Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23.06.2020 N АПЛ20-126 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N АКПИ19-988, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке Плещеево озеро, утв. Приказом Минприроды России от 15.03.2012 N 60"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 июня 2020 г. N АПЛ20-126

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Вавилычевой Т.Ю.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.Е., С.К. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Плещеево озеро", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 60,

по апелляционной жалобе административных истцов на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. по делу N АКПИ19-988, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения С.Е. и представителя административных истцов Л., поддержавших апелляционную жалобу, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С, полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) приказом от 15 марта 2012 г. N 60 (далее - Приказ) утвердило Положение о национальном парке "Плещеево озеро" (далее также - Положение).

Нормативный правовой акт 6 апреля 2012 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 23751, 18 июня 2012 г. опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 25 (без приложений к Положению), размещен на официальном сайте Минприроды России (http://www.mnr.gov.ru).

В приложении 1 к Положению указаны координаты поворотных точек границы национального парка "Плещеево озеро" в системе координат МСК-76.

С.Е. и С.К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просили признать приложение 1 к Положению не действующим в части, предусматривающей включение в границы национального парка "Плещеево озеро" земельного участка с кадастровым номером 76:11:000000:82, обозначенного в данном приложении номерами поворотной точки с н784 (координаты межевого знака X 274621,77, Y 1265312,31) по н808 (координаты межевого знака X 274753,68, Y 1263903,57). В обоснование заявления ссылались на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 777 "О национальном парке "Плещеево озеро" (далее - Постановление N 777) и нарушает их право пользования земельным участком по назначению, поскольку режим особой охраны территории национального парка устанавливает существенные ограничения для собственников земельных участков.

В заявлении указано, что земельный участок с кадастровым номером 76:11:000000:82, расположенный по адресу: Ярославская область, Переславский район, с/с Веськовский, приобретен административными истцами по договору купли-продажи от 25 августа 2018 г. Ранее, до 15 декабря 2005 г., он принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования кооперативу "Векса", а после продажи на открытых торгах собственником участка являлось ООО "Веретея". Постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 1997 г. N 270-п "О национальном парке "Плещеево озеро" Правительству Российской Федерации предложено: включить в состав данного национального парка земли общей площадью 23 790 га, в том числе 21 788 га с изъятием у собственников и пользователей земель согласно приложению 1 и 2002 га без изъятия у землепользователей и собственников земель согласно приложению 2; считать нецелесообразным включение территории города Переславля-Залесского в состав национального парка; включить в охранную зону национального парка земли общей площадью 5745 га, в том числе 2188 га - земли города Переславля-Залесского и 3557 га - других собственников и пользователей земель согласно приложению 3. При этом кооператив "Векса" как собственник или пользователь названного земельного участка в перечисленных приложениях не поименован, отсутствует такая информация и в Постановлении N 777.

Минприроды России и Минюст России возражали против удовлетворения административного иска, указав, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, а приложение 1 к Положению не устанавливает и не изменяет границы национального парка "Плещеево озеро", а содержит лишь координаты поворотных точек ранее установленных границ.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления С.Е. и С.К. отказано.

Не согласившись с таким решением, административные истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Полагают, что глава Переславского муниципального округа, на чье постановление от 21 июня 1999 г. N 353 ссылается суд первой инстанции, не имел полномочий по расширению территории национального парка "Плещеево озеро". Утверждают также, что единственным нормативным правовым актом, которым в состав названного национального парка включены земли сторонних землепользователей, является Постановление N 777, однако в нем отсутствует указание на кооператив "Векса" в качестве одного из пользователей земель, входящих в границы этого парка.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минприроды России просит в ее удовлетворении отказать, считая, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, а выводы, приведенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Минюст России в письме от 9 июня 2020 г. N 01-65394/20 поддержал свою позицию по данному делу, изложенную в суде первой инстанции, и просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя министерства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Отказывая С.Е. и С.К. в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по настоящему делу такое основание для признания приложения 1 к Положению не действующим в оспариваемой части отсутствует.

В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей на день издания Приказа) (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Таким органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий, является Минприроды России, которое на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (пункт 1, подпункты 5.2, 5.2.35 ранее действовавшего Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404).

В настоящее время аналогичные полномочия закреплены за Минприроды России в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (пункт 1, подпункты 5.2, 5.2.69).

С учетом изложенного в обжалуемом решении правомерно указано, что Приказ, которым утверждено Положение о национальном парке "Плещеево озеро", издан Минприроды России в пределах имеющихся у него полномочий.

Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приложение 1 к Положению, содержащее координаты поворотных точек границы национального парка "Плещеево озеро" (далее также - Национальный парк), в оспариваемой административными истцами части соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в том числе Постановлению N 777.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1988 г. N 400 "О создании Переславского государственного природно-исторического национального парка в Ярославской области" создан Переславский государственный природно-исторический национальный парк, находящийся в ведении Ярославского облисполкома.

В целях сохранения уникальных природных комплексов в бассейне озера Плещеево (Ярославская область), имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, развития организованного туризма в этом районе, а также приведения правового положения Переславского государственного природно-исторического национального парка в соответствие с Законом об особо охраняемых природных территориях Постановлением N 777 названный национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения, находящейся в ведении и управлении Федеральной службы лесного хозяйства России, и переименован в национальный парк "Плещеево озеро". При этом в пользование национальному парку "Плещеево озеро" предоставлены земли лесного фонда общей площадью 15 271 га, земли водного фонда (озеро Плещеево с прибрежной полосой) общей площадью 5 963 га, земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 554 га; в его границы также включены земли других землепользователей общей площадью 2002 га (пункт 1).

Постановлением главы Переславского муниципального округа от 21 июня 1999 г. N 353 (далее также - Постановление N 353), принятым в соответствии с постановлением главы муниципального округа от 11 февраля 1998 г. N 71, актами на передачу земель лесного фонда национальному парку "Плещеево озеро" от 10 ноября 1998 г. и на основании Постановления N 777, в границы Национального парка включены посторонние землепользователи на общей площади 1803 га. В приложении N 1 к данному постановлению в качестве собственника и пользователя земли общей площадью 21 га указан кооператив "Векса".

11 августа 1999 г. государственное учреждение "Национальный парк "Плещеево озеро" на основании Постановления N 353 зарегистрировало право на бессрочное (постоянное) пользование земельным участком площадью 21 712 га для создания ГУ "Национальный парк "Плещеево озеро", номер объекта 76:11:270101:01, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 76:11:2:846.

Судом первой инстанции правомерно отмечено в решении, что в плане землепользования Национального парка, являющемся приложением к свидетельству о государственной регистрации права, кооператив "Векса" также указан в разделе "Посторонние землепользователи" под номером 8. При этом сведения об установленных в 1998 г. Постановлением N 777 границах Национального парка в 2011 г. были внесены в Государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 76:11:00000082, принадлежавший до 2005 г. на праве бессрочного (постоянного) пользования кооперативу "Векса", включен в границы Национального парка на основании Постановления N 777. Приложение 1 к Положению не устанавливает и не изменяет границы Национального парка, а лишь содержит координаты поворотных точек ранее установленных границ.

Довод апелляционной жалобы о том, что глава Переславского муниципального округа, на чье постановление от 21 июня 1999 г. N 353 ссылается суд первой инстанции, не имел полномочий по расширению территории национального парка "Плещеево озеро", является несостоятельным. Указанным актом Национальному парку во исполнение положений Постановления N 777 в бессрочное (постоянное) пользование переданы земельные участки, расположенные в Переславском муниципальном округе, включая земли посторонних землепользователей. Таким образом, Постановлением N 353 границы национального парка "Плещеево озеро" не устанавливались и не изменялись.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что в Постановлении N 777 отсутствует указание на кооператив "Векса" в качестве одного из посторонних пользователей земель, входящих в границы Национального парка, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции. Как уже отмечалось выше, на основании этого постановления было принято Постановление N 353, в котором кооператив "Векса" указан в качестве одного из посторонних землепользователей, входящих в границы Национального парка.

Поскольку отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречило приложение 1 к Положению в оспариваемой части, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал С.Е. и С.К. в удовлетворении заявленного требования.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Е., С.К. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Т.Ю.ВАВИЛЫЧЕВА