Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.09.2021 N АКПИ21-474 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 4, абзаца шестого пункта 5, абзаца шестого пункта 12 изменений, которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 сентября 2021 г. N АКПИ21-474

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Р2 ЭКСПО" о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 4, абзаца шестого пункта 5, абзаца шестого пункта 12 изменений, которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1976,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее также - Правила).

Абзацем третьим пункта 4 изменений, которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1976 (далее - Изменения), постановлено абзац второй пункта 11 Правил заменить текстом следующего содержания: "численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил;".

Абзацем шестым пункта 5 Изменений пункт 12 Правил дополнен подпунктом "б(1)" следующего содержания: "исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил;".

Абзацем шестым пункта 12 Изменений пункт 24 Правил изложен в следующей редакции: "Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г. для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 г.".

Общество с ограниченной ответственностью "Р2 ЭКСПО" (далее - ООО "Р2 ЭКСПО") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 4, абзаца шестого пункта 5, абзаца шестого пункта 12 Изменений, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку меняют условия кредитного договора и нарушают права административного истца на государственную поддержку.

Как указывает административный истец, ООО "Р2 ЭКСПО" занимается выставочной деятельностью. В условиях пандемии работа в этой отрасли остановилась. Государство предложило поддержку в виде программы льготного кредитования под 2% на возобновление деятельности. Между ООО "Р2 ЭКСПО" и ПАО Сбербанк России 16 июня 2020 г. заключен кредитный договор в форме присоединения к общим условиям кредитования (открытия кредитной линии). ПАО Сбербанк России, используя данные о численности работников заемщика по итогам мая 2020 г. в количестве 13 человек, перевел договор на период погашения и списал денежные средства со счета заемщика в полном объеме. Применение порядка определения численности работников заемщика по итогам отчетного периода за май 2020 г., а не на 1 июня 2020 г., стало основанием для формирования выводов со стороны банка о несоблюдении заемщиком условий о сохранении численности работников в базовый период.

Между тем ООО "Р2 ЭКСПО" выполнило условия кредитного договора по сохранению численности работников в базовый период, но было лишено права на освобождение от обязанностей по возврату кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им. Заемщик ориентировался при оформлении льготного кредита на фактическую численность работников, определяемую в соответствии с нормами гражданского законодательства, но после одностороннего изменения условий кредитного договора в соответствии с Правилами признан виновным в несоблюдении условий договора.

По мнению административного истца, постановление Правительства Российской Федерации не является законом и не может распространять свое действие на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, как установлено в пункте 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В суде представители административного истца ООО "Р2 ЭКСПО" С., Р. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 22 июня 2021 г. N АБ-П13-8192).

Представители Правительства Российской Федерации Г., Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Р2 ЭКСПО" С., Р., административного ответчика Правительства Российской Федерации Г., Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.

В подпункте "д" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке от 15 мая 2020 г. N Пр-818 Правительству Российской Федерации поручено: обеспечить возможность получения предприятиями, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также социально ориентированными некоммерческими организациями кредитов на поддержку занятости со сроком погашения 1 апреля 2021 г., максимальный размер которых будет определяться исходя из минимального размера оплаты труда на одного работника организации в течение шести месяцев. Предусмотреть при этом процентную ставку для конечного заемщика в размере 2 процентов годовых, обеспечение 85 процентов суммы обязательств по кредитам государственными гарантиями, а также возможность полного списания основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 90 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г. и списания 50 процентов основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 80 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г.

Во исполнение предоставленных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 696 утверждены Правила. Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 мая 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 мая 2020 г., N 21.



В Правила внесены Изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1976.

Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 декабря 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 7 декабря 2020 г., N 49.

Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (пункт 1).

Пункт 11 Правил определяет случаи, когда кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения).

Абзац третий пункта 4 Изменений уточняет порядок перевода кредитного договора (соглашения) на период погашения по окончании базового периода.

Субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении условий, указанных в пункте 12 Правил. Абзац шестой пункта 5 Изменений уточняет условия предоставления, а именно: численность работников заемщика определяется исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г.

Пункт 24 Правил содержит формулу, определяющую максимальную сумму кредитного договора (соглашения), которая предоставляется заемщику, осуществляющему деятельность в пострадавших отраслях экономики. Максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется исходя из численности работников заемщика, расчетного размера оплаты труда, а также срока кредитного договора. Абзац шестой пункта 12 Изменений уточняет, что для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г. для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 г.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют бюджетному законодательству Российской Федерации и не нарушают права административного истца.

В силу пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (абзац первый).

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым данного пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (абзац второй).

Правительство Российской Федерации согласно статье 19 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в числе прочих предоставленных ему полномочий также обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики, обеспечивает исполнение федерального бюджета.

В целях реализации предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации вправе в принимаемых нормативных правовых актах устанавливать критерии отбора получателей субсидий из федерального бюджета на соответствующие цели.

Оспариваемые положения нормативного правового акта корреспондируют нормам Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Регулируя вопросы предоставления сведений о страховых взносах и страховом стаже, названный Федеральный закон в пункте 2.2 статьи 11 предусматривает, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

С учетом необходимости своевременного запуска программы кредитования в период с 15 мая до 1 июня 2020 г., прогнозируемого высокого спроса на предоставление кредитов со стороны заемщиков, а также с учетом необходимости ежемесячной оценки соблюдения заемщиками требования по сохранению занятости потребовалось применение действующей формы отчетности о численности работников заемщиков, доступной для автоматизированной обработки. Такой формой отчетности являются сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, переданные в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

С учетом сроков подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ежемесячной отчетности о численности работников по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25 июня 2020 г., максимальная сумма кредитного договора рассчитывалась в соответствии с пунктом 24 Правил исходя из численности работников по итогам апреля 2020 года. Указанная информация фиксировалась в информационном сервисе Федеральной налоговой службы и не изменялась.

Внесенные в Правила Изменения не изменили условия расчета максимальной суммы кредитного договора и мониторинга сохранения занятости работников, поскольку в отношении заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25 июня 2020 г., в информационном сервисе Федеральной налоговой службы, изначально была доступна информация о численности работников только по итогам апреля.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, так как имеют иной предмет правового регулирования.

Отношения между заемщиком и кредитной организацией строятся на основании кредитного договора. Споры, вытекающие из договора кредитования, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, и оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают административного истца права на судебную защиту.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь 175, 176, 180 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Р2 ЭКСПО" о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 4, абзаца шестого пункта 5, абзаца шестого пункта 12 изменений, которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1976, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

А.М.НАЗАРОВА