Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2023 N 3550-р (ред. от 21.10.2024) "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации на период до 2030 года"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 декабря 2023 г. N 3550-р

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года.

2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждено

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 11 декабря 2023 г. N 3550-р

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

1. Основание

Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 231 "О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 608-р;

перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденный Президентом Российской Федерации 1 сентября 2022 г. N Пр-1553;

перечень поручений по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 23 - 24 ноября 2022 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 29 января 2023 г. N Пр-172;

план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.

2. Период действия стратегического направления

Стратегическое направление действует до 2030 года и поэтапно охватывает проекты, относящиеся к отрасли культуры.

Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

актуализация перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложения Министерства культуры Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз культурному и историческому суверенитету, национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов;

поручения Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры до 2030 года

Сроки реализации

-

до 2030 года

Цели

-

достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате;

разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных

Целевое состояние

-

сохранение информации о билете, удостоверяющем право посетителя на посещение культурного мероприятия (далее - билет), в реестре системы;

отслеживание всего жизненного цикла билета от создания анонса мероприятия до гашения билета и прохода на мероприятие;

при нахождении в любом субъекте Российской Федерации гражданин имеет возможность беспрепятственно посетить библиотеку и (или) воспользоваться ее сервисами офлайн или онлайн;

комплектование библиотек производится в зависимости от потребностей читателей;

производится формирование портфолио "профессионала отрасли" в сфере культуры (от детских школ искусств и культурно-досуговых учреждений до повышения квалификации);

получение актуальной и оперативной обратной связи от посетителей культурных мероприятий;

функционирование единой платформы создания и агрегации контента, в которой производится идентификация пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" для регионов;

продвижение мероприятий между регионами производится с использованием модуля организации гастролей ("Биржа гастролей");

обогащение цифрового культурного профиля гражданина;

функционирование единой платформы агрегации и обработки с использованием искусственного интеллекта и генерации персонализированных предложений;

использование итерационной модели проектирования архитектуры цифровых сервисов отрасли культуры;

исключение дублирования функциональности в информационных системах и сервисах за счет повторного использования компонентов единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"

(далее - платформа ГосТех");

ввод и сбор данных производится из единого источника для обеспечения актуальности, целостности данных и безопасности систем;

создание, развитие и эксплуатация сервисов и проекты стратегического направления производятся в рамках домена "Культура"

Индикаторы цифровой трансформации отрасли

-

доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах;

доля посетителей культурных мероприятий, имеющих цифровой культурный профиль;

количество регионов, использующих типовое облачное решение "Культурный регион";

доля посетителей культурных мероприятий, использующих интерактивные культурные помощники;

количество сервисов домена "Культура", запущенных в эксплуатацию

Перечень ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации стратегического направления

-

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия;

автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика";

федеральное казенное учреждение "Государственные технологии";

экспертные организации

II. Приоритеты, цели, задачи стратегического направления

1. Приоритеты

Приоритетами стратегического направления являются:

увеличение доступности культурных ценностей в цифровом формате;

целостность, непротиворечивость и актуальность государственных данных отрасли культуры с использованием технологий искусственного интеллекта;

создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

достижение цифровой зрелости сферы культуры и искусств;

достижение целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" к 2030 году, "увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года";

обеспечение технологической независимости сферы культуры и искусств.

2. Цели

Целями стратегического направления являются:

достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате;

разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных.

3. Задачи

Задачами стратегического направления являются:

создание системы учета и анализа всех билетов, приобретаемых на культурные мероприятия в России, на протяжении их жизненного цикла;

обеспечение беспрепятственного посещения любой библиотеки по единому читательскому билету;

создание цифровых культурных профилей посетителей и учреждений культуры;

создание типового облачного решения единой афиши и билетного поля региона с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей и мультиязычности субъектов Российской Федерации;

внедрение системы управления государственными данными отрасли культуры, включая технологии искусственного интеллекта;

формирование целевой архитектуры домена "Культура" на платформе "ГосТех" и переход на итерационный подход развития сервисов домена;

обеспечение архитектурной целостности создаваемых сервисов и домена "Культура" с применением и использованием компонентов платформы "ГосТех".

III. Оценка состояния, участники, проблематика

стратегического направления

1. Основные процессы отрасли культуры и оценка

текущего состояния

Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни граждан и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Государственная культурная политика с 2013 года нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры.

Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению.

Посещаемость мероприятий учреждений культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 1875,9 млн. посещений. Число посещений учреждений культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 13 посещений против 5 в 2013 году.

К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий учреждений культуры до 4,5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.

В 2022 году сфера культуры включала 87,9 тыс. государственных и муниципальных учреждений культуры, что превышает уровень 2013 года на 2 процента. В данных учреждениях работает свыше 610,5 тыс. человек.

В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России ("Культура.РФ"), ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.

Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие учреждения сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2022 году составило 264,23 млн. единиц.

В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 300 млн. единиц.

Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:

отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;

недостаточный уровень обеспеченности населения учреждениями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций (при отсутствии обязательных к применению норм и нормативов размещения учреждений культуры развитие сети осуществляется в соответствии с решениями региональных властей);

низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры;

сокращение численности работников в учреждениях культуры (на 10 процентов по сравнению с 2013 годом);

разрозненность ведомственных информационных систем, дублирование и недостоверность государственных данных отрасли культуры.

Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.

2. Участники реализации стратегического направления

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации стратегического направления, является Министерство культуры Российской Федерации.

Соисполнителями по реализации стратегического направления являются:

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия;

автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика";

федеральное казенное учреждение "Государственные технологии";

экспертные организации.

3. Индикаторы цифровой трансформации

Индикаторы цифровой трансформации стратегического направления приведены в приложении N 1.

4. Участники стратегического направления. Проблематика,

связанная с участниками стратегического направления

Участники стратегического направления и проблематика, связанная с участниками стратегического направления, приведены в приложении N 2.

5. Целевое состояние стратегического направления

Целевое состояние стратегического направления приведено в приложении N 3.

IV. Границы стратегического направления

1. Тенденции

Устойчивое развитие и сохранение культурного наследия

-

использование цифровых технологий является важным шагом в сохранении культурного наследия и его доступности для будущих поколений

Импортонезависимость и обеспечение информационной безопасности в новых условиях

-

переход на отечественное аппаратное и программное обеспечение, обеспечение информационной безопасности при существенном увеличении кибератак и взломов информационных систем

Персонализация и индивидуальный подход

-

развитие алгоритмов и систем, способных анализировать предпочтения пользователей и предлагать им индивидуально подобранное содержание

Уменьшение расходов на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем за счет повторного использования компонентов платформы ГосТех"

-

переход на платформу ГосТех" и повторное использование компонентов платформы для существенного усиления функционала информационных систем отрасли культуры и уменьшения расходов на развитие и эксплуатацию

Внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов отрасли культуры и рекомендательных сервисов для посетителей культурных мероприятий

-

внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов в отрасли культуры выступает в качестве значительного сдвига в способах трансформации, сохранения и представления культурного наследия и культурной деятельности, обеспечивая эффективное управление государственными данными в сфере культуры и искусства

2. Ограничения

Ограничение доступа к технологиям

-

учреждения культуры испытывают затруднения с доступом к современным технологиям и инфраструктуре и не всегда имеют доступ к передовым технологиям или высококвалифицированным специалистам, способным реализовать и поддерживать цифровые решения;

существующие проблемы соблюдения авторских прав также могут представлять препятствия для цифровой трансформации

Ограничение кадрового потенциала

-

цифровая трансформация требует наличия высококвалифицированных специалистов, которые могут разрабатывать и внедрять новые технологии в отрасли культуры;

при этом некоторые учреждения могут столкнуться с недостатком квалифицированных кадров или сложностями в подготовке персонала для работы с новыми технологиями

Финансовые ограничения

-

цифровая трансформация требует значительных инвестиций в технологии, инфраструктуру, обучение персонала и поддержание операций;

отрасль культуры, зачастую получающая недостаточное финансирование или полагающаяся на государственные субсидии и пожертвования, может столкнуться с проблемами в получении необходимых средств

Культурные и общественные ограничения

-

цифровое преобразование может вызвать существенные изменения в том, как культурные услуги предлагаются и воспринимаются, и эти изменения могут не быть приняты аудиторией или обществом в целом

V. Проекты

1. Проекты стратегического направления

Проекты стратегического направления приведены в приложении N 4.

2. Внедряемые технологии

В ходе реализации проектов стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

технологии искусственного интеллекта;

технологии сбора, хранения и обработки больших данных;

отраслевые цифровые технологии, в том числе технологии анализа данных;

технологии машинного обучения и когнитивные технологии.

Указанные технологии будут применены для следующих направлений:

автоматизация операционных процессов учреждений культуры и продвижение в социальных сетях с использованием технологий искусственного интеллекта и нейронных сетей;

генерация и модерация контента с использованием машинного обучения;

формирование проактивного подхода к обслуживанию пользователей библиотек, направленного на опережение потребности читателя;

разработка и внедрение методов предметного, тематического и систематического поиска полнотекстовых ресурсов с использованием методов искусственного интеллекта;

создание алгоритмов искусственного интеллекта по генерации персонализированных предложений на основе анализа данных обо всех активностях гражданина в сфере культурного образования и досуга:

культурная программа на заданный период в соответствии с местом пребывания;

персонализированные предложения по подбору книг для чтения и по мероприятиям культуры;

поиск выставок и мероприятий в учреждениях культуры по предметам музейного фонда, по культурной самобытности народов и этнических общностей Российской Федерации или языковой принадлежности.

3. Показатели проектов стратегического направления

Показатели проектов стратегического направления приведены в приложении N 5.

4. Результаты проектов

По итогу создания и внедрения проектов стратегического направления к 2030 году будут достигнуты результаты в соответствии с приложением N 4 к настоящему документу.

5. Финансовое обеспечение

Стратегическое направление предусматривает реализацию мероприятий в рамках дополнительных средств федерального бюджета, доведенных до Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Проекты стратегического направления осуществляются на платформе "ГосТех" для уменьшения расходов на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем за счет повторного использования компонентов платформы "ГосТех".

Расходы, необходимые на реализацию проектов стратегического направления, предусматриваются федеральными органами исполнительной власти в пределах доведенных бюджетных ассигнований по соответствующим видам расходов на текущий год.

6. План мероприятий ("дорожная карта") реализации

стратегического направления

План мероприятий ("дорожная карта") реализации стратегического направления приведен в приложении N 6.

VI. Мониторинг реализации стратегического направления

Мониторинг реализации стратегического направления включает:

сбор и анализ данных по индикаторам и показателям стратегического направления;

сбор и анализ данных официального статистического учета в области культуры;

использование инструментов аналитики и визуализации данных для наглядного представления результатов и тенденций;

сравнение результатов с отраслевыми показателями.

В соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", в ходе управления реализацией стратегического направления предусматривается ежегодное проведение анализа и мониторинга достижения качественных и количественных показателей эффективности его реализации, в том числе с использованием инструментов мониторинга и аналитики в составе автоматизированной информационной системы сбора статистической отчетности отрасли культуры (автоматизированная информационная система "Статистика").

Приложение N 1

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации отрасли культуры

Российской Федерации до 2030 года

ИНДИКАТОРЫ

ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДО 2030 ГОДА

Название индикатора

Тип индикатора

Единица измерения

Источник данных

Краткий порядок интерпретации

1. Доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах Минкультуры России

отраслевой

процентов

мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России

доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах, позволяет провести оценку результатов мер по импортозамещению, импортонезависимости и технологическому суверенитету

2. Доля посетителей культурных мероприятий, имеющих цифровой культурный профиль

отраслевой

процентов

сбор ведомственной статистической отчетности отрасли культуры в автоматизированной информационной системе "Статистка" (далее - система "Статистка")

индикатор указывает состояние процесса роста количества посетителей культурных мероприятий, использующих цифровой культурный профиль

3. Количество регионов, использующих типовое облачное решение "Культурный регион"

отраслевой

единиц

сбор ведомственной статистической отчетности отрасли культуры в системе "Статистка"

индикатор указывает на процесс перехода регионов на единую платформу создания и агрегации контента с идентификацией пользователей через федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"

4. Доля посетителей культурных мероприятий, использующих интерактивные культурные помощники

отраслевой

процентов

сбор ведомственной статистической отчетности отрасли культуры в системе "Статистка"

индикатор указывает уровень внедрения искусственного интеллекта в сфере культуры и искусства

5. Количество сервисов домена "Культура", запущенных в эксплуатацию

отраслевой

штук

сбор ведомственной статистической отчетности отрасли культуры в системе "Статистка"

индикатор указывает состояние процесса по созданию и развитию государственных информационных систем и сервисов Минкультуры России на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех"

Приложение N 2

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации отрасли культуры

Российской Федерации до 2030 года

УЧАСТНИКИ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

И ПРОБЛЕМАТИКА, СВЯЗАННАЯ С УЧАСТНИКАМИ ЭТОГО

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Бенефициар

Группа

Краткая характеристика

Проблематика

Как проблематика влияет на бенефициара

Какое еще негативное влияние имеет вызов, угроза

Ранжирование вызова, угрозы

1. Посетители культурных мероприятий по билетам

граждане

граждане, которые ценят искусство, образование и культуру и регулярно посещают музеи, театры, концертные организации, цирки, зоопарки и кинотеатры

спекуляции - завышенные цены на билет от перекупщиков;

для возврата билета необходимо написать заявление за несколько дней до начала мероприятия, в некоторых случаях необходимо личное посещение места возврата билета;

подделка билетов на мероприятия и сайтов по их продаже

ограничение доступа к мероприятиям;

дополнительные финансовые расходы на приобретение билетов

снижение уровня удовлетворения и доверия посетителей к культурным мероприятиям

10

2. Посетители всех библиотек вне зависимости от ведомственной принадлежности

граждане

граждане, которые интересуются чтением и поиском информации, посещающие библиотеки, чтобы найти интересные книги, журналы и другие материалы для чтения

нет актуальных данных о посещении библиотек;

пополнение фондов библиотек производится не от потребностей читателей;

большое количество старого фонда, который не используется;

дублирование информации

ограниченный доступ к источникам первичных данных;

утрата ценности библиотеки как общественного места

снижение интереса к чтению и образованию;

рост нелегального контента

10

3. Посетители культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха, детских школ искусств, учреждений образования и культуры

граждане

граждане, которые ценят искусство, образование и культуру и регулярно посещают культурно-досуговые учреждения, парки культуры и отдыха, детские школы искусств, учреждения образования и культуры

нет возможности прослеживания творческого пути;

отсутствие обратной связи от посетителей после мероприятия;

не обеспечена полнота сбора и хранение первичных данных из учреждений культуры о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей

ограничение доступа к ресурсам;

снижение инноваций в культуре и искусстве;

ограниченные возможности обучения

утрата возможности улучшить качество культурных мероприятий;

потеря репутации и доверия к организаторам культурных мероприятий

10

4. Федеральные и региональные учреждения культуры

государство

организации, которые осуществляют культурную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей

разрозненность региональных информационных систем;

дефицит возможностей продвижения региональной культуры и этнокультурного достояния регионов

нет региональных реестров объектов культуры, событий в достаточном для пользователя объеме данных;

ограничены возможности продвижения местной культуры на федеральных ресурсах;

недостаток объективных данных и аналитики для принятия решений по проведению крупных мероприятий

учреждения культуры не имеют достаточной информации о своих клиентах-посетителях

9

5. Регуляторы

государство

управление отраслью культуры, государственная культурная политика, сохранение социокультурных ценностей Российской Федерации

несвязность развития информационных систем Минкультуры России и других ведомств;

отсутствие единой отраслевой модели данных;

снижение уровня информационной безопасности из-за длительного проведения аттестации информационных систем;

дублирование сбора, ввода данных в системах

недостаток скоординированных решений;

риск дублирования и недостоверности данных;

трудности в обмене информацией

большое количество отчетности

10

Приложение N 3

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации отрасли культуры

Российской Федерации до 2030 года

ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

Бенефициар

Проблематика

Естественное будущее

Целевое состояние

1. Посетители культурных мероприятий по билетам

спекуляции - завышенные цены на билет от перекупщиков;

для возврата билета необходимо написать заявление за несколько дней до начала мероприятия, в некоторых случаях необходимо личное посещение места возврата билета;

подделка билетов на мероприятия и сайтов по их продаже

отсутствие проверки подлинности билетов;

продолжение роста подделки билетов, сайтов мероприятий и спекуляции

сохранение информации о билете в неизменном реестре системы;

отслеживание всего жизненного цикла билета от создания анонса мероприятия до гашения билета и прохода на мероприятие

2. Посетители всех библиотек вне зависимости от ведомственной принадлежности

нет актуальных данных о посещении библиотек;

пополнение фондов библиотек производится не от потребностей читателей;

дублирование информации

единый реестр читателей не создан;

комплектование библиотек производится без анализа потребностей читателей, без учета специфики регионов и без внимания к актуальным тенденциям в литературе

при нахождении в любом субъекте Российской Федерации гражданин имеет возможность беспрепятственно посещать библиотеку и (или) воспользоваться ее сервисами офлайн или онлайн;

комплектование библиотек производится в зависимости от потребностей читателей

3. Посетители культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха, детских школ искусств, учреждений образования и культуры

нет возможности прослеживания творческого пути;

отсутствие обратной связи от посетителей после мероприятия;

не обеспечена полнота сбора и хранение первичных данных из учреждений культуры о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей

цифровой след интересов, покупок, посещений культурных событий не сохраняется, нет возможности анализа изменений тенденции отрасли культуры;

отсутствует оперативная обратная связь от посетителей после мероприятия

производится формирование портфолио "профессионала отрасли" в сфере культуры (от детских школ искусств и культурно-досуговых учреждений до повышения квалификации);

получение актуальной и оперативной обратной связи от посетителей культурных мероприятий

4. Федеральные и региональные учреждения культуры

разрозненность региональных информационных систем;

дефицит возможностей продвижения региональной культуры и этнокультурного достояния регионов

снижение возможности продвижения культуры и этнокультурного достояния регионов;

территориально-лоскутная цифровизация учреждений культуры (в зависимости от объема средств региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, выделенных на соответствующие цели);

разница уровня образования в сфере культуры между регионами, а также между малыми поселениями и крупными городами в силу разной эффективности среды управления отраслью культуры на местах

функционирует единая платформа создания и агрегации контента, в которой производится идентификация пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" для регионов;

продвижение мероприятий между регионами производится с использованием модуля организации гастролей ("Биржа гастролей")

5. Регуляторы

несвязность развития информационных систем Минкультуры России и других ведомств;

отсутствие единой отраслевой модели данных;

снижение уровня информационной безопасности из-за длительного проведения аттестации информационных систем;

дублирование сбора, ввода данных в системах

увеличение сроков запуска новых сервисов и разработки нормативно-правовой базы реализации информационных систем;

отсутствие структурированной и прозрачной информации о жизненном цикле создания и развития информационных систем;

увеличение угроз информационной безопасности

используется итерационная модель проектирования архитектуры цифровых сервисов отрасли культуры;

исключение дублирования функциональности в информационных системах и сервисах за счет повторного использования компонентов единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";

ввод и сбор данных производится из единого источника для обеспечения актуальности, целостности данных и безопасности систем;

создание, развитие и эксплуатация сервисов и проектов стратегического направления производятся в рамках домена "Культура"

Приложение N 4

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации отрасли культуры

Российской Федерации до 2030 года

ПРОЕКТЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

Бенефициар

Вызов (угроза)

Целевое состояние

Проекты

Результаты проекта

1. Посетители культурных мероприятий по билетам

спекуляции - завышенные цены на билет от перекупщиков;

для возврата билета необходимо написать заявление за несколько дней до начала мероприятия, в некоторых случаях необходимо личное посещение места возврата билета;

подделка билетов на мероприятия и сайтов по их продаже

сохранение информации о билете, удостоверяющем право посетителя на посещение культурного мероприятия, в реестре системы;

отслеживание всего жизненного цикла билета от создания анонса мероприятия до гашения билета и прохода на мероприятие

проект "Сервис ГОСБилет"

создана единая цифровая среда доверия для всех категорий участников билетного рынка отрасли культуры;

возврат билетов осуществляется в электронном виде по унифицированной форме;

информация об изменении состояния билета обновляется в режиме реального времени

2. Посетители всех библиотек вне зависимости от ведомственной принадлежности

нет актуальных данных посещений библиотек;

пополнение фондов библиотек производится не от потребностей читателей;

дублирование информации

при нахождении в любом субъекте Российской Федерации гражданин имеет возможность беспрепятственно посещать библиотеку и (или) воспользоваться ее сервисами офлайн или онлайн;

комплектование библиотек производится в зависимости от потребностей читателей

проект "Единый читательский билет"

национальный библиографический ресурс используется как мастер-данных для каталогизации изданий библиотечной отрасли;

национальная книжная платформа является инструментом комплектования библиотек;

создан и функционирует единый реестр читателей

3. Посетители культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха, детских школ искусств, учреждений образования и культуры

нет возможности прослеживания творческого пути;

отсутствие обратной связи от посетителей после мероприятия;

не обеспечена полнота сбора и хранение первичных данных из учреждений культуры о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей

производится формирование портфолио "профессионала отрасли" в сфере культуры (от детских школ искусств и культурно-досуговых учреждений до повышения квалификации);

получение актуальной и оперативной обратной связи от посетителей культурных мероприятий

проект "Цифровой культурный профиль"

Минкультуры России владеет актуальной, достоверной и полной информацией о гражданах, посещающих мероприятия и учреждения культуры;

создана возможность предлагать подходящие мероприятия для большей вовлеченности в культурные мероприятия с использованием персональных рекомендаций на основе предпочтений и интересов;

увеличение количества абитуриентов на творческие специальности

4. Федеральные и региональные учреждения культуры

разрозненность региональных информационных систем;

дефицит возможностей продвижения региональной культуры и этнокультурного достояния регионов

функционирует единая платформа создания и агрегации контента, в которой производится идентификация пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" для регионов;

продвижение мероприятий между регионами производится с использованием модуля организации гастролей ("Биржа гастролей")

проект "Культурный регион, типовое облачное решение"

автоматизированы операционные процессы учреждений и взаимодействие с социальными сетями;

внедрена облачная платформа для уравнивания возможностей учреждений культуры в реализации бесплатных и платных билетов по единым правилам с оффлайн модулем в отсутствие связи;

обеспечены адаптивные сценарии реализации пользовательских интерфейсов с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей в части персонализации и рекомендаций, мультиязычности субъектов Российской Федерации

5. Посетители учреждений культуры (библиотеки, культурно-досуговые учреждения, музеи, театры, парки культуры и отдыха, концертные организации, цирки, зоопарки, кинотеатры, детские школы искусств, организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в сфере культуры)

отсутствие отраслевой специфики, культурной направленности в поисковых системах;

отсутствие актуальных наборов данных для глубинного анализа направлений культуры

обогащение цифрового культурного профиля гражданина;

функционирует единая платформа агрегации и обработки с использованием искусственного интеллекта и генерации персонализированных предложений

проект "Интерактивные культурные помощники"

созданы алгоритмы искусственного интеллекта для генерации персонализированных предложений на основе анализа данных о посещениях гражданином мероприятий в сфере культурного образования и досуга:

культурная программа;

персонализированные предложения по подбору книг;

поиск выставок и мероприятий в учреждениях культуры по предметам музейного фонда, по культурной самобытности народов и этнических общностей Российской Федерации или языковой принадлежности;

интеграции с сервисами других участников отрасли культуры (порталы афиш, билетные операторы, учреждения культуры, социальные сети)

6. Посетители учреждений и мероприятий культуры, регуляторы

несвязность развития информационных систем Минкультуры России и других ведомств;

отсутствие единой отраслевой модели данных;

снижение уровня информационной безопасности из-за длительного проведения аттестации информационных систем;

дублирование сбора, ввода данных в системах

используется итерационная модель проектирования архитектуры цифровых сервисов отрасли культуры;

исключение дублирования функциональности в информационных системах и сервисах за счет повторного использования компонентов единой цифровой платформы "ГосТех";

ввод и сбор данных производится из единого источника для обеспечения актуальности, целостности данных и безопасности систем;

создание, развитие и эксплуатация сервисов и проекты стратегического направления производятся в рамках домена "Культура"

проект "Домен "Культура"

разработаны клиентские пути домена "Культура";

разработаны ключевые сервисы домена "Культура";

в рамках деятельности Правительства Российской Федерации выполнена защита целевой архитектуры домена "Культура" единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";

утвержден план развития домена "Культура";

проведена оптимизация нормативных рисков



Приложение N 5

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации отрасли культуры

Российской Федерации до 2030 года

ПОКАЗАТЕЛИ

ПРОЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДО 2030 ГОДА

Наименование проекта

Наименование показателя

Единица измерения показателя

Значения по годам

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1. Проект "Сервис ГОСБилет"

количество записей о билетах, загруженных в сервис

млн. записей в год

36

216

252

270

288

306

2. Проект "Единый читательский билет"

количество посетителей библиотек, перешедших на использование единого читательского билета

процентов от посетителей

30

35

40

45

50

60

3. Проект "Цифровой культурный профиль"

количество граждан, получивших цифровой культурный профиль

млн. человек

21

24,5

28

35

38,5

42

4. Проект "Культурный регион, типовое облачное решение"

доля субъектов, использующих типовое облачное решение

процентов

30

40

50

55

60

65

5. Проект "Интерактивные культурные помощники"

количество пользователей

млн. единиц

-

-

0,7

1

4

8

количество сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта

штук

-

-

2

3

4

5

6. Проект "Домен "Культура"

количество клиентских путей

штук

2

3

3

4

4

5

количество ключевых сервисов домена

штук

5

7

8

10

11

13

доля российской электронной продукции, используемой при реализации сервисов домена, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации проекта

процентов

42

42,3

42,6

42,7

42,8

42,9

Приложение N 6

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации отрасли культуры

Российской Федерации до 2030 года

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ

КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

Контрольная точка

Срок выполнения

Ответственные исполнители

Ожидаемый результат

I. Проект "Сервис ГОСБилет"

1.

Утверждены функциональные требования, архитектура и сайзинг сервиса

II квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

получено положительное заключение Минцифры России о целесообразности создания и финансирования сервиса

2.

Завершены сбор и обработка данных о билетах на территории Российской Федерации в сервисе "ГОСБилет"

III квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

принято постановление Правительства Российской Федерации об эксперименте по сбору и обработке данных о билетах на территории Российской Федерации в сервисе "ГОСБилет"

3.

Завершена разработка и опытная эксплуатация сервиса (I и II очередь)

III квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

сервис прошел программу и методику испытаний опытной эксплуатации положительно

4.

Сервис запущен в эксплуатацию (I и II очередь)

IV квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждены протокол приемочных испытаний, акты о запуске сервиса в эксплуатацию

II. Проект "Единый читательский билет"

5.

Утверждены функциональные требования, архитектура и сайзинг сервиса

II квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

получено положительное заключение Минцифры России о целесообразности создания и финансирования сервиса

6.

Завершено проектирование решения (техническое и архитектурное проектирование)

II квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждена проектная документация на сервис

7.

Созданы реестр читателя (читательский билет) и база данных книгооборота (внедрение в 3 пилотных регионах)

IV квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

реестр и база данных внедрены в 3 пилотных регионах

8.

Реестр читателя (читательский билет) и база данных книгооборота внедрены в 25 регионах

IV квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

реестр читателей и базы данных внедрены в 25 регионах

9.

Сервис запущен в эксплуатацию

IV квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждены протокол приемочных испытаний, акты о запуске сервиса в эксплуатацию

III. Проект "Цифровой культурный профиль"

10.

Утверждены функциональные требования, архитектура и сайзинг сервиса

II квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

получено положительное заключение Минцифры России о целесообразности создания и финансирования сервиса

11.

Завершено проектирование решения (техническое и архитектурное проектирование)

II квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждена проектная документация на сервис

12.

Созданы реестр цифровых культурных профилей гражданина и база данных активностей в сфере культуры (внедрение в 3 пилотных регионах)

IV квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

реестр и база данных внедрены в 3 пилотных регионах

13.

Созданы сервисы учета активностей в сфере культуры и портфолио "профессионала отрасли" в сфере культуры

IV квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

реестр и база данных внедрены в 3 пилотных регионах

14.

Сервис запущен в эксплуатацию

IV квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждены протокол приемочных испытаний, акты о запуске сервиса в эксплуатацию

IV. Проект "Культурный регион, типовое облачное решение"

15.

Утверждены функциональные требования, архитектура и сайзинг сервиса

II квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

получено положительное заключение Минцифры России о целесообразности создания и финансирования сервиса

16.

Завершено проектирование решения (техническое и архитектурное проектирование)

II квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждена проектная документация на сервис

17.

Сформированы и выданы доступы субъектам к сервису культурного региона

III квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

выдан доступ к сервису в 27 регионах

18.

Сервис запущен в эксплуатацию

IV квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждены протокол приемочных испытаний, акты о запуске сервиса в эксплуатацию

V. Проект "Интерактивные культурные помощники"

19.

Утверждены функциональные требования, архитектура и сайзинг сервиса

IV квартал 2024 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

получено положительное заключение Минцифры России о целесообразности создания и финансирования сервиса

20.

Завершено проектирование решения (техническое и архитектурное проектирование)

II квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждена проектная документация на сервис

21.

Завершена разработка и опытная эксплуатация сервиса

III квартал 2026 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

сервис прошел программу и методику испытаний опытной эксплуатации положительно

22.

Проведено изменение отраслевых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок сбора и обработки данных в области применения искусственного интеллекта

IV квартал 2026 г.

Минкультуры России

внесены изменения в отраслевые нормативные правовые акты

23.

Сервис запущен в эксплуатацию

IV квартал 2027 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждены протокол приемочных испытаний, акты о запуске сервиса в эксплуатацию

VI. Проект "Домен "Культура"

24.

Проведена защита на межведомственной рабочей группе по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных целевой архитектуры домена "Культура" первой итерации

II квартал 2024 г.

Минкультуры России

утвержден протокол межведомственной рабочей группы по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных о согласовании архитектуры домена;

утвержден протокол президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

25.

Завершено проектирование сервисов домена первой итерации

IV квартал 2025 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждена проектная документация;

внесены изменения в ведомственную программу цифровой трансформации

26.

Выполнена реализация сервисов домена первой итерации

IV квартал 2027 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждены протоколы приемочных испытаний, акты о запуске сервисов в эксплуатацию

27.

Проведена защита на межведомственной рабочей группе по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных целевой архитектуры домена "Культура" второй итерации

II квартал 2028 г.

Минкультуры России

утвержден протокол межведомственной рабочей группы по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных о согласовании архитектуры домена;

утвержден протокол президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

28.

Завершено проектирование сервисов домена второй итерации

IV квартал 2028 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждена проектная документация;

внесены изменения в ведомственную программу цифровой трансформации

29.

Выполнена реализация сервисов домена второй итерации

IV квартал 2029 г.

Минкультуры России,

Минцифры России

утверждены протоколы приемочных испытаний, акты о запуске сервисов в эксплуатацию