Решение Верховного Суда РФ от 03.11.2020 N АКПИ20-507 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 984, и приложения N 5 к Административному регламенту"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 ноября 2020 г. N АКПИ20-507

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.В. о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 984, и приложения N 5 к данному Административному регламенту,

установил:

согласно пункту 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 984, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента (абзац первый). Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении (абзац третий).

Приложение N 5 к Административному регламенту содержит форму заявления о регистрации по месту жительства (форма N 6), в которой имеется графа "подпись лица, предоставившего жилое помещение", необходимая для заполнения заявителем при оказании ему соответствующей государственной услуги.

Гражданин А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 48 Административного регламента, предусматривающего подписание собственником (нанимателем) жилого помещения заявления о регистрации по месту жительства, подаваемого заявителем, и приложения N 5 к Административному регламенту, содержащего указание на наличие подписи лица, предоставившего жилое помещение, в том числе, когда имеется вступивший в законную силу судебный акт, устанавливающий право пользования жилым помещением и являющийся основанием для вселения в жилое помещение, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила), статье 1 и части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также подпункту 49.4 Административного регламента и не позволяют административному истцу реализовать право на регистрацию по месту жительства.

Как указывает административный истец, апелляционным определением Нижегородского областного суда от 7 августа 2018 г. за ним, А.С. и А.К. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. (...). Отдел по вопросам миграции отдела полиции N 5 Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду отказал ему в регистрации по месту жительства на основании того, что в заявлении о регистрации по месту жительства (форма N 6) отсутствовала подпись лица, предоставившего жилое помещение. Отказ в регистрации по месту жительства он обжаловал в судебном порядке. Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20 февраля 2019 г. его административный иск оставлен без удовлетворения.

Административный истец А.В. извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представители административного ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) С.Ю., Д., заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Административный регламент утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном законом порядке, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика МВД России С.Ю., Д., заинтересованного лица Минюста России Б., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В силу части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах, и иные документы, предусмотренные этим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов согласно пункту 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере миграции, осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699).



Таким образом, Административный регламент разработан и утвержден МВД России в пределах своей компетенции. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 2018 г., регистрационный номер 50635, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2018 г.

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1).

Абзац третий пункта 48 Административного регламента и форма N 6, приведенная в приложении N 5 к Административному регламенту, предусматривающие подписание заявления о регистрации собственником (нанимателем) жилого помещения, соответствуют нормам жилищного законодательства и не нарушают прав административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, данным Кодексом.

Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 67 предусматривает право нанимателя жилого помещения по договору социального найма в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, сдавать жилое помещение в поднаем, разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов.

Форма заявления о регистрации по месту жительства, содержащая графу, предусматривающую подпись лица, предоставившего свое жилое помещение для пользования другому лицу, является подтверждением (доказательством) согласия собственника (нанимателя) жилого помещения с гражданином на его вселение и проживание, а также подтверждением согласия собственника на регистрацию по месту жительства в предоставленном жилом помещении конкретного лица.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации указано, что регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.

Что касается ссылок административного истца на статью 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, то данная норма определяет структуру жилищного законодательства и не содержит положений, регламентирующих порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.

Ссылка административного истца на противоречие оспариваемых положений подпункту 49.4 Административного регламента не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают гражданина права на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а в случае несогласия с принятыми судебными постановлениями - проверки их законности в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления А.В. о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 984, и приложения N 5 к данному Административному регламенту отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ