Постановление Правительства РФ от 09.12.2022 N 2274 "Об особенностях осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и о внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (вместе с Положением об особенностях осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем)"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2022 г. N 2274

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ

К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ В ПРЕДЕЛАХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ

ЦЕН (ТАРИФОВ) В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, УТВЕРЖДЕННЫЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2011 Г. N 1178

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и абзацем третьим пункта 5 статьи 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об особенностях осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем (далее - Положение);

изменения, которые вносятся в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2022, N 36, ст. 6236).

2. Установить, что:

особенности осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, установленные Положением, применяются в течение периода с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно;

требования пунктов 11 и 12 Положения о необходимости согласования с системным оператором документации, разработанной при технологическом присоединении объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, и технических решений по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов электроэнергетики, предусмотренных такой документацией, не распространяются на документацию, согласованную и утвержденную в установленном законодательством Российской Федерации порядке, до вступления в силу Положения;

Положение действует до 15 января 2024 г. включительно.

3. Министерству энергетики Российской Федерации обеспечить мониторинг подготовки и осуществления передачи субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и принятия системным оператором:

функций диспетчерского управления (ведения) в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, входящих в состав технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, 28 декабря 2023 г. в 12 часов 00 минут по местному времени;

функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в полном объеме 31 декабря 2023 г.

4. Федеральной антимонопольной службе в месячный срок пересмотреть установленные на второе полугодие 2023 г. цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем, оказываемые акционерным обществом "Системный оператор Единой энергетической системы", в целях учета при их установлении расходов системного оператора, связанных с организацией выполнения им функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в переходный период до 31 декабря 2023 г.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 9 декабря 2022 г. N 2274

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА РОЗНИЧНЫХ

РЫНКАХ В ПРЕДЕЛАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1. Настоящее Положение устанавливает особенности осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, в том числе в части передачи системному оператору электроэнергетических систем России (далее - системный оператор) необходимых документов и информации, организации систем связи и порядка взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, зонами диспетчерской ответственности которых до 31 декабря 2023 г. включительно являются технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, перечень которых определен Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" (далее - субъекты оперативно-диспетчерского управления), других субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с системным оператором на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно (далее - переходный период).

2. Субъекты оперативно-диспетчерского управления обязаны передать системному оператору 28 декабря 2023 г. в 12 часов 00 минут по местному времени, а системный оператор в указанные дату и время принять функции диспетчерского управления (ведения) в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, входящих в состав технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

Передача субъектами оперативно-диспетчерского управления системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в полном объеме осуществляется 31 декабря 2023 г.

3. Порядок осуществления технологического взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления с системным оператором при осуществлении в течение переходного периода функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также при подготовке к передаче системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, включая порядок и сроки представления системному оператору документов и информации, согласования с ним соответствующих решений и документов, порядок участия системного оператора в переходный период в осуществлении субъектами оперативно-диспетчерского управления функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в иных формах, определяется настоящим Положением и соглашением о взаимодействии, заключаемым между каждым субъектом оперативно-диспетчерского управления и системным оператором.

Субъекты оперативно-диспетчерского управления и системный оператор обязаны до 15 декабря 2022 г. согласовать условия взаимодействия на переходный период и заключить в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации указанные в абзаце первом настоящего пункта соглашения о взаимодействии.

4. Системный оператор не позднее 1 февраля 2023 г. обязан сформировать и довести до сведения субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы:

а) перечень линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы и в отношении которых системный оператор будет осуществлять диспетчерское управление (ведение) начиная с 28 декабря 2023 г. (далее - перечень объектов диспетчеризации);

б) перечень устройств релейной защиты и автоматики, в отношении которых системный оператор начиная с 1 января 2024 г. будет выполнять функции по расчету и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования в соответствии с распределением функций по расчету и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, предусмотренным правилами взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

5. В течение переходного периода субъекты оперативно-диспетчерского управления обязаны передавать системному оператору:

документы и информацию, полученные ими в соответствии с правилами предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - правила предоставления информации), от субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих объектами электроэнергетики или энергопринимающими устройствами, а также комплексами и устройствами релейной защиты и автоматики, включенными системным оператором в указанные в пункте 4 настоящего Положения перечни, - не позднее 5 рабочих дней со дня получения таких документов и (или) информации;

информацию, полученную ими от субъектов электроэнергетики в соответствии с пунктом 117 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в отношении каждого из объектов по производству электрической энергии установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более, функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, - начиная с 1 октября 2023 г. в день получения такой информации.

В течение переходного периода субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие объектами электроэнергетики или энергопринимающими устройствами, комплексами и устройствами релейной защиты и автоматики, включенными системным оператором в указанные в пункте 4 настоящего Положения перечни, и системный оператор осуществляют взаимодействие между собой для организации предоставления начиная с 1 января 2024 г. субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии документов и информации, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, непосредственно в диспетчерские центры системного оператора. В ходе указанного взаимодействия в том числе осуществляется предоставление такими субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в диспетчерские центры системного оператора соответствующих документов и информации в тестовом режиме.

Субъекты оперативно-диспетчерского управления, совмещающие деятельность по производству и купле-продаже (поставке) электрической энергии и (или) передаче электрической энергии с деятельностью по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, обязаны предоставлять системному оператору в течение переходного периода информацию о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электроэнергетики в объеме, порядке и сроки, которые определены правилами предоставления информации для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

6. Помимо указанной в пункте 5 настоящего Положения информации субъекты оперативно-диспетчерского управления обязаны передать системному оператору в течение переходного периода следующие документы и информацию, связанные с осуществлением ими деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению соответствующими технологически изолированными электроэнергетическими системами:

а) в срок до 15 февраля 2023 г.:

информацию о технических параметрах и характеристиках линий электропередачи, оборудования объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, полученную субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с правилами предоставления информации, - в отношении объектов электроэнергетики, оборудования, включенных системным оператором в перечень объектов диспетчеризации, сформированный в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения, по состоянию на указанную в абзаце первом настоящего подпункта дату;

нормальные схемы электрических соединений технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также имеющиеся у субъектов оперативно-диспетчерского управления нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объектов электроэнергетики, входящих в состав указанных электроэнергетических систем, оборудование которых будет относиться к объектам диспетчеризации системного оператора, утвержденные на 2023 год;

перечень технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы (далее - технические условия для технологического присоединения) энергопринимающих устройств максимальной мощностью 150 кВт и выше;

копии согласованных субъектами оперативно-диспетчерского управления и не завершенных выполнением технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электросетевого хозяйства максимальной мощностью более 5 МВт, объектов по производству электрической энергии установленной генерирующей мощностью более 5 МВт, а также копии проектной документации по исполнению таких технических условий и проектной документации на строительство (реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение) объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, в отношении которых выполнение указанных работ не завершено;

б) акты об общесистемных технических параметрах и характеристиках функционирующего в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы генерирующего оборудования, составленные и утвержденные в соответствии с правилами проведения испытаний и определения общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - в срок до 1 мая 2023 г., а в дальнейшем в течение 5 рабочих дней со дня получения такого акта субъектом оперативно-диспетчерского управления от собственника или иного законного владельца генерирующего оборудования;

в) утвержденные субъектом оперативно-диспетчерского управления сводные месячные графики ремонта энергетического оборудования, линий электропередачи, электросетевого оборудования и сводные месячные графики технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики (далее - устройства защиты), а также средств диспетчерского и технологического управления (далее - средства управления) - не позднее 24-го числа каждого месяца, предшествующего планируемому, в течение периода с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно;

г) проекты инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и вносимых в инвестиционные программы корректировок, рассматриваемые субъектом оперативно-диспетчерского управления в 2023 году, а также заключения по результатам рассмотрения субъектом оперативно-диспетчерского управления указанных проектов инвестиционных программ (корректировок) - в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта инвестиционной программы (корректировки) или направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения по нему соответственно;

д) в срок до 1 сентября 2023 г. следующие документы (их копии) и информацию, необходимые для выполнения расчетов и выбора (согласования) параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств защиты, в отношении устройств защиты, включенных системным оператором в указанный в подпункте "б" пункта 4 настоящего Положения перечень:

действующие задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по настройке устройств защиты;

полученные от собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики (далее - владельцы объектов электроэнергетики) уведомления о выполнении заданий субъекта оперативно-диспетчерского управления по настройке устройств защиты;

параметры настройки (уставки) и алгоритмы функционирования устройств защиты, расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования которых осуществляются владельцами объектов электроэнергетики, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления;

копии исполнительных схем устройств защиты (в электронном виде или на бумажном носителе);

файлы параметрирования (для микропроцессорных устройств защиты);

методики расчета и выбора параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств защиты, имеющиеся у субъекта оперативно-диспетчерского управления;

руководства по эксплуатации устройств защиты, содержащие функционально-логические схемы и схемы программируемой логики с описанием алгоритмов работы указанных схем и учитывающие используемую на объектах электроэнергетики версию программного обеспечения устройств защиты;

е) отчетную информацию о выполнении заданий по настройке автоматики частотной разгрузки и объемам нагрузки потребителей, подключенной под действие автоматики частотной разгрузки, полученную в 2023 году в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - в течение 5 рабочих дней со дня ее получения;

ж) результаты проведенных в 2023 году контрольных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения и сформированную по результатам обработки контрольных замеров расчетную модель соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы - в течение 30 календарных дней со дня проведения соответствующих контрольных замеров;

з) результаты проведенных в 2023 году внеочередных замеров нагрузок по присоединениям и энергопринимающим устройствам, подключенным под действие противоаварийной автоматики и (или) включенным в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), - в течение 10 рабочих дней со дня проведения таких замеров;



и) документы и информацию (в том числе содержащиеся в соответствующих программно-аппаратных или информационных комплексах и базах данных), поступившие в адрес соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления и (или) согласованные (подписанные, утвержденные, используемые) таким субъектом оперативно-диспетчерского управления при осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в соответствии с перечнем таких документов и информации, сформированным системным оператором при подписании соглашения о взаимодействии, - в течение 2023 года в установленные таким перечнем сроки, но не позднее 15 декабря 2023 г.;

к) в срок до 15 января 2024 г. документы и информацию, указанные в подпункте "и" настоящего пункта, поступившие в адрес субъекта оперативно-диспетчерского управления и (или) им согласованные (подписанные, утвержденные) в период с 15 по 31 декабря 2023 г.

7. В случае изменения в период с 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно документов или информации, представленных субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 6 настоящего Положения, субъект оперативно-диспетчерского управления обязан направить в адрес системного оператора актуальные документы или информацию в течение 5 рабочих дней со дня соответствующих изменений.

8. В период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно функции по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, результаты реализации которых подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике учету, исполнению или использованию системным оператором, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии (мощности) при осуществлении ими деятельности в области электроэнергетики в период начиная с 1 января 2024 г., субъект оперативно-диспетчерского управления обязан осуществлять по согласованию с системным оператором. Перечень таких функций и порядок участия системного оператора в их осуществлении (включая порядок и сроки рассмотрения и согласования соответствующих документов) в части, не урегулированной настоящим Положением, определяются соглашениями о взаимодействии, заключаемыми в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения.

9. В течение переходного периода субъекты оперативно-диспетчерского управления обязаны согласовывать с системным оператором следующие документы до их утверждения (подписания, согласования):

а) сводные годовые графики ремонта энергетического оборудования, линий электропередачи, электросетевого оборудования, а также сводные годовые графики технического обслуживания устройств защиты и средств управления, относящихся к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления, разрабатываемые и утверждаемые на 2024 год;

б) сводные месячные графики ремонта энергетического оборудования, линий электропередачи, электросетевого оборудования и сводные месячные графики технического обслуживания устройств защиты и средств управления, относящихся к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления, на январь 2024 г.;

в) заключения субъекта оперативно-диспетчерского управления о возможности либо о невозможности вывода из эксплуатации объектов диспетчеризации, а также предложения в отношении перечня мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта диспетчеризации в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86 "Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации";

г) формируемый субъектом оперативно-диспетчерского управления прогноз плановой мощности, потребляемой в часы максимальных нагрузок, и прогноз планового потребления электрической энергии на территории технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы в осенне-зимний период с 2023 года по 2024 год;

д) задания по настройке автоматики частотной разгрузки и объемам нагрузки потребителей, подключенной под действие автоматики частотной разгрузки и частотного автоматического повторного включения на период с 2023 года по 2024 год;

е) задания на разработку графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) на период с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г., а также графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), разработанные на указанный период, и изменения, вносимые в утвержденные графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности);

ж) задания субъекта оперативно-диспетчерского управления на проведение в 2023 году контрольных (внеочередных) замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;

з) диспетчерские заявки на изменение технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления начиная с 1 декабря 2023 г.

10. Нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объектов электроэнергетики, оборудование которых будет относиться к объектам диспетчеризации системного оператора в соответствии с перечнем объектов диспетчеризации, разрабатываемые и утверждаемые на 2024 год, до их утверждения подлежат согласованию владельцами таких объектов электроэнергетики с системным оператором с соответствии с требованиями к графическому исполнению нормальных (временных нормальных) схем электрических соединений объектов электроэнергетики и порядку их согласования с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в сроки и порядке, которые установлены указанными требованиями для согласования нормальных (временных нормальных) схем с субъектом оперативно-диспетчерского управления.

11. В период с 1 октября 2023 г. по 31 декабря 2023 г. при строительстве (реконструкции) и технологическом присоединении к электрическим сетям в субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, объектов электросетевого хозяйства максимальной мощностью более 5 МВт и (или) проектным номинальным классом напряжения 110 кВ и выше, а также энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, применяются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила технологического присоединения), с учетом следующих особенностей:

а) проекты схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (проекты по внесению изменений в утвержденные схемы выдачи мощности или схемы внешнего электроснабжения) подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления и системным оператором;

технические условия для технологического присоединения указанных в настоящем пункте объектов и вносимые в них изменения подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления и системным оператором;

системный оператор и субъект оперативно-диспетчерского управления рассматривают проектную документацию, разработанную заявителем и сетевой организацией, и подтверждают ее соответствие (несоответствие) требованиям технических условий для технологического присоединения, выполнение которых обеспечивает возможность надежной работы присоединяемого объекта в составе соответствующей электроэнергетической системы;

системный оператор и субъект оперативно-диспетчерского управления участвуют в проверках выполнения технических условий для технологического присоединения с оформлением по результатам таких проверок актов о выполнении технических условий, согласованных в том числе с системным оператором;

б) для обеспечения участия системного оператора в процедуре технологического присоединения к электрическим сетям объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, субъект оперативно-диспетчерского управления в течение 2 рабочих дней со дня получения указанных ниже документов направляет системному оператору:

копию заявки на технологическое присоединение объекта, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

технические условия для технологического присоединения (вносимые в них изменения), разработанные сетевой организацией и направленные на согласование субъекту оперативно-диспетчерского управления;

копию проектной документации, разработанной сетевой организацией или заявителем;

копию уведомления о готовности к проверке выполнения технических условий для технологического присоединения, полученного от заявителя или сетевой организации, с приложением документов, предусмотренных Правилами технологического присоединения;

в) рассмотрение и согласование системным оператором технических условий для технологического присоединения и иных документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также его участие в проверке выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий для технологического присоединения осуществляются в порядке и в пределах сроков, которые предусмотрены Правилами технологического присоединения для субъекта оперативно-диспетчерского управления. При наличии замечаний к представленным на согласование техническим условиям для технологического присоединения или иным документам, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, системный оператор и субъект оперативно-диспетчерского управления в письменной форме уведомляют сетевую организацию об имеющихся замечаниях;

г) в случае если технологическое присоединение объекта электроэнергетики или энергопринимающего устройства осуществляется к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании субъекту оперативно-диспетчерского управления, указанный субъект осуществляет взаимодействие с системным оператором в ходе технологического присоединения к электрическим сетям в порядке, установленном Правилами технологического присоединения и настоящим Положением для сетевой организации, в том числе:

направляет на рассмотрение системному оператору копию заявки на технологическое присоединение;

осуществляет подготовку технических условий для технологического присоединения и их согласование с системным оператором;

осуществляет согласование с системным оператором изменений, вносимых в такие технические условия;

направляет на рассмотрение системному оператору проектную документацию, разработанную субъектом оперативно-диспетчерского управления или заявителем;

привлекает представителей системного оператора к участию в проверке выполнения субъектом оперативно-диспетчерского управления и заявителем технических условий для технологического присоединения с оформлением по ее результатам соответствующих документов, согласованных с системным оператором.

12. В случае строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объекта по производству электрической энергии установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более или объекта электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании субъекту оперативно-диспетчерского управления, совмещающему деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже (поставке) электрической энергии и (или) деятельностью по передаче электрической энергии, указанный субъект:

осуществляет согласование с системным оператором технических решений, обеспечивающих работу строящихся, реконструируемых, модернизируемых, технически перевооружаемых объектов электроэнергетики в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, и вносимых в такие технические решения изменений;

обеспечивает участие системного оператора в проверке выполнения мероприятий и технологических требований, обеспечивающих работу строящихся, реконструируемых, модернизируемых, технически перевооружаемых объектов электроэнергетики в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы;

осуществляет согласование с системным оператором технических заданий на разработку проектной документации, проектной и рабочей документации на создание (модернизацию) комплексов и устройств защиты.

13. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, соответствующие критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленным Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 114 "О порядке отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике", заключают до 1 декабря 2023 г. договоры возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором с условием о начале исполнения обязательств по указанным договорам с 1 января 2024 г.

14. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, не соответствующие критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, установленным Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, указанными в пункте 13 настоящего Положения, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, до 1 декабря 2023 г. заключают с системным оператором безвозмездные соглашения, которыми устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия в целях обеспечения надежности функционирования соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, с условием о начале исполнения обязательств по указанным соглашениям с 1 января 2024 г.

15. Указанные в пунктах 13 и 14 настоящего Положения договоры возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашения о технологическом взаимодействии должны включать в том числе установленные системным оператором технические требования, необходимые для управления электроэнергетическим режимом работы технологически изолированных электроэнергетических систем, и сроки выполнения этих требований.

16. Начиная с 1 января 2024 г. действие договоров возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии, заключенных субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с субъектами оперативно-диспетчерского управления, зоной диспетчерской ответственности которых до 31 декабря 2023 г. являлись соответствующие технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, прекращается.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 9 декабря 2022 г. N 2274

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ

РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, УТВЕРЖДЕННЫЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2011 Г. N 1178

1. Абзац пятнадцатый пункта 80 после слов "системным оператором" дополнить словами "электроэнергетических систем России (далее - системный оператор)".

2. Пункт 83 дополнить абзацами следующего содержания:

"При установлении на 2023 год цен (тарифов) на оказываемые системным оператором услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков учитываются расходы системного оператора, связанные с организацией выполнения им функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, включая расходы на:

обеспечение диспетчерских центров системного оператора помещениями, их технологическое и инженерное оснащение, трудоустройство и подготовку персонала, оснащение диспетчерских центров информационно-технологической инфраструктурой, включая совокупность оборудования, программно-технических средств и каналов связи, необходимых для организации выполнения функций по оперативно-диспетчерскому управлению в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

организацию и осуществление технологического и информационного взаимодействия и участие системного оператора в осуществлении оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в установленный Правительством Российской Федерации переходный период в соответствии с Положением об особенностях осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 2274.".