Федеральный закон от 30.12.2015 N 462-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Принят

Государственной Думой

22 декабря 2015 года

Одобрен

Советом Федерации

25 декабря 2015 года

Статья 1

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 50, ст. 6245; 2009, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830; N 30, ст. 4254; 2015, N 27, ст. 3957; N 29, ст. 4380) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 8:

а) в подпункте 2 слова "2) гражданские" заменить словами "2) пилотируемые гражданские", после слов ", за исключением" дополнить словом "пилотируемых", дополнить словами ", а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее";

б) дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) беспилотные авиационные системы, за исключением беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;";

2) в статье 32:

а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.";

б) дополнить пунктами 4 - 6 следующего содержания:

"4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.

5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

6. Беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов.";

3) в статье 33:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2) государственные воздушные суда.";

б) дополнить пунктами 1.1 - 1.4 следующего содержания:

"1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

1.3. Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.";

в) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

4) в пункте 1 статьи 34 слова "При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну" заменить словами "При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему";

5) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:

"1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.";



6) пункт 1 статьи 53 после слов "экипажа гражданского воздушного судна," дополнить словами "за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,";

7) в статье 56:

а) пункт 1 после слова "Экипаж" дополнить словом "пилотируемого";

б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.";

8) в статье 57:

а) пункт 1 после слов "воздушного судна" дополнить словами ", за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,", слово "(летчика)" заменить словами "(летчика, внешнего пилота)";

б) пункт 2:

после слова "Командир" дополнить словом "пилотируемого";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.";

9) дополнить статьей 58.1 следующего содержания:

"Статья 58.1. Права командира беспилотного воздушного судна

Командир беспилотного воздушного судна имеет право:

1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;

2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета беспилотного воздушного судна.";

10) статью 59 изложить в следующей редакции:

"Статья 59. Действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия

Если пилотируемое воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир пилотируемого воздушного судна и другие члены экипажа пилотируемого воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей, а также по обеспечению сохранности пилотируемого воздушного судна и находящегося на нем имущества.";

11) в пункте 1 статьи 67:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. На борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация:";

б) в подпункте 1:

абзац второй дополнить словами "для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации";

абзац четвертый дополнить словами ", за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности";

абзац пятый после слов "при эксплуатации сверхлегких" дополнить словами "и беспилотных";

в) подпункт 2 дополнить словами "пилотируемого воздушного судна";

12) пункт 2 статьи 84 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

"6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.";

13) пункт 3 статьи 86 после слов "Терпящее или потерпевшее бедствие" дополнить словом "пилотируемое";

14) в статье 88:

а) пункт 1:

после слов "потерпевших бедствие" дополнить словом "пилотируемых";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.";

б) пункт 4 после слова "Полеты" дополнить словом "пилотируемых";

15) в пункте 2 статьи 131 слова "максимального взлетного веса" заменить словами "максимальной взлетной массы";

16) в статье 132:

а) наименование после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого";

б) пункт 1 после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого";

в) пункт 2 после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

30 декабря 2015 года

N 462-ФЗ