Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.12.2019 N АКПИ19-806 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим примечания к переченю документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 855"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 декабря 2019 г. N АКПИ19-806

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Д.А.П. о признании частично недействующим примечания к перечню документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Перечень документов).

Согласно примечанию к Перечню документов в случае если страховая сумма не получена по причине гибели (смерти) застрахованного лица либо выгодоприобретателя, заявление заполняется их наследниками. При этом дополнительно к документам, предусмотренным данным перечнем, представляется копия свидетельства о праве на наследство.

Гражданка Д.А.П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим примечания к Перечню документов, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 1, пункту 3 статьи 2, статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" в части, не позволяющей наследникам получить страховые выплаты при наступлении страхового случая, если застрахованное лицо по объективным причинам (по вине третьих лиц, из-за отсутствия договора страхования) не имело возможности обратиться за получением страховой выплаты к страховщику.

Как указывает административный истец, ее муж Д.А.Н., <...> г. рождения, проходил службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации. 20 апреля 2017 г. уволен в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. 27 апреля 2017 г. ему установлена инвалидность первой группы бессрочно, причина инвалидности - заболевание, полученное в период военной службы. Ее муж обращался к работодателю с заявлением о получении страховой выплаты, но ему было дано разъяснение, что с данным заявлением необходимо обратиться к страховщику после заключения контракта. Ее муж имел право на выплату страховой суммы, однако в связи с тем, что государственный контракт обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Росгвардии заключен с ЗАО "МАКС" 7 июня 2017 г., а ее муж скончался 3 июня 2017 г., документы на получение выплаты страховой суммы по инвалидности не были направлены.

Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 12 февраля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 апреля 2019 г., отказано в удовлетворении искового заявления Д.А.П. о признании права на страховую выплату в порядке наследования. В передаче кассационной жалобы Д.А.П. для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции отказано. В судебных решениях указано, что у Д.А.Н. наступил страховой случай (получение инвалидности), но по объективным причинам обратиться за получением страховой выплаты он не мог, так как не был заключен договор страхования. Отражено, что страховые выплаты могли получить наследники Д.А.Н. только в случае его обращения с соответствующим заявлением. По мнению Д.А.П., примечание к Перечню документов сужает круг лиц, являющихся выгодоприобретателями по договору страхования жизни и здоровья военнослужащих, сотрудников полиции и других лиц, указанных в законе.

Представитель административного истца Д.А.П. по доверенности С. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сообщил суду, что в судебное заседание не явится, изложил в письменных объяснениях свои доводы.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 17 октября 2019 г. N ЮБ-П4-9016).

Представитель Правительства Российской Федерации Ш. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11).



Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 утвержден Перечень документов (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. N 865).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 10 августа 1998 г., N 32, "Российской газете" 12 августа 1998 г.

Порядок принятия, полномочия Правительства Российской Федерации по изданию постановления от 29 июля 1998 г. N 855 и обстоятельства опубликования данного нормативного правового акта установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2016 г. по делу N АКПИ16-1049.

Предусмотренное примечанием к Перечню документов требование о подаче заявления наследниками и представлению копии свидетельства о праве на наследство устанавливает механизм реализации лицами права на страховые выплаты путем подачи необходимых документов и заявления, что соответствует законодательству об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также наследственному праву.

Объектами обязательного государственного страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (статья 1).

В силу абзаца пятого статьи 4 названного Федерального закона одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Выгодоприобретателями являются застрахованные лица, а в случае их гибели (смерти) лица, перечисленные в пункте 3 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации". По смыслу пункта 3 статьи 2 приведенного Федерального закона право на получение страховой выплаты в связи с установлением застрахованному лицу инвалидности имеет само застрахованное лицо, поскольку законодатель возможность получения страховой выплаты с таким страховым случаем, как установление застрахованному лицу инвалидности, связывает исключительно с личностью застрахованного лица.

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая.

В силу части 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, не входит в состав наследства.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не сужают круг лиц, имеющих право на подачу заявления о получении начисленной застрахованному лицу страховой суммы в связи с установлением инвалидности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь 175, 176, 180 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Д.А.П. о признании частично недействующим примечания к перечню документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

А.М.НАЗАРОВА