Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.03.2021 N АПЛ21-23 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 07.12.2020 N АКПИ20-679, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1, 3, 7, 8, 9, 17, 21, 23, 26 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 марта 2021 г. N АПЛ21-23

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Рыженкова А.М.,

при секретаре Г.Е.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. о признании частично недействующими пунктов 1, 3, 7, 8, 9, 17, 21, 23, 26 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861,

по апелляционной жалобе Ш. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. по делу N АКПИ20-679, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Правительства Российской Федерации П., Г.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации постановлением от 27 декабря 2004 г. N 861 утвердило Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее также - Правила).

Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 2004 г., N 52 (часть 2), "Российской газете" 19 января 2005 г.

Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1).

Согласно пункту 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Пункт 7 Правил устанавливает процедуру технологического присоединения, предусматривающую в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, и составление акта об осуществлении технологического присоединения по установленной форме.

Пунктом 8 Правил определен порядок выбора заявителем сетевой организации для направления заявок на технологическое присоединение и предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Для целей Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Сетевой организацией для осуществления процедуры технологического присоединения и гарантирующим поставщиком для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил), наряду с использованием документов на бумажном носителе, оформление которых предусмотрено Правилами между сетевой организацией и заявителем в ходе осуществления процедуры технологического присоединения, а также между гарантирующим поставщиком и заявителем в ходе заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обеспечивается возможность использования таких документов в электронной форме.

Сетевая организация, гарантирующий поставщик и заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель для осуществления процедуры технологического присоединения и заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписывают документы в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Заявитель - физическое лицо для осуществления процедуры технологического присоединения и заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписывает документы в электронной форме простой электронной подписью.

При этом в случае, если заявителем выбран способ обмена документами в электронной форме, сетевая организация и гарантирующий поставщик (в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил) обязаны подписывать документы в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. В случае если заявителем выбран способ обмена документами в электронной форме, документы, оформление которых предусмотрено Правилами между сетевой организацией и заявителем в ходе осуществления процедуры технологического присоединения, а также между гарантирующим поставщиком и заявителем в ходе заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил), подлежат направлению и оформлению сторонами в электронном виде. При этом оформление таких документов дополнительно на бумажном носителе не требуется, за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым указанного пункта.

Сетевая организация и гарантирующий поставщик в случае поступления запроса заявителя - физического лица о необходимости предоставления документов, подписанных в электронной форме между сетевой организацией и заявителем в ходе осуществления процедуры технологического присоединения и (или) между гарантирующим поставщиком и заявителем в ходе заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил), на бумажном носителе обязаны в течение 10 дней со дня получения такого запроса обеспечить направление таких документов на бумажном носителе, подписанных со стороны сетевой организации (гарантирующего поставщика), в адрес заявителя.

В соответствии с пунктом 9 Правил в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения: а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; в) место нахождения заявителя; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов; д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; е) заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств; ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения; з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии); з.1) необходимость наличия технологической и (или) аварийной брони, определяемой в соответствии с требованиями пункта 14(2) Правил; и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям; л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)); в случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора; м) в заявке, направляемой заявителем в целях технологического присоединения объектов по производству электрической энергии атомных станций или гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций) к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети, указывается (по желанию такого заявителя) предложение по предоставлению рассрочки платежа за технологическое присоединение в соответствии с пунктом 17 Правил; н) сведения о планируемых объемах и сроках вывода из эксплуатации существующего объекта по производству электрической энергии (мощности) заявителя, входящего в его состав оборудования - в случае технологического присоединения вновь сооружаемого объекта по производству электрической энергии (мощности) в целях замещения им другого объекта по производству электрической энергии (мощности), принадлежащего заявителю и присоединенного к электрическим сетям этой сетевой организации, реализуемых в рамках одного инвестиционного проекта.

Согласно пункту 17 Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВт включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (абзац первый). Другие абзацы данного пункта Правил регламентируют вопросы платы за технологическое присоединение.

В силу пункта 21 Правил в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору (за исключением заявок, поданных заявителями, указанными в пунктах 12(1) - 14 Правил) (абзацы первый и второй). Другие абзацы этого пункта Правил определяют действия системного оператора.

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что в случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от мероприятий, указанных в технических условиях, такие отступления должны быть согласованы с сетевой организацией, выдавшей технические условия, с последующим внесением изменений в технические условия. Согласование соответствующих изменений в технические условия сетевая организация осуществляет в течение 10 рабочих дней со дня обращения заявителя.

В случае если в ходе проектирования необходимость частичного отступления от технических условий (в том числе в части мероприятий, выполняемых на объектах электроэнергетики смежных сетевых организаций) возникает у сетевой организации, сетевая организация вносит соответствующие изменения в технические условия, выданные заявителю при условии, что такие изменения не повлекут необходимости корректировки указанных в заявке сведений, обязательств заявителя, определенных в технических условиях, а также рассчитанной для него платы за технологическое присоединение.

В случае если в соответствии с Правилами технические условия согласовывались с системным оператором, сетевая организация обязана согласовать с системным оператором изменения, вносимые в указанные технические условия. Системный оператор в течение 5 дней со дня получения указанных изменений согласовывает такие изменения либо представляет обоснованные замечания. Системный оператор рассматривает повторно направленные технические условия с учетом внесенных изменений и направляет в сетевую организацию информацию о результатах повторного рассмотрения в течение 5 дней со дня получения указанных изменений.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что требования, указанные в подпунктах "в" - "д" пункта 25 Правил, обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией. При этом разграничение обязательств по выполнению этих требований определяется в договоре и учитывается соответственно при расчете платы за технологическое присоединение.

Для заявителей (за исключением лиц, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт, указываются сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "д" пункта 25 Правил.

Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с пунктами 25 и 25(1) Правил, включая требования к местам их установки, а также разграничение обязательств по выполнению этих требований должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 1, 3, 7, 8, 9, 17, 21, 23, 26 Правил, ссылаясь на несоответствие приведенных в них норм статьям 20, 25, пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике. В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемые положения не отвечают идеологии и социальной направленности названного закона, являются неопределенными, необязательными к применению, неисполнимыми и не влекут прикладного значения на всей территории Российской Федерации. Полагает, что оспариваемые в части пункты противоречат нормам гражданского законодательства, так как не соответствуют принципу разумности и допускают злоупотребление правом как со стороны сетевой компании, так и со стороны застройщика - собственника сетей, нарушают его права как собственника домовладения на получение услуг в сфере электроэнергетики, не обеспечивают доступность этих услуг для потребителей и не предусматривают ответственность собственника сетей и сетевой компании за бездействие в случае отказа собственника сетей в технологическом присоединении.



Нарушение своих прав и законных интересов усматривает в том, что решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 18 февраля 2020 г. признан недействительным договор N 01 Б-10-18 от 18 октября 2018 г., заключенный между ним и ООО "Кубанская электросетевая компания" об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Данным судебным решением, вступившим в законную силу, также признаны недействительными договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенные этим обществом и с другими гражданами.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе.

Представители Правительства Российской Федерации в суде первой инстанции возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления Ш. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец, просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что вывод суда о законности оспариваемых нормативных положений не согласуется с Законом об электроэнергетике, которым на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по разработке порядка и установлению механизма технологического подключения энергопринимающих устройств для всех категорий лиц. Правила не содержат механизм технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам собственников (владельцев) объектов электрического хозяйства, которые не являются сетевой организацией.

Ш. в судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда не находит.

Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (действующим на время издания оспариваемого постановления от 27 декабря 2004 г. N 861) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, во исполнение которых издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23). Статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" закрепляет аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации.

Закон об электроэнергетике, устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики и определяя полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, предусматривает, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (пункт 1 статьи 26).

Во исполнение приведенных предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые административным истцом в части Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий в сфере энергоснабжения, с соблюдением формы и порядка введения в действие.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Рассматривая и разрешая данное административное дело, суд первой инстанции выполнил приведенные требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проведя в решении подробный правовой анализ содержания оспариваемых нормативных положений на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд правильно исходил из того, что оспариваемые административным истцом в части пункты 1, 3, 7, 8, 9, 17, 21, 23, 26 Правил соответствуют действующему законодательству об электроэнергетике, Гражданскому кодексу Российской Федерации, права и законные интересы административного истца не нарушают.

Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (пункт 1).

Разрешая данное дело, суд правомерно исходил из того, что пункт 1 Правил, которым к кругу объектов, в отношении которых применяется процедура технологического присоединения, отнесены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, объекты по производству электрической энергии и объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие сетевым организациям и иным лицам, соответствует требованиям действующего законодательства об электроэнергетике, не предусматривает ограничение прав лиц на владение лицами объектами электросетевого хозяйства и не содержит какой-либо неопределенности.

Суд обоснованно отверг довод административного истца о незаконности оспариваемого пункта 1 Правил по тому основанию, что в нем неконкретно и неопределенно дано понятие "иные лица", поскольку принятие и определение содержания нормативного правового акта в сфере электроэнергетики отнесено федеральным законодателем к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Пункт 3 Правил предусматривает обязанность сетевой организации по выполнению в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и независимо от наличия или отсутствия технической возможности такого присоединения заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Определенные данным пунктом обязанности сетевой организации, направленные на обеспечение мероприятий по технологическому присоединению, соответствуют положениям пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, согласно которым мероприятия по разработке технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), отнесены к обязанностям сетевой организации по договору об осуществлении технологического присоединения; технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, указанный договор является публичным.

Таким образом, обеспечение технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к сетевой организации лица, является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации на основании соответствующего публичного договора.

Признавая законным пункт 3 Правил, суд первой инстанции обоснованно учел, что положения абзаца второго пункта 3 Правил не содержат предписаний, противоречащих Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Довод административного истца в апелляционной жалобе о незаконности Правил в оспариваемой части в связи с тем, что они не содержат механизм технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевой организацией, не основан на нормах Закона об электроэнергетике, которыми на собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями и не осуществляющих профессиональную экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, требования, предъявляемые к сетевым организациями, не распространяются.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленная оспариваемым в части пунктом 7 Правил процедура технологического присоединения, предусматривающая также подачу заявки юридическим или физическим лицом, имеющим намерение осуществить технологическое присоединение, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, и составление акта об осуществлении технологического присоединения по установленной форме, основана на нормах пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, согласуется с положениями пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в котором дано определение акта о техническом присоединения как документа, составленного по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающего технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, а также положениями пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре энергоснабжения, в соответствии с которыми наличие надлежащего технологического присоединения является условием (предпосылкой) для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), поэтому не нарушает прав административного истца на получение услуг в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) (абзац шестнадцатый). Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению (абзац восемнадцатый).

Проанализировав содержание пунктов 8, 9, 17, 21, 23, 26 Правил, которыми урегулированы порядок подачи заявки в сетевую организацию; порядок заключения и выполнения договора; вопросы платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, определены действия сетевой организации и системного оператора Единой энергетической системы России при подготовке технических условий и установлена обязанность по соблюдению требований, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 25 Правил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения этих пунктов в оспариваемой части соответствуют приведенным выше нормам законодательства об электроэнергетике, отвечают общеправовым критериям определенности, ясности и не допускают неоднозначного толкования.

Каких-либо иных нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, которые бы иначе определяли порядок заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения и которым бы противоречили оспоренные положения пунктов 1, 3, 7, 8, 9, 17, 21, 23, 26 Правил, не имеется.

Установив, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, прав, свобод и законных интересов административного истца в указанном им аспекте не нарушают, суд правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказал административному истцу в удовлетворении заявленного требования.

Доводы административного истца о незаконности указанных положений Правил, о несоответствии выводов суда положениям Закона об электроэнергетике сводятся к иному (ошибочному) толкованию норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, и не могут повлечь отмену обжалованного решения.

При рассмотрении и разрешении данного административного дела судом правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют действующему законодательству, регулирующему отношения в установленной сфере.

Утверждения административного истца о неопределенности оспариваемых положений Правил несостоятельны, по сути, сводятся к решению вопроса об осуществлении нормативно-правового регулирования в предложенном им варианте, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

А.М.РЫЖЕНКОВ