Решение Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N АКПИ16-313 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца сорокового Приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста РФ 14.10.2005 N 189"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2016 г. N АКПИ16-313

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Е. о признании частично недействующим абзаца сорокового приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 (в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 277),

установил:

согласно абзацу сороковому приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету литературу и издания периодической печати из библиотеки СИЗО либо приобретенные через администрацию СИЗО в торговой сети, за исключением материалов экстремистского, эротического и порнографического содержания.

Гражданин Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим абзаца сорокового приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 12 части второй статьи 16, пункту 4 части второй статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и нарушают права и свободы административного истца на доступ к средствам массовой информации и литературе, устанавливая необоснованный запрет на получение литературы через передачи и посылки от родственников.

Административный истец Е. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Ц., П.А., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей Минюста России Ц., П.А., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Р., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Конституцией Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Согласно части первой статьи 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Во исполнение требований названного Федерального закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которые действуют в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 277 (далее - Правила).

Правила согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прошли государственную регистрацию 8 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139, опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 46, 14 ноября 2005 г., размещены на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru и во всех справочно-информационных системах правового характера.

В соответствии с частью третьей статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в Правилах внутреннего распорядка в местах содержания под стражей устанавливается перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету.

Приложение N 2 к Правилам устанавливает перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, в соответствии с пунктом 13 части первой статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" имеют право пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети. Названный Федеральный закон не предусматривает право подозреваемого и обвиняемого на получение литературы и изданий периодической печати в посылках и бандеролях.

Следовательно, оспариваемые положения абзаца сорокового приложения N 2 к Правилам соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его конституционных прав на свободный доступ к информации являются несостоятельными.

В соответствии с частью второй статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют право подписываться на газеты и журналы и получать их.

Пункт 12 части 2 статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", на который ссылается административный истец, предусматривает, что в Правилах внутреннего распорядка устанавливается порядок проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы.

В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети (часть четвертая статьи 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь 175, 176, 180 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Е. о признании частично недействующим абзаца сорокового приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 (в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 277), отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ