Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.08.2020 N АКПИ20-273 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта а пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 августа 2020 г. N АКПИ20-273

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Никифорова С.Б.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О. о признании недействующим подпункта "а" пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован 28 июля 2008 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 30 (ч. 2), и 30 июля 2008 г. в "Российской газете", N 160.

Пункт 3 Положения содержит перечень документов, на основании которых принимается решение о резервировании земель, к которым подпункт "а" относит документацию по планировке территории.

О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим подпункт "а" пункта 3 Положения, ссылаясь на его несоответствие пункту 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс). По мнению административного истца, в нарушение указанной нормы Кодекса оспариваемое положение нормативного правового акта устанавливает в качестве основания для принятия решения о резервировании земель наличие документации по планировке территории вне зависимости от того, предусматривает ли такая документация размещение объектов федерального, регионального или местного значения.

В обоснование требования административный истец указал, что в результате приведенного несоответствия решением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" ему было отказано в предоставлении земельного участка и впоследствии вступившими в законную силу судебными постановлениями отказано в удовлетворении жалобы на это решение.

В судебном заседании представитель административного истца П. поддержала заявленное требование.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) (поручение от 2 июля 2020 г. N ДГ-П11-7175).

В письменных возражениях на административный иск Правительство Российской Федерации указало, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы.

Представители Правительства Российской Федерации Б., З., С. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление порядка резервирования земель.

ЗК РФ в пункте 4 статьи 70.1 наделил Правительство Российской Федерации полномочиями принять нормативный правовой акт, определяющий порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее - резервирование земель).

Таким образом, оспариваемое в части Положение утверждено полномочным органом исполнительной власти с соблюдением порядка введения в действие.

Земельным законодательством закреплено резервирование земель для государственных и муниципальных нужд, которое осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования (пункт 1 статьи 70.1 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 70.1 Кодекса резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Как установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в том числе в целях установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41).

Из приведенных законоположений следует, что в случае резервирования земель для размещения объектов, указанных в пункте 1 статьи 70.1 ЗК РФ, основанием для принятия решения о резервировании является документация по планировке территории.

Таким образом, оспариваемое положение полностью соответствует пункту 2 статьи 70.1 ЗК РФ, является определенным, не вызывает неоднозначного толкования и применения, не нарушает права административного истца, а его доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Принимая во внимание, что Положение в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, руководствуясь 175, 176, 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления О. о признании недействующим подпункта "а" пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

С.Б.НИКИФОРОВ