Решение Верховного Суда РФ от 15.02.2023 N АКПИ22-1025 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими примечания * к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1, кода позиции Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов 111006 раздела II таблицы N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта 10-01 Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утв. Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2023 г. N АКПИ22-1025

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" о признании частично недействующими примечания <*> к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1, кода позиции Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов 111006 раздела II таблицы N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5,

установил:

постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2) (далее также - Прейскурант, Тарифное руководство N 1). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июля 2003 г., регистрационный номер 4882, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 8 июля 2003 г., N 30, в Российской газете, N 164, 20 августа 2003 г.

Согласно примечанию <*> к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1 Прейскуранта Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (далее также - ЕТСНГ) опубликована в сборнике N 407 Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта (Москва, 1997), с последующими изменениями и дополнениями.

Раздел II таблицы N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта содержит код позиции Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов 111006 "Прочая продукция лесной промышленности" с тарифным классом груза "2" для данной позиции.

Общество с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" (далее также - ООО "ТрансСиб") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично не действующими примечания <*> к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1 Прейскуранта (в части слов: "с последующими изменениями и дополнениями"), кода позиции Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов 111006 раздела II таблицы N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта (в части изложения наименования позиции "Прочая продукция лесной промышленности" и тарифного класса груза "2" для данной позиции), ссылаясь на их противоречие Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьям 6, 10, части третьей статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 10 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 (далее - Положение N 643), подпункту 5.3.21.21 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение о ФАС России). По мнению ООО "ТрансСиб", оспариваемые положения имеют признаки юридико-лингвистической неопределенности и коррупциогенности; опосредованно предусматривают возможность делегирования полномочий на внесение изменений в Прейскурант некомпетентным и неуполномоченным на то органам и должностным лицам; при существующем правовом и обычном регулировании отсутствует возможность их правомерного практического применения.

Требование мотивировано тем, что изложение примечания <*> к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1 Прейскуранта в данной редакции влечет правовую неопределенность в ее понимании и толковании правоприменителями, поскольку неясно, о каких изменениях и дополнениях идет речь: принятых с момента публикации сборника N 407 Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта и до момента принятия Прейскуранта или внесенных с момента принятия Прейскуранта и до актуальной даты или подразумевается вообще весь период, а также присутствует неясность, о каких изменениях и дополнениях идет речь (коды, позиции и/или наименования грузов) и кем они принимаются. В силу пунктов 37, 38 протокола пятьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств (далее также - Совет), подписан в г. Ашхабаде 17 октября 2012 г., при Совете создана экспертная группа по внесению изменений в Единую тарифно-статистическую номенклатуру грузов и внесены первые изменения в номенклатуру, тем самым опосредованно внесены изменения и в Прейскурант.

Как утверждает административный истец, до внесения изменений в ЕТСНГ в виде дополнения позиции 111006 кодом груза 111025 при перевозке грузов в железнодорожном сообщении пеллеты относились согласно таблице N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта к группе 100001 "Дрова, древесина топливная для технологических нужд, древесина измельченная" позиции 103007 "Древесина измельченная" код груза 103048 "Опилки древесные", что соответствует позиции Гармонизированной номенклатуры грузов (далее также - ГНГ) 44013100 - "Опилки, отходы древесные и скрап, агломерированные в виде гранул" (пункт 1.2 протокола пятьдесят девятого заседания Совета от 20 ноября 2013 г.; такая перевозка по Прейскуранту тарифицировалась по первому тарифному классу. Согласно пункту 22.2 поименованного протокола Совета от 20 ноября 2013 г. утверждены и введены в действие с 1 января 2014 г. изменения и дополнения в ЕТСНГ: внесено наименование груза с кодом 111025 - "Брикеты и пеллеты (гранулы) из отходов древесины" и в результате перевозка пеллет стала тарифицироваться по второму тарифному классу.

По мнению административного истца, отсутствует нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом в установленном законом порядке и соблюдением процедуры, предусмотренной приказом Федеральной службы по тарифам от 19 августа 2011 г. N 506-Т "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)", закрепляющий возможность ОАО "Российские железные дороги" установить для позиции груза ЕТСНГ с кодом 111025 второй тарифный класс, и поскольку на дату принятия и введения в действие Прейскуранта (17 мая 2003 г.) позиция кода груза ЕТСНГ 111025 в перечне и тарифном руководстве отсутствовала, соответственно, в установленном законом порядке уполномоченным органом тарифный класс для данной позиции грузов не утверждался, что повлекло за собой неправомерное применение повышенного коэффициента при расчете провозной платы в отношении административного истца. При этом с учетом того, что пеллеты (гранулы) из отходов древесины по своим физическим свойствам и составу являются опилками без добавления дополнительных связующих ингредиентов, сложилась ситуация, когда фактически на один и тот же груз Прейскурантом установлено два различных кода груза и два различных тарифных класса. Административный истец считает, что экономические предпосылки для применения к тарифам за перевозку одного и того же груза, имеющего более одного обобщенного наименования (опилки, в виде гранул или пеллеты), двух различных тарифных классов недопустимо. Понятие "Прочая продукция лесной промышленности", употребленное в оспариваемой норме, может быть истолковано в любой интерпретации и вида груза, в связи с чем допускает правоприменителю основания для применения этой нормы к более широкому кругу отношений, вопреки воле законодателя, и не обеспечивает ее единообразного толкования, поскольку ни один официальный источник не содержит уточняющего перечня товарных позиций для данного понятия.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации преобразована в Федеральную службу по тарифам (абзац седьмой пункта 15). Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе (далее также - ФАС России).

Федеральная антимонопольная служба и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Прейскурант утвержден федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании представители ООО "ТрансСиб" Р. и О. поддержали заявленное требование.

Представители Федеральной антимонопольной службы А. и М. не признали административный иск.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" Р. и О., возражения представителей Федеральной антимонопольной службы А. и М., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О естественных монополиях" орган регулирования естественной монополии устанавливает правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в том числе правила установления тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте.

На день издания Прейскуранта Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте (пункт 1 Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 960).

В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), является ФАС России (пункт 1 Положение о ФАС России).

Следовательно, Прейскурант, закрепивший тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка введения его в действие и не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2004 г. N ГКПИ04-621, от 10 марта 2022 г. N АКПИ21-1006, от 18 июля 2022 г. N АКПИ22-348.

Вопреки доводам административного истца оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают его прав и законных интересов в упомянутых им аспектах.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными документами (актами) Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с поименованным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О естественных монополиях" закреплено, что органы регулирования естественных монополий принимают обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных названным законом, в том числе об установлении цен (тарифов); устанавливают правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий.

Статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта процедура установления тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом была предусмотрена Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 194 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 787) (далее - Положение N 194).

Исходя из пунктов 2 и 12 Положения N 194 формирование и осуществление государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью применения утвержденных тарифов или их предельного уровня.



На основе указанных норм был разработан Прейскурант, закрепивший порядок определения тарифов на перевозки грузов, выполняемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", и на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД" (абзацы первый и второй пункта 1.1 раздела 1 части 1 Прейскуранта).

Данная норма корреспондирует пункту 11 Положения N 643, устанавливающему принцип дифференциации тарифов, сборов и платы в сфере железнодорожных перевозок.

Тарифы Прейскуранта также дифференцированы по тарифным классам грузов (пункт 2.2 раздела 2 части 1 Прейскуранта).

Согласно абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1 Прейскуранта наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, перечень позиций которой представлен в приложении 2 Тарифного руководства N 1, с указанием отличительных признаков груза (в твердом или жидком состоянии, в свежем или охлажденном виде и другие сведения о грузе и его свойствах), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. При перевозке грузов в указанных случаях в перевозочных документах дополнительно может быть указано наименование груза и его код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов, издаваемой отдельно, если эта информация оказывает влияние на порядок определения тарифа.

Примечание <*> к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1 содержит ссылку на сборник первоначального опубликования ЕТСНГ с указанием на последующие изменения и дополнения. Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз, с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите" (примечание <**> к названному абзацу).

Сырьевые и массовые грузы, включая уголь, отходы переработки, древесные опилки, относятся к грузам первого тарифного класса, перевозка которых осуществляется с применением понижающего коэффициента 0,55 - 0,75 к тарифам Прейскуранта. Грузы с высокой добавленной стоимостью (готовая продукция) в рамках Прейскуранта относятся преимущественно к грузам третьего тарифного класса, их перевозки осуществляются по повышенным тарифам с применением коэффициента 1,54 или 1,74 к базовому уровню тарифов.

Переработанные грузы, полуфабрикаты, включая пеллеты, отнесены к грузам второго тарифного класса, тарификация которых осуществляется по базовым тарифам Прейскуранта без дисконта и наценок.

Тарифные классы грузов приведены в таблице N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта, в котором представлено соотношение укрупненных кодов позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов с тарифными классами.

Приведенные выше законоположения предусматривают закрепление тарифных классов Прейскурантом для установленных ЕТСНГ позиций грузов, при этом в перевозочных документах наименование груза и код груза указываются в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, который Прейскурантом не утверждается.

Примечание <*> к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1 Прейскуранта отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и не допускает неоднозначного толкования.

Вопреки доводам административного истца полномочия по установлению тарифных классов для групп и позиций ЕТСНГ входят в полномочия ФАС России, а полномочия по утверждению ЕТСНГ и внесению в нее изменений закреплены за Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств.

В соответствии с Положением N 643 органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации (пункт 8); порядок расчета тарифов, сборов и платы (индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной антимонопольной службой (пункт 10).

Подпунктом 5.2.9(25) пункта 5 Положения о ФАС России предусмотрено, что ФАС России устанавливает правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий. Подпунктами 5.3.21.21 и 5.3.21.22 пункта 5 данного положения к полномочиям ФАС России также отнесено установление тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита), а также тарифов, сборов и платы в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1305 постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 дополнено пунктом 3(1), в силу которого ФАС России разрешено вносить в установленном порядке изменения в принятые ранее решения Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации по вопросам, правовое регулирование которых передано ФАС России.

Доводы административного истца о нарушении оспариваемыми положениями требований части третьей статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" ввиду совмещения функций федеральных органов исполнительной власти (ФАС России) и хозяйствующего субъекта (Совета) лишены правовых оснований.

Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. образован Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, состоящий из глав администраций и органов управления железнодорожным транспортом государств - членов Содружества Независимых Государств, для координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов его деятельности, основные задачи и функции которого определены в Положении о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденном Протоколом заседания Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (далее - Положение о Совете).

Основными задачами Положения о Совете являются координация работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и в железнодорожном сообщении с третьими странами, выработка согласованных условий и принципов работы железнодорожного транспорта для обеспечения функционирования и развития транспортно-экономических связей между государствами - участниками Содружества Независимых Государств в рамках единого экономического пространства, принятие нормативных документов по кругу своей деятельности. К функциям Совета относится в том числе утверждение нормативных документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса в межгосударственном сообщении и в сообщениях с третьими странами.

В соответствии с пунктом 1 по пункту 11 повестки дня протокола двадцатого заседания Совета (состоялось 29 - 30 января 1998 г. в г. Алматы) на железных дорогах государств - участников Содружества Независимых Государств, Литвы и Эстонии согласовано применение ЕТСНГ при организации планирования перевозок грузов в международном сообщении с 1 марта 1998 г. и при оформлении перевозочных документов с 1 апреля 1998 г.

Пунктами 38, 39 по пункту 1 повестки дня протокола пятьдесят седьмого заседания Совета, которое состоялось 16 - 17 октября 2012 г. в г. Ашхабаде, принято решение о создании при Совете Экспертной группы по внесению изменений в ЕТСНГ (далее - Экспертная группа) и поручено Проектно-конструкторскому технологическому бюро по системам информатизации - филиалу ОАО "РЖД" (ПКТБ ЦКИ ОАО "РЖД") ведение ЕТСНГ и перекодировочных таблиц между ЕТСНГ и ГНГ для задач межгосударственного уровня.

В силу абзаца четвертого пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, указанное министерство при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области железнодорожного транспорта, в том числе как "железнодорожная администрация".

На пятьдесят девятом заседании Совета утверждено Положение об Экспертной группе Совета по внесению изменений в ЕТСНГ (далее - Положение) (протокол от 19 - 20 ноября 2013 г.).

Пункт 2.1 Положения устанавливает, что в состав Экспертной группы входят уполномоченные представители железнодорожных администраций, ПКТБ ЦКИ ОАО "РЖД", Информационного вычислительного центра железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА), дирекции Совета.

Основными задачами Экспертной группы являются рассмотрение ходатайств железнодорожных администраций по внесению изменений и дополнений в ЕТСНГ; по соответствию кодов грузов ЕТСНГ кодам грузов ГНГ; по отнесению грузов к кодам ЕТСНГ (пункт 1.4 Положения).

Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России), наделенный полномочиями "железнодорожной администрации" в рассматриваемых правоотношениях, в установленном порядке направляет необходимые документы в Совет для принятия заключения о возможности вынесения вопроса отнесения груза к определенному коду ЕТСНГ на заседание Экспертной группы, по результатам проведения которого данный вопрос передается на заседание Совета, принимающего решение по отнесению грузов к определенным кодам ЕТСНГ.

Минтранс России издает приказ об исполнении итогов заседания Совета, который публикуется в газете "Транспорт России".

Таким образом, в настоящее время вопросы об отнесении груза к определенному коду ЕТСНГ находятся в компетенции Экспертной группы, а участие Минтранса России в формировании предложений по внесению изменений и отнесению грузов к конкретным кодам ЕТСНГ осуществляется в рамках реализации функций "железнодорожной администрации".

Вместе с тем исходя из абзаца второго подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Прейскуранта при невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.

Абзацем четвертым приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта установлено, что в приведенном в Прейскуранте перечне позиций ЕТСНГ содержится лишь номер позиции грузов в соответствующей группе, при этом в указанном перечне коды грузов не указываются.

С учетом изложенного тарифы Прейскуранта дифференцированы по тарифным классам, которые приведены в таблице N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта, где указано соотношение укрупненных кодов позиций ЕТСНГ с тарифными классами. В данной таблице также представлен перечень позиций ЕТСНГ, издаваемый отдельно.

Прейскурантом не закрепляются конкретные коды грузов, закрепление за определенным грузом конкретного кода ЕТСНГ входит в полномочия Совета. При этом установление Советом нового кода груза ЕТСНГ не требует внесения изменений в Прейскурант, поскольку в Прейскуранте не указываются коды и тарифные классы для конкретных грузов. В перевозочных документах груз обозначается в соответствии с установленным ЕТСНГ наименованием и присвоенным кодом.

Вопрос отнесения конкретного груза к той или иной группе или позиции ЕТСНГ подлежит разрешению Советом на основании заключений Экспертной группы. Таким образом, вопрос оценки физических свойств грузов для принятия решения об отнесении того или иного груза к группе и позиции ЕТСНГ подлежит разрешению Советом и не входит в полномочия ФАС России.

Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием и к целесообразности его изменения, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации. При разрешении дел в порядке абстрактного нормоконтроля (проверка законности нормативного правового акта вне связи с нарушением прав конкретного лица) Верховный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права, а вопросы о целесообразности того или иного варианта регулирования с точки зрения необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, а также проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет финансово-экономической обоснованности правового решения установления тарифов не относится к компетенции суда.

Оспариваемые нормативные положения, вопреки доводу административного истца, отвечают общеправовым критериям определенности, ясности и не допускают неоднозначное толкование. Из представленных административным истцом документов не усматривается, что применение на практике оспариваемой части нормативного правового акта не соответствует ее истолкованию, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов.

При изложенных обстоятельствах примечание <*> к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1, кода позиции Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов 111006 раздела II таблицы N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта не могут быть признаны противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов административного истца в упоминаемом им аспекте.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" о признании частично недействующими примечания <*> к абзацу первому подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 части 1, кода позиции Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов 111006 раздела II таблицы N 1 приложения 2 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ