Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2009 N КАС08-680 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 22.10.2008 N ГКПИ08-1774, которым признан частично недействующим пункт 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 января 2009 г. N КАС08-680

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Коваля В.С.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трофимова Руслана Евгеньевича о признании частично недействующим пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"

по кассационной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда РФ от 22 октября 2008 года, которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Правительства РФ Катыкова Д.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия

установила:

пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в ред. от 25 сентября 2008 г.) установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Трофимов Р.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 названного Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 недействующим в части невключения в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В обоснование своих требований заявитель указал на то, что с июля 2003 года проходил службу в органах Госнаркоконтроля, в октябре 2006 года был уволен в порядке перевода в МВД России, в составленном по его обращению проекте расчета выслуги лет для назначения пенсии по состоянию на 1 июня 2008 года период его службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в выслугу лет включен не был, как не предусмотренный пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

Считает, что данный пункт в оспариваемой части противоречит статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в силу которой периоды службы в органах Госнаркоконтроля засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 этого Закона.

Верховным Судом РФ постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового об отказе в удовлетворении требований заявителя просит в кассационной жалобе Правительство Российской Федерации.

В кассационной жалобе кассатор указал, что суд нарушил ст. 10 Конституции Российской Федерации, в силу которой суд не наделен полномочиями дополнять нормативные акты Правительства РФ, и вышел за пределы своей компетенции, признав недействующей норму, которая в оспариваемом Постановлении отсутствует.

В жалобе сослался также на то, что правоприменительная практика в связи с неправильным применением оспариваемого Постановления имела место лишь в отношении заявителя и он (заявитель) не оспорил отказ в зачете периодов службы в органах Госнаркоконтроля в выслугу лет в суде.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Удовлетворяя требование Трофимова Р.Е., суд обоснованно исходил из того, что Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", изложенный в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, распространяет на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и семьи этих лиц условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом (статья 1).



Согласно пункту "а" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в ред. от 30 июня 2003 г.) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Исчисление выслуги лет для назначения пенсии урегулировано статьей 18 Закона, в силу которой в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 этого Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также иные периоды, перечисленные в данной статье.

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 распространяется на указанные в нем категории граждан (военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), которым пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

Следовательно, как правильно признал суд первой инстанции, и выслуга лет этим категориям граждан должна исчисляться на основании названного Закона, его статьи 18, предусматривающей засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Вывод суда о том, что пункт 1 оспариваемого постановления содержит исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы всем указанным в этом пункте лицам, в который служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в данный перечень не включена, правомерен.

Проанализировав содержание приведенной нормы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсий периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ лицам, ранее проходившим службу в указанных органах, после их увольнения с военной службы, из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и, следовательно, не соответствует требованиям Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в ред. от 30 июня 2003 г.), предусматривающего право на пенсию за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. ст. 1, 13 Закона).

Довод об отсутствии необходимости дублировать норму статьи 18 Закона актами Правительства Российской Федерации суд обоснованно признал несостоятельным и пришел к правильному выводу о том, что требование заявителя сводится не к внесению дополнения в оспариваемый нормативный правовой акт, а к признанию нормативного правового акта недействующим в той части, в которой он нарушает право граждан на включение в выслугу лет периода службы в органах наркоконтроля в соответствии с требованиями федерального закона.

Данное право не восстановлено принятием Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254, на которые имеется ссылка представителя заинтересованного лица в обоснование своих возражений. Эти Правила определяют порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с увольнением лишь из этих органов. Их действие на лиц, увольняемых со службы из других правоохранительных органов, в том числе указанных в пункте 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, не распространяется.

С учетом изложенного и в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд сделал правильный вывод о том, что пункт 1 Постановления от 22 сентября 1993 г. N 941 подлежит признанию недействующим в той части, в которой он нарушает право перечисленных в нем категорий граждан на включение в выслугу лет периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе и право заявителя.

Решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, правильно примененными и истолкованными судом и с соблюдением процессуальных норм права, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.С.КОВАЛЬ