Решение Верховного Суда РФ от 11.03.2019 N ВКАПИ19-2 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 34 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2019 г. N ВКАПИ19-2

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.,

при секретаре Ф.

с участием представителя административного истца Г. - А., представителей административных ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации - И.А. и К., военного прокурора отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. о признании недействующим пункта 34 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700,

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2012 г. под регистрационным номером 24125 и опубликован для всеобщего сведения 28 мая 2012 г. в "Российской газете".

В пункте 34 Порядка определено, что военнослужащим из числа граждан, не проходивших военную службу до поступления на обучение в военные образовательные организации высшего образования либо поступивших на обучение в эти образовательные организации в период прохождения военной службы по призыву или из запаса, занимающим воинскую должность "курсант", со дня вступления в силу подписанного ими контракта о прохождении военной службы выплачивается оклад в размере 7280 рублей.

Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 34 Порядка.

В обоснование своих требований Г. указал, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. с 1 августа 2013 г. он был зачислен на первый курс в Военную академию материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (далее - ВА МТО) и назначен на воинскую должность "курсант" с присвоением воинского звания "рядовой".

Приказом начальника ВА МТО от 3 марта 2017 г. N 25 младший сержант Г. освобожден от воинской должности "курсант" и назначен на должность "командир отделения" с присвоением очередного воинского звания "сержант".

Несмотря на то, что Г. был назначен на должность "командир отделения", выплата денежного довольствия ему производилась по должности "курсант".

Считая свои права нарушенными, административный истец оспорил действия командования в суд.

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 октября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Г. отказано.

Поскольку решение гарнизонного военного суда основано на положениях пункта 34 Порядка, в котором для указанных в нем военнослужащих предусмотрена выплата оклада только по должности "курсант", Г. считает, что данная норма противоречит статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статье 1, пунктам 2 и 5 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", постановлению Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", поскольку нарушает принцип равенства оплаты за труд в отношении военнослужащих, назначенных на равные должности.

Административный истец Г., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил.

Его представитель А. в судебном заседании не возражал против рассмотрения дела в отсутствие административного истца и поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации И.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. требования административного истца Г. не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав объяснения представителя административного истца Г. - А., представителей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав доказательства, имеющие значение для дела, заслушав заключение прокурора И.Е., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление Г. не подлежащими удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующей, не имеется.

К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно статье 12 данного закона военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

В соответствии с частью 32 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 43 пункта 7, подпунктами 7, 30 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил денежным довольствием, издает приказы.

Во исполнение указанных выше положений нормативных правовых актов Министерством обороны Российской Федерации был разработан и утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, частично оспариваемый административным истцом Порядок утвержден полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Нарушений прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, о которых он указывает в административном исковом заявлении, по делу не установлено по следующим причинам.

Согласно частям 6 и 8 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 данной статьи, в том числе органов исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, к числу обучающихся относятся адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты. Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.

В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 7 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Пунктом 60 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", установлено, что к переменному составу военно-учебного заведения относятся докторанты, адъюнкты, слушатели и курсанты. Курсантами являются военнослужащие, обучающиеся в военно-учебном заведении и не имеющие воинских званий офицеров.

Из приведенных положений нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, являющиеся военнослужащими, не имеющими воинских званий офицеров, проходят военную службу в период обучения только на воинских должностях курсантов, независимо от возложения на них дополнительных обязанностей, связанных с организацией обучения, в том числе по исполнению функций командира отделения курсантов.

Согласно статье 1 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие и отдельные выплаты военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

В части 2 и 5 статьи 2 данного закона установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В целях реализации указанных положений закона Правительство Российской Федерации в постановлении от 5 декабря 2011 г. N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" определило, что размер оклада по воинской должности курсанта военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования (для военнослужащих из числа граждан, не проходивших военную службу до поступления на обучение в военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования либо поступивших на обучение в эти образовательные организации из запаса) составляет 7000 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 1598 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" с 1 января 2018 г. размер окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, повышен в 1,04 раза.

Согласно пункту 28 раздела "Оклады по воинским должностям слушателей, курсантов, адъюнктов и докторантов" Порядка военнослужащим по контракту в период обучения в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, в школах техников, в учебных воинских частях и учебных подразделениях оклады по воинским должностям выплачиваются в порядке, предусмотренном настоящим разделом и в размерах, установленных указанными постановлениями Правительства Российской Федерации.

Из приведенных положений нормативных правовых актов, в том числе тех, которые приводятся в административном исковом заявлении, следует, что они не содержат норм, устанавливающих оклады по иным воинским должностям для указанной категории военнослужащих, кроме воинской должности "курсант".

Таким образом, оспариваемые Г. положения пункта 34 Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Г. не подлежит удовлетворению, поскольку пункт 34 Порядка не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Федеральному закону "О статусе военнослужащих", Федеральному закону "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и постановлению Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу, соблюдены.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г. о признании недействующим пункта 34 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Г.СОКЕРИН