Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.08.2020 N АКПИ20-438 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца третьего пункта 1 и пункта 3 Особенностей проведения единого государственного экзамена в 2020 году, утв. Приказ Минпросвещения России N 297, Рособрнадзора N 655 от 15.06.2020"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 августа 2020 г. N АКПИ20-438

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующими абзаца третьего пункта 1 и пункта 3 особенностей проведения единого государственного экзамена в 2020 году, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июня 2020 г. N 297/655,

установил:

приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июня 2020 г. N 297/655 (далее - Приказ) утверждены особенности проведения единого государственного экзамена в 2020 году (далее - Особенности). Нормативный правовой акт 17 июня 2020 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), N 58662, и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 Особенностей установлено, что порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52952) (далее - Порядок), не применяется в части: участия обучающихся X классов в едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ) по учебным предметам, освоение которых они завершили в 2019/20 учебном году (абзацы первый и третий).

Согласно пункту 3 Особенностей обучающиеся X классов, которые завершили в 2019/20 учебном году освоение отдельных учебных предметов учебного плана среднего общего образования, участниками ЕГЭ в 2020 году не являются.

С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 1 и пункта 3 Особенностей, ссылаясь на то, что они противоречат части 6 статьи 59 и части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и нарушают права ее несовершеннолетней дочери, окончившей в 2020 году X класс и успешно завершившей освоение учебной программы по русскому языку по индивидуальному плану обучения, на досрочную сдачу ЕГЭ по русскому языку в 2020 году, а также препятствуют запланированной поэтапной сдаче ЕГЭ в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащегося.

Административный истец, извещенная о времени и месте рассмотрении дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась.

Административные ответчики Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ издан уполномоченными органами исполнительной власти с соблюдением установленной формы нормативного правового акта, процедуры введения его в действие, оспариваемые положения Особенностей соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе части 4 статьи 5 и части 6 статьи 59 Закона об образовании, и не нарушают права, свободы и охраняемые законом интересы обучающейся дочери административного истца.

В судебном заседании представители Минпросвещения России - А., Рособрнадзора - М., Минюста России - К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков и заинтересованного лица, проверив соответствие оспариваемых положений Особенностей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, урегулированы Федеральным законом об образовании.

Порядок проведения итоговой аттестации, представляющей собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, установлен статьей 59 указанного федерального закона.

Частью 5 названной статьи закреплено, что формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено этим федеральным законом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования в соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, является Минпросвещения России, которое в силу подпункта 4.2.25 пункта 4.2 указанного положения утверждает формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам (совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885, является Рособрнадзор, наделенный полномочиями по принятию нормативных правовых актов, в том числе актов, устанавливающих формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляции, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам (совместно с Министерством просвещения Российской Федерации) (подпункт 5.2.7 пункта 5.2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ) в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) Правительству Российской Федерации в 2020 году предоставлено право принимать решения, предусматривающие особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, порядка и критериев распределения организациям, осуществляющим образовательную деятельность, дополнительных контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных разрешительных режимов, в том числе признание результатов промежуточной аттестации в качестве результатов ГИА обучающихся, заканчивающих освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования, и основания для выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании (подпункт "е").



Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 10 июня 2020 г. N 842 (далее - Постановление N 842) утвердило особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году (далее - Особенности ГИА и вступительных испытаний) (пункт 1) и поручило Минпросвещению России и Рособрнадзору привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным постановлением в срок до 15 июня 2020 г. (пункт 2).

Следовательно, Приказ, утвердивший Особенности, издан полномочными федеральными органами исполнительной власти с соблюдением процедуры введения их в действие.

Частью 4 статьи 59 Закона об образовании установлено, что итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

В силу части 6 статьи 59 Закона об образовании к ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам.

Учебный план представляет собой документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся (пункт 22 статьи 2 Закона образовании).

Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, является индивидуальным учебным планом (пункт 23 статьи 2 Закона об образовании).

Часть 13 статьи 59 Закона об образовании определяет, что ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.

В 2020 году ГИА и вступительные испытания проводятся с особенностями, установленными Постановлением N 842, в силу которых ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА по образовательным программам среднего общего образования и являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании (пункт 2). Вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году проводятся в форме ЕГЭ для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в текущем году и предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе при наличии у них действительных результатов ЕГЭ (пункт 3). Вступительные испытания в форме ЕГЭ проводятся в порядке проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования и в сроки (включая основные и дополнительные), утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Из приведенных положений Особенностей проведения ГИА и вступительных испытаний следует, что в 2020 году ГИА в форме ЕГЭ не проводится, основанием для выдачи обучающемуся аттестата о среднем общем образовании являются результаты промежуточной аттестации. ЕГЭ проводится только по вступительным испытаниям при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в текущем году и предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение ими среднего общего образования, и выразивших намерение поступить в 2020 году в образовательные организации высшего образования.

Поскольку обучающиеся X классов, которые освоили в 2019/20 учебном году образовательные программы среднего общего образования по соответствующим учебным предметам, не являются лицами, освоившими образовательные программы среднего общего образования в текущем году, и не имеют документа об образовании, подтверждающего получение ими среднего общего образования (аттестат о среднем общем образовании), они не являются в 2020 году участниками ЕГЭ, в форме которого проводятся вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году.

В связи с этим абзац третий пункта 1 и пункт 3 Особенностей, исключающие из участников ЕГЭ в 2020 году обучающихся X классов, которые завершили в 2019/20 учебном году освоение отдельных учебных предметов учебного плана среднего общего образования, полностью соответствуют приведенным положениям Особенностей проведения ГИА и вступительных испытаний и не противоречат Федеральному закону об образовании, в том числе его части 4 статьи 5 и части 6 статьи 59.

Вместе с тем в целях снижения нагрузки, связанной с подготовкой к экзаменам и непосредственным прохождением экзаменов, Порядком предусмотрена возможность участия в экзаменах по отдельным учебным предметам в досрочный период проведения экзаменов. В частности, пунктом 46 Порядка закреплено, что для обучающихся экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный период, но не ранее 1 марта, в формах, устанавливаемых этим порядком.

Таким образом, несовершеннолетняя дочь административного истца в целях поэтапной сдачи экзаменов в 2021 году не лишена возможности принять участие в сдаче экзамена по русскому языку в досрочный период, но не ранее 1 марта 2021 г.

Принимая во внимание, что Особенности в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С. о признании недействующими абзаца третьего пункта 1 и пункта 3 особенностей проведения единого государственного экзамена в 2020 году, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июня 2020 г. N 297/655, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА