Указ Президента РФ от 21.10.2024 N 901 "О внесении изменений в положения, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами"
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОЛОЖЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 СЕНТЯБРЯ 2005 Г. N 1062 "ВОПРОСЫ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
1. Внести в положения, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 38, ст. 3800; 2007, N 52, ст. 6425; 2008, N 49, ст. 5764; N 50, ст. 5901; 2009, N 42, ст. 4917; N 50, ст. 6074; 2011, N 21, ст. 2925; N 31, ст. 4708; N 44, ст. 6241; N 48, ст. 6881; N 49, ст. 7264; 2012, N 3, ст. 405; N 13, ст. 1487; N 32, ст. 4483; N 41, ст. 5583; 2013, N 6, ст. 498; N 26, ст. 3314; N 30, ст. 4086; N 31, ст. 4199; N 44, ст. 5723; N 46, ст. 5927; 2014, N 10, ст. 1017; N 30, ст. 4286; N 46, ст. 6332; 2015, N 13, ст. 1904; N 25, ст. 3644; N 28, ст. 4218; 2016, N 3, ст. 471; N 31, ст. 4988; N 35, ст. 5304; 2018, N 27, ст. 4051; N 53, ст. 8609; 2019, N 14, ст. 1506; 2020, N 32, ст. 5254; 2021, N 18, ст. 3126; 2022, N 11, ст. 1673; N 23, ст. 3765; 2024, N 25, ст. 3457; N 35, ст. 5332), следующие изменения:
а) в Положении о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами:
в подпункте "в" пункта 2:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"проведение показов (демонстраций в действии) продукции военного назначения, не включенной в список N 1, на территориях иностранных государств, включенных в список N 2, при условии согласования с Министерством обороны Российской Федерации и при необходимости с иными федеральными органами исполнительной власти объемов распространяемой в ходе проведения показов (демонстраций в действии) информации и обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;";
абзац десятый изложить в следующей редакции:
"проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации и модификации продукции военного назначения, включенной в список N 1;";
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"модернизация и модификация продукции военного назначения, включенной в список N 1;";
пункт 2(7) изложить в следующей редакции:
"2(7). Проведение показов (демонстраций в действии) продукции военного назначения на территории Российской Федерации, а также продукции военного назначения, включенной в список N 1, на территориях иностранных государств, включенных в список N 2, осуществляется без принятия по этому вопросу решений Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству при условии согласования с Министерством обороны Российской Федерации и при необходимости с иными федеральными органами исполнительной власти объемов распространяемой в ходе проведения показов (демонстраций в действии) информации и обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну.";
подпункт "б" пункта 3(5) изложить в следующей редакции:
"б) номенклатура продукции военного назначения;";
абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:
"7. Решения о вывозе продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров Российской Федерации, и (или) на основании обращений иностранных заказчиков, и (или) на основании контрактов, подписанных по результатам проработки обращений иностранных заказчиков, либо на основании коммерческих или иных предложений, подготовленных в инициативном порядке субъектами военно-технического сотрудничества и направленных ими иностранным заказчикам. Указанные контракты могут содержать уточненные номенклатуру и количество поставляемой продукции военного назначения.";
дополнить пунктом 11(1) следующего содержания:
"11(1). При реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения иностранного производства обязательство Российской Федерации не давать согласия иностранному государству, в которое планируется реэкспорт или передача продукции военного назначения, на ее дальнейший реэкспорт или передачу другим странам без согласия иностранного государства, из которого был осуществлен ввоз в Российскую Федерацию продукции военного назначения, выдается Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству по требованию уполномоченного органа этого иностранного государства.
Требования к содержанию обязательства Российской Федерации и заявлений на его получение, порядок представления документов для получения обязательства Российской Федерации при реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения иностранного производства устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
из пункта 22(1) слова "которые используют эту продукцию при производстве собственной продукции военного назначения," исключить;
абзац второй пункта 25 изложить в следующей редакции:
"На каждом из этапов, указанных в пункте 17 настоящего Положения, субъекты военно-технического сотрудничества представляют отчеты в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству в порядке и по формам, которые установлены этой Службой.";
б) в Положении о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения:
в пункте 2:
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) организации - разработчики и производители продукции военного назначения, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, - в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения; проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, работ по модернизации и (или) модификации (в том числе предполагающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения; обучения иностранных специалистов проведению указанных работ; создания совместных с иностранными заказчиками предприятий (организаций), занимающихся техническим обслуживанием, ремонтом, уничтожением (утилизацией) продукции военного назначения и производством запасных частей, агрегатов, узлов, приборов и комплектующих изделий, необходимых для выполнения работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения; оказания технического содействия в создании и дооборудовании на территориях иностранных государств специальных объектов, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения и производство запасных частей, агрегатов, узлов, приборов и комплектующих изделий, необходимых для такого обслуживания; создания на территориях иностранных государств временных запасов запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества в целях обеспечения комплексного сервисного обслуживания продукции военного назначения, а также ввоза продукции военного назначения, необходимой для собственных нужд. Иное может быть предусмотрено решением Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации;";
подпункт "г" изложить в следующей редакции:
"г) управляющие компании интегрированных структур, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, - в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения; проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, работ по модернизации и (или) модификации (в том числе предполагающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения; обучения иностранных специалистов проведению указанных работ; создания совместных с иностранными заказчиками предприятий (организаций), занимающихся техническим обслуживанием, ремонтом, уничтожением (утилизацией) продукции военного назначения и производством запасных частей, агрегатов, узлов, приборов и комплектующих изделий, необходимых для выполнения работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения; оказания технического содействия в создании и дооборудовании на территориях иностранных государств специальных объектов, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения и производство запасных частей, агрегатов, узлов, приборов и комплектующих изделий, необходимых для такого обслуживания; создания на территориях иностранных государств временных запасов запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества в целях обеспечения комплексного сервисного обслуживания продукции военного назначения, а также ввоза продукции военного назначения, необходимой для собственных нужд организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения, акции (доли) которых находятся в уставном капитале управляющих компаний интегрированных структур (их дочерних обществ), имеющих возможность определять решения, принимаемые организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения (далее - организации управляющих компаний). Иное может быть предусмотрено решением Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.";
абзац пятый пункта 5 изложить в следующей редакции:
"При предоставлении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся проведения работ по модернизации и (или) модификации (в том числе предполагающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) ранее поставленной продукции военного назначения; создания совместных с иностранными заказчиками предприятий (организаций), занимающихся техническим обслуживанием, ремонтом, уничтожением (утилизацией) продукции военного назначения и производством запасных частей, агрегатов, узлов, приборов и комплектующих изделий, необходимых для выполнения работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения; оказания технического содействия в создании и дооборудовании на территориях иностранных государств специальных объектов, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения и производство запасных частей, агрегатов, узлов, приборов и комплектующих изделий, необходимых для такого обслуживания; ввоза продукции военного назначения, необходимой для собственных нужд организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения, а также для собственных нужд организаций управляющей компании, решение принимается исходя из предмета производственной деятельности организации - разработчика и производителя продукции военного назначения и (или) организаций управляющей компании.";
пункт 9 приложения к Положению изложить в следующей редакции:
"9. Выписка из реестра лицензий, подтверждающая наличие у организации или организаций управляющей компании лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.";
в) в Положении о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, и о передаче третьим странам продукции военного назначения, изготовленной по российским лицензиям:
дополнить пунктом 3(1) следующего содержания:
"3(1). Субъект военно-технического сотрудничества может обратиться в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с просьбой о направлении иностранному заказчику подготовленного в инициативном порядке коммерческого или иного предложения о поставке продукции военного назначения, включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее - список N 1), и (или) проведении показов (демонстраций в действии) такой продукции.";
дополнить пунктом 3(2) следующего содержания:
"3(2). Рассмотрение Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству обращения субъекта военно-технического сотрудничества, предусмотренного пунктом 3(1) настоящего Положения, регистрация такого обращения, поручение о проведении его дальнейшей проработки, определение организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения, участвующих в выполнении контракта на поставку продукции военного назначения, и информирование Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о согласованных с иностранным заказчиком номенклатуре, количестве и стоимости поставляемой продукции военного назначения и о сроках ее поставки осуществляются в порядке, установленном пунктами 2 - 2(2) настоящего Положения. При этом представление субъектом военно-технического сотрудничества в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству обращения иностранного заказчика не требуется.";
дополнить пунктом 4(2) следующего содержания:
"4(2). Субъект военно-технического сотрудничества организует проработку обращения иностранного заказчика с организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения, участвующими в выполнении контракта на поставку продукции военного назначения, в целях подготовки коммерческого или иного предложения иностранному заказчику.
Срок проработки такого обращения не должен превышать 30 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса от субъекта военно-технического сотрудничества.
В случае возникновения разногласий при проработке обращения иностранного заказчика и (или) непредставления организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения, участвующими в выполнении контракта на поставку продукции военного назначения, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, информации, необходимой для подготовки коммерческого или иного предложения иностранному заказчику, субъект военно-технического сотрудничества не позднее 10 календарных дней со дня возникновения таких разногласий и (или) непредставления такой информации информирует об этом Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству.";
дополнить пунктом 4(3) следующего содержания:
"4(3). Организация проработки подготовленных в инициативном порядке субъектами военно-технического сотрудничества коммерческих или иных предложений о поставке продукции военного назначения, включенной в список N 1, и (или) проведении показов (демонстраций в действии) такой продукции осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4(2) настоящего Положения.";
в пункте 5 слова "включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее - список N 1)" заменить словами "включенной в список N 1";
г) в Положении о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения:
пункт 5(2-1) изложить в следующей редакции:
"5(2-1). Перечни продукции военного назначения, предназначенной для временного вывоза в целях создания временных запасов продукции военного назначения на территориях иностранных государств, к ранее выданным генеральным лицензиям оформляются, утверждаются, согласовываются и представляются в порядке, предусмотренном пунктом 5(2) настоящего Положения.
Перечни продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации или из временных запасов продукции военного назначения, созданных на территориях иностранных государств, к ранее выданным генеральным лицензиям оформляются, утверждаются, согласовываются и представляются в порядке, предусмотренном пунктом 5(2) настоящего Положения. Субъект военно-технического сотрудничества представляет в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству до начала вывоза следующие документы:
копию контракта (выписку из контракта), заключенного с иностранным заказчиком, или иного документа, подтверждающего намерение сторон осуществить внешнеторговую сделку и (или) передачу продукции военного назначения;
копию договора между субъектом военно-технического сотрудничества и организацией - разработчиком и производителем продукции военного назначения;
документ, подтверждающий полномочия организации - разработчика и производителя продукции военного назначения участвовать в вывозе (временном вывозе) продукции военного назначения;
сертификат конечного пользователя - легализованный в установленном порядке документ, содержащий обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации;
копию документа, подтверждающего компетенцию иностранного заказчика действовать в интересах конечного пользователя продукции военного назначения (в случае если в качестве иностранного заказчика выступает субъект военно-технического сотрудничества иностранного государства и его компетенция не подтверждена сертификатом конечного пользователя).
Согласование перечней продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из временных запасов продукции военного назначения, созданных на территориях иностранных государств, к ранее выданным генеральным лицензиям с военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованным при организации - разработчике и производителе продукции военного назначения, не требуется.
В случае если по генеральной лицензии планируется вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к продукции военного назначения, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, согласование с военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованным при организации - разработчике и производителе продукции военного назначения, перечней продукции военного назначения к ранее выданным генеральным лицензиям осуществляется при наличии подтверждения органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, о том, что сведения, содержащиеся в планируемой к вывозу продукции, были разрешены для передачи тем же иностранным государствам ранее принятыми решениями Правительства Российской Федерации. При этом вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, для создания временных запасов такой продукции на территории иностранного государства не допускается.
Перечни продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из временных запасов продукции военного назначения, созданных на территориях иностранных государств, к ранее выданным генеральным лицензиям являются также основанием для завершения таможенных процедур и операций в отношении продукции военного назначения, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
Требования к оформлению перечней продукции военного назначения, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.";
в пункте 6:
подпункт "з" изложить в следующей редакции:
"з) выписку из реестра лицензий, подтверждающую наличие у организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения, участвующих в выполнении контракта на ее поставку (закупку), лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;";
подпункт "к" изложить в следующей редакции:
"к) документ (копию документа), подтверждающий, что указанная в заявлении ввозимая продукция военного назначения предназначена для нужд организации - разработчика и производителя продукции военного назначения.";
подпункт "в" пункта 8 изложить в следующей редакции:
"в) указанная в заявлении ввозимая продукция военного назначения предназначена для нужд организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения.";
дополнить пунктом 10(1) следующего содержания:
"10(1). Согласование с Министерством обороны Российской Федерации (другим государственным заказчиком) изменений, вносимых в заявление на получение лицензии и подготовленных в целях устранения выявленных Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству нарушений, не требуется. О внесении изменений в заявление организация-заявитель уведомляет Министерство обороны Российской Федерации (другого государственного заказчика) в срок, не превышающий двух рабочих дней.";
дополнить пунктом 12(1) следующего содержания:
"12(1). Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству приостанавливает выдачу лицензии по следующим основаниям:
а) неправильное оформление заявления на получение лицензии;
б) представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, а также несоблюдение требований, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения;
в) несоответствие представленных организацией-заявителем документов требованиям настоящего Положения;
г) несоответствие уровня внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, указанных в заявлении, уровню цен, согласованному с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству;
д) наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации.";
дополнить пунктом 12(2) следующего содержания:
"12(2). Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству информирует организацию-заявителя о необходимости устранения выявленных нарушений, указанных в пункте 12(1) настоящего Положения, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения уведомления. В случае если организация-заявитель не устранила выявленные нарушения в установленный срок, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству имеет право отказать в выдаче лицензии.";
пункт 13 признать утратившим силу;
пункт 14 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае приостановления выдачи лицензии в соответствии с пунктом 12(1) настоящего Положения и устранения нарушений в срок, установленный пунктом 12(2) настоящего Положения, срок выдачи лицензии исчисляется со дня поступления в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству документов после устранения нарушений.".
2. Признать утратившими силу абзацы тринадцатый и четырнадцатый подпункта "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2014 г. N 121 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 10, ст. 1017).
3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:
а) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;
б) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
21 октября 2024 года
N 901