Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 N 619-О-П "По запросу Парламента Чеченской Республики о проверке конституционности пункта 7 Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 октября 2008 г. N 619-О-П

ПО ЗАПРОСУ ПАРЛАМЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 7 ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ЗА УТРАЧЕННОЕ ЖИЛЬЕ

И ИМУЩЕСТВО ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗРЕШЕНИЯ КРИЗИСА

В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГРАЖДАНАМ, ПОСТОЯННО

ПРОЖИВАЮЩИМ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Парламента Чеченской Республики,

установил:

1. Парламент Чеченской Республики просит признать не соответствующим статьям 15 (часть 1), 18, 19 (часть 2), 27 (часть 1), 55 (часть 2), 114 (часть 1) и 115 Конституции Российской Федерации пункт 7 Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 404), в части, устанавливающей, что наличие регистрации гражданина в разрушенном жилье (индивидуальном доме или квартире) является обязательным условием для получения им компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество.

Кроме того, по мнению заявителя, такое предписание противоречит части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, а также не согласуется с иными предписаниями данного Положения (пункты 2, 3 и другие).

2. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Регулирующим данную сферу общественных отношений Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен институт регистрации.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 5 октября 2000 года N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.

3. Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 404 "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на территории Чеченской Республики", которое, в свою очередь, принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 года N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" в целях скорейшего восстановления нарушенных прав и законных интересов пострадавших граждан и с учетом характера причиненного вреда.

Как уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 декабря 2005 года N 499-О, названное Постановление Правительства Российской Федерации, будучи специальным нормативным актом, предусматривающим ряд упрощенных процедур восстановления гражданами своих прав и получения определенных компенсаций, не ограничивает и не исключает действие общих норм гражданского законодательства, касающихся права собственности, возмещения причиненного вреда и т.д.; эти вопросы подлежат разрешению судами общей юрисдикции по заявлениям граждан, обращающихся за защитой своих прав, на основании установления всех фактических обстоятельств конкретного дела.

3.1. Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, определяет категории граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, и устанавливает порядок получения этих выплат.

Так, согласно пункту 7 Положения для получения компенсационных выплат гражданин представляет в Комиссию по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество заявление от имени всех членов семьи (членов других семей), зарегистрированных (прописанных) на жилой площади разрушенного жилья до его утраты, по форме согласно приложению N 1 и следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность заявителя, членов его семьи (членов других семей), и их копии;



б) подлинник одного из документов, подтверждающих право собственности, либо владения, либо пользования утраченным жильем (домовая книга, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, договор купли-продажи, ордер, договор дарения, документ, свидетельствующий о приватизации жилья, и др.), а также нотариально заверенная копия указанного документа.

В случае отсутствия подлинников указанных документов вопрос о праве собственности, либо владения, либо пользования утраченным жильем решается в судебном порядке. При этом заявитель представляет в Комиссию соответствующее судебное решение и его нотариально заверенную копию;

в) нотариально заверенный документ, подтверждающий согласие всех членов семьи (членов других семей) на получение компенсационных выплат заявителем.

По смыслу указанных предписаний в их взаимосвязи с пунктом 2, определяющим категории граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, и пунктом 3, согласно которому компенсационные выплаты осуществляются за одно утраченное жилье (индивидуальный жилой дом или квартиру) и находившееся в нем имущество независимо от количества членов семьи или семей, зарегистрированных на жилой площади разрушенного жилья до его утраты, статус гражданина как лица, управомоченного на оформление и получение компенсационных выплат от своего имени и от имени всех членов семьи (семей), проживавших в утраченном жилье, должен быть подтвержден фактами, имеющими юридическое значение, к числу которых относятся имеющие документальное подтверждение сведения о регистрации на жилой площади разрушенного жилья до его утраты как обстоятельстве, позволяющем установить круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть защищены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 404.

3.2. Положением об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, предусмотрена также возможность решения некоторых вопросов, связанных с получением компенсационных выплат, в судебном порядке, например в случае отсутствия подлинников необходимых документов, подтверждающих право собственности, либо владения, либо пользования утраченным жильем (пункт 7, подпункт "б"), или в случае спора между членами семьи (членами других семей) относительно того, кто будет от своего и от их имени получать компенсационные выплаты (пункт 8).

Поскольку в условиях кризиса в Чеченской Республике имели место ситуации, делавшие невозможной регистрацию граждан на занимаемой ими жилой площади, судебное решение об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилье, вынесенное по заявлению лица, оказавшегося в подобной ситуации, также является документом, подтверждающим правомерность обращения за компенсационными выплатами на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 404.

3.3. Таким образом, предписание о наличии у гражданина и членов его семьи (членов других семей) регистрации на жилой площади разрушенного жилья до его утраты, как направленное, с одной стороны, на защиту прав и законных интересов пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике граждан, постоянно проживающих на ее территории, а с другой - на предотвращение злоупотреблений со стороны получателей компенсационных выплат, само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении этих выплат, в частности лицам, факт проживания которых в утраченном жилье установлен судебным решением, и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями статей 15, 18, 19, 27 и 55 Конституции Российской Федерации.

Иное истолкование и применение данного предписания, в том числе судами, означало бы неправомерное ограничение гарантий социальной защиты лиц, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 года N 898, и приводило бы к нарушению принципов равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Пункт 7 Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 404), в части, определяющей регистрацию в разрушенном жилье до его утраты как одно из условий, с которыми связывается право на получение компенсационных выплат, - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования - не может служить основанием для лишения права на предоставление мер социальной защиты, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 404, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике граждан, постоянно проживающих на ее территории.

Конституционно-правовой смысл указанного предписания, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе ранее выраженных им правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

2. Признать запрос Парламента Чеченской Республики не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

3. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ