Решение ВАС РФ от 20.01.2012 N ВАС-15283/11 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании не соответствующим статьям 1, 2, 3, 421, 424 Гражданского кодекса РФ, статье 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ и признании частично недействующим абзаца 2 Перечня услуг транспортных снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239"

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2012 г. N ВАС-15283/11

Резолютивная часть решения объявлена 20.01.2012

Полный текст решения изготовлен 25.01.2012

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Бондаренко С.П., судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчинниковой Ю.А. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Школьно-базовая столовая "Золушка" (г. Екатеринбург) о признании не соответствующим 1, 2, 3, 421 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и недействующим абзаца 2 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних, специальных и высших учебных заведениях.

В судебном заседании приняли участие представители:

от ЕМУП "Школьно-базовая столовая "Золушка" - Ткачев Игорь Олегович по доверенности от 18.07.2011 N 6/2011, паспорт <...>;

от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 АЖ-П12-8225 - Ерохина Юлия Валентиновна по доверенности от 30.12.2011 N ПД-УС-202.

Суд установил:

Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Школьно-базовая столовая "Золушка" (далее - муниципальное предприятие, г. Екатеринбург) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением от 24.10.2011 N 20 о признании не соответствующим 1, 2, 3, 421 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) и недействующим абзаца 2 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239), в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних, специальных и высших учебных заведениях (далее - учебные заведения).

В судебном заседании представитель ЕУМП "Школьно-базовая столовая "Золушка" свои требования поддержал, указал, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 Перечня услуг устанавливают наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, и препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности при определении условий заключаемых гражданско-правовых договоров. Поскольку федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование цен и торговых наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, отсутствует, абзац 2 Перечня услуг не соответствует действующему законодательству, является недействующим и нарушает право заявителя свободно определять цену реализуемых продуктов.

Представитель Правительства Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление муниципального предприятия, высказался против заявленного требования, указав на то, что Постановление N 239 принято Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательно установленными полномочиями органа исполнительной власти, является действующим и не нарушает прав производителей и продавцов названного товара. Предусмотренный в названном постановлении порядок ввода исполнительными органами субъекта Российской федерации наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, в виде дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка обусловлен обеспечением государственной гарантии предоставления приобретения и употребления продуктов питания по приемлемым ценам.

Выслушав объяснения представителей Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Школьно-базовая столовая "Золушка", Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", действующей на дату принятия Постановления N 239, Правительство Российской Федерации на основе и во исполнение, в частности, указов Президента Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения, проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.



Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 Правительством Российской Федерации издано Постановление N 239, которое опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 13.03.1995 N 11, ст. 997.

Названным постановлением утвержден Перечень услуг, в соответствии с которым право на введение государственного регулирования торговых надбавок к ценам, в частности на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Постановление N 239 принято Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями государственного органа.

Принятие названного нормативного акта, дающего право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование торговых надбавок к ценам, было обусловлено необходимостью обеспечения государственной гарантии предоставления детям, студентам возможности приобретения и употребления в пищу продуктов питания по приемлемым ценам путем установления дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка.

Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" устанавливает методы государственного регулирования торговой деятельности, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, определяет требования к организации и осуществлению торговой деятельности, устанавливает основы антимонопольного регулирования и государственного контроля (надзора), муниципального контроля в области торговой деятельности, основные направления развития торговой деятельности.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Закона N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.

В силу части 4 статьи 8 вышеуказанного закона в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Названный Федеральный закон является частью гражданского законодательства и в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно статье 22 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" вступил в законную силу с 1 февраля 2010 года.

Заключительные положения данного Федерального закона не содержат норм о признании утратившими силу или не подлежащих применению каких-либо нормативных правовых актов, изданных до введения его в действие.

В настоящее время Федеральный закон, устанавливающий порядок государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней) не принят. Постановление N 239 в установленном порядке также не признано утратившим силу.

При таких обстоятельствах изданный до введения в действие настоящего Федерального закона нормативный акт Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно закону могут регулироваться только федеральными законами, действует впредь до принятия соответствующих законов.

Суд полагает, что вопросы регулирования цен и торговых наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, о которых возник спор, должен быть урегулирован на законодательном уровне.

Представитель Правительства Российской федерации указал на возможность приведения нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствие с указанным федеральным законом в рамках законотворческого процесса.

Представитель заявителя не смог пояснить, как этого требует статья 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, какие его права и законные интересы нарушаются оспариваемым абзацем Перечня услуг.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Школьно-базовая столовая "Золушка" о признании не соответствующим 1, 2, 3, 421 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и недействующим абзаца 2 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних, специальных и высших учебных заведениях, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

На указанное решение может быть подано заявление о пересмотре его в порядке надзора в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий судья

С.П.БОНДАРЕНКО

Судья

М.В.ПРОНИНА

Судья

Н.П.ХАРЧИКОВА