2947757,5 |
3095145,3 |
3249902,6 |
17392509,9 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" |
871953,4 |
1009913,2 |
1009913,2 |
1060408,8 |
1113429,3 |
1169100,7 |
6234718,6 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" |
929550,4 |
935984 |
967693,4 |
1016078 |
1066881,9 |
1120226 |
6036413,7 |
Образовательные организации высшего образования, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации |
4365640,5 |
4907963,5 |
4514115,1 |
4739821 |
4976812 |
5225652,6 |
28730004,7 |
Всего по мероприятию |
8652072,6 |
9661248,8 |
9299109,8 |
9764065,3 |
10252268,5 |
10764881,9 |
58393646,9 |
Мероприятие 4 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" и Российский научный фонд)" |
|||||||
Российский научный фонд |
15494350,8 |
18753970,6 |
18785342,5 |
19724609,6 |
20710840,1 |
21746382,1 |
115215495,7 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований" |
10995546,7 |
14035452,4 |
14025308,4 |
14726573,8 |
15462902,5 |
16236047,6 |
85481831,4 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" |
1835266,3 |
2330061,8 |
2326148,7 |
2442456,1 |
2564578,9 |
2692807,8 |
14191319,6 |
Всего по мероприятию |
28325163,8 |
35119484,8 |
35136799,6 |
36893639,5 |
38738321,5 |
40675237,5 |
214888646,7 |
Мероприятие 5 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" |
|||||||
Отдельные ученые, научные коллективы |
2208532,9 |
1866972,1 |
1871214 |
2806821 |
2947162 |
3094520,1 |
14795222,1 |
Всего по Программе |
112316552,7 |
129635189,5 |
124292643,7 |
131349321,8 |
137916787,7 |
144812627 |
780323122,4 |