Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.09.2024 N АКПИ24-614 "Об отказе в удовлетворении абзацев второго-четвертого пункта 11 Правил учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами по уголовным делам предметов и документов до признания их вещественными доказательствами по уголовным делам или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, и арестованного имущества, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, а также возврата вещественных доказательств по уголовным делам в виде денег их законному владельцу, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2023 N 1589"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 сентября 2024 г. N АКПИ24-614

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. об оспаривании абзацев второго - четвертого пункта 11 Правил учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами по уголовным делам предметов и документов до признания их вещественными доказательствами по уголовным делам или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, и арестованного имущества, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, а также возврата вещественных доказательств по уголовным делам в виде денег их законному владельцу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2023 г. N 1589,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2023 г. N 1589 (далее также - Постановление) утверждены Правила учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами по уголовным делам предметов и документов до признания их вещественными доказательствами по уголовным делам или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, и арестованного имущества, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, а также возврата вещественных доказательств по уголовным делам в виде денег их законному владельцу (далее также - Правила).

Пунктом 11 Правил закреплено, что в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами, осуществляющими в рамках реализации своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства изъятие, хранение, учет, передачу и возврат изъятых предметов, вещественных доказательств и (или) арестованного имущества, изъятые предметы и (или) арестованное имущество в виде наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, если индивидуальные признаки денежных купюр не имеют значения для доказывания, вносятся в валюте Российской Федерации на банковские счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях (с учетом положений законодательства Российской Федерации) и предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, с их последующим перечислением на единый казначейский счет для зачисления на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение уполномоченного органа, а в виде безналичных денежных средств в валюте Российской Федерации - перечисляются в валюте Российской Федерации на единый казначейский счет для зачисления на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение уполномоченного органа (абзацы второй - четвертый).

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных абзацев пункта 11 Правил, ссылаясь на их несоответствие положениям статей 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

В обоснование своего требования административный истец указал, что в октябре 2021 г. в ходе проведения обыска у него были изъяты денежные средства в валюте Российской Федерации, которые были зачислены на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение УМВД России по Оренбургской области. Оспариваемые нормы Правил, по его мнению, допускают зачисление на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, и использование указанных средств для получения дохода третьими лицами, то есть допускают производство незаконных действий в отношении имущества, являющегося вещественным доказательством и подвергнушегося описи и аресту.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 19 августа 2024 г. N МХ-П13-26783), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения пункта 11 Правил соответствуют актам большей юридической силы, не нарушают прав административного истца и не создают угрозу их нарушения в дальнейшем.

К. и его представитель Ф., принимавшие участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи через Промышленный районный суд г. Оренбурга, поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.

В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Ш. возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения административного истца и представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 81 УПК РФ вещественными доказательствами признаются любые предметы, которые служили орудиями, оборудованием или иными средствами совершения преступления или сохранили на себе следы преступления; на которые были направлены преступные действия; деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а также иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела (часть первая).

Предметы, указанные в части первой статьи 81 УПК РФ, осматриваются, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу, о чем выносится соответствующее постановление. Порядок хранения вещественных доказательств устанавливается данной статьей и статьей 82 этого кодекса (часть вторая статьи 81 УПК РФ).

Частью четвертой статьи 81 УПК РФ закреплено, что изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами предметы, включая электронные носители информации, и документы подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, с учетом требований статьи 6.1 данного кодекса. Учет и хранение указанных предметов и документов до признания их вещественными доказательствами или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью второй статьи 82 УПК РФ вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования (подпункт "а" пункта 1). Вещественные доказательства в виде денег после производства необходимых следственных действий фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку и возвращаются их законному владельцу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 4.1).

Частью третьей статьи 82 УПК РФ предусмотрено, что иные условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств, в том числе их отдельных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.



Арестованное имущество в соответствии с частью шестой статьи 115 УПК РФ может быть изъято либо передано по усмотрению лица, производившего арест, на хранение собственнику или владельцу этого имущества либо иному лицу, которые должны быть предупреждены об ограничениях, которым подвергнуто арестованное имущество, и ответственности за его сохранность, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Арестованное имущество подлежит учету и хранению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных положений уголовно-процессуального закона Правительство Российской Федерации утвердило Правила, которые устанавливают порядок учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами по уголовным делам предметов, включая электронные носители информации, и документов до признания их вещественными доказательствами по уголовным делам (далее - вещественные доказательства) или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, и арестованного имущества в органах предварительного расследования, органах прокуратуры, судах, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и организациях, находящихся в ведении указанных органов и судов (далее - уполномоченные органы); условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств в уполномоченных органах, а также порядок передачи на хранение вещественных доказательств в виде предметов, которые в силу громоздкости и иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе больших партий товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению хранения которых соизмеримы с их стоимостью; порядок возврата вещественных доказательств в виде денег их законному владельцу.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 5 октября 2023 г. и опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 9 октября 2023 г., N 41.

Положения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" при издании Постановления соблюдены.

Таким образом, Постановление и утвержденные им Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Подпунктом "б" пункта 4.1 части второй статьи 82 УПК РФ установлено, что вещественные доказательства в виде денег после производства необходимых следственных действий фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку и при отсутствии или неустановлении законного владельца либо при невозможности возврата вещественных доказательств законному владельцу по иным причинам сдаются на хранение в финансовое подразделение органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, либо в банк или иную кредитную организацию на срок, предусмотренный частью первой данной статьи, либо хранятся при уголовном деле, если индивидуальные признаки денежных купюр имеют значение для доказывания.

Федеральное казначейство в силу статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обладает бюджетными полномочиями по осуществлению в установленном им порядке открытия и ведения лицевых счетов в соответствии со статьями 220.1 и 220.2 этого кодекса.

Учет операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), государственных внебюджетных фондов и подлежащими возврату или перечислению в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 220.1 БК РФ производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом.

В соответствии со статьей 242.17 БК РФ казначейское обслуживание операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств, осуществляется с открытием в Федеральном казначействе казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение (пункт 1). Проведение операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, осуществляется после санкционирования указанных операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 4).

Закрепленные в пункте 11 Правил предписания о внесении арестованного имущества в виде наличных денежных средств в валюте Российской Федерации на соответствующие банковские счета с их последующим перечислением на единый казначейский счет для зачисления на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение уполномоченного органа, и о зачислении арестованного имущества в виде безналичных денежных средств в валюте Российской Федерации на единый казначейский счет для зачисления на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение уполномоченного органа, в полной мере корреспондируют приведенным нормам уголовно-процессуального закона и бюджетного законодательства.

Довод административного истца о том, что зачисление арестованного имущества в виде наличных и безналичных денежных средств в валюте Российской Федерации на единый казначейский счет допускает использование этих средств для получения дохода третьими лицами, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Арестованное имущество в виде наличных и безналичных денежных средств поступает на казначейские счета исключительно на временное хранение, что не предполагает их коммерческого использования в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, как ошибочно полагает административный истец.

По смыслу статей 81, 81.1 и 82 УПК РФ, изъятие предметов и документов, подлежащих признанию вещественными доказательствами, применяется в целях обеспечения процесса доказывания, включающего собирание, проверку и оценку доказательств, с учетом прав и законных интересов их собственников или владельцев. Такого рода временное изъятие и удержание имущества в режиме его хранения представляет собой необходимую для производства по уголовному делу процессуальную меру обеспечительного характера, применяемую по решению уполномоченных лиц лишь на период производства по данному делу и не порождающую перехода права собственности на имущество.

242.8, 242.12 и 242.14 БК РФ, на которые в качестве обоснования своего требования ссылается административный истец, с учетом их местоположения в системе бюджетного законодательства связаны с исполнением государственными органами расходных обязательств соответствующего бюджета посредством использования казначейских платежей и не регулируют спорные правоотношения.

Принимая во внимание, что оспариваемые положения пункта 11 Правил не противоречат каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. об оспаривании абзацев второго - четвертого пункта 11 Правил учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами по уголовным делам предметов и документов до признания их вещественными доказательствами по уголовным делам или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, и арестованного имущества, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, а также возврата вещественных доказательств по уголовным делам в виде денег их законному владельцу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2023 г. N 1589, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

С.И.КУЗЬМИЧЕВ