Решение Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N АКПИ18-1245 "Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 5 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утв. Приказом Минтруда России от 20.03.2018 N 172н"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2019 г. N АКПИ18-1245

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.Н.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н,

установил:

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н (далее - Приказ) утвержден перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее - Перечень). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 27 апреля 2018 г. N 50936, и опубликован 28 апреля 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Согласно пункту 5 Перечня для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, представляется диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 177 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1996 года в области науки и техники" З. присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники. З. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее - Федеральный закон N 21-ФЗ), в удовлетворении которого ему отказано в связи с тем, что премия Правительства Российской Федерации не предусмотрена указанной нормой Федерального закона N 21-ФЗ в качестве основания для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее - ДМО).

З. оспорил пункт 5 Перечня в Верховном Суде Российской Федерации, просит признать его недействующим, указывая на несоответствие его положений подпункту 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 21-ФЗ, в котором словосочетание "государственные премии" изложено со строчной буквы, что, по мнению административного истца, позволяет гражданам, являющимся лауреатами премии Правительства Российской Федерации, претендовать на получение ДМО, а употребление в оспариваемой норме словосочетания "Государственная премия" с заглавной буквы существенно сужает круг лиц, имеющих право на получение ДМО в соответствии с названным законом, лишая тем самым данного права лауреатов премии Правительства Российской Федерации, к которым относится и он.

З., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился.

Его представители Ч. и К.З. поддержали административный иск.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права административного истца.

В судебном заседании представитель Минтруда России Е., представитель Минфина России Ш. и представитель Минюста России С. просили отказать в удовлетворении заявленного требования, поддержав изложенную в возражениях правовую позицию.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсии), определены Федеральным законом N 21-ФЗ.

В соответствии со статьей 7 указанного закона порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации, которое в пункте 2 постановления от 7 июня 2002 г. N 390 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" возложило на Минтруд России полномочия по утверждению перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом N 21-ФЗ по согласованию с Минфином России.

Реализуя предоставленные Правительством Российской Федерации полномочия и в соответствии с подпунктом 5.2.162 пункта 5.2 и подпунктом 10.20 пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России по согласованию с Минфином России издал Приказ, утвердивший Перечень.

Процедура введения в действие и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39).

В определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат. Федеральный закон N 21-ФЗ является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

На исключительную направленность данного закона указывает категория граждан, обладающая правом на ДМО, - это лица, которым присвоены высшие звания Российской Федерации (СССР) и (или) награжденные орденами (при этом лишь отдельными орденами), чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.



По смыслу норм Федерального закона N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области.

Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации не наделено (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Из анализа действующих нормативных правовых актов следует, что в настоящее время в системе государственного премирования учреждены следующие государственные премии Российской Федерации, присуждаемые за выдающиеся достижения: ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", Положение о Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1499); Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства (Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры", Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусств, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485); Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 233 "О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности" вместе с Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, утвержденным этим указом); Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 491 "О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности" вместе с Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности, утвержденным этим указом).

Все приведенные выше премии обладают статусом "Государственной премии", а лицам, которым они присуждены, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации (соответствующей)" и вручается диплом "Лауреат Государственной премии Российской Федерации (соответствующей)", который в соответствии с пунктом 5 Перечня представляется в качестве подтверждения права на дополнительное материальное обеспечение.

В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации учреждаются от имени Правительства Российской Федерации в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.

В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривавшихся актами Президента Российской Федерации.

Из пункта 3 названного Указа следует, что "Государственные премии Российской Федерации" и "иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации" различны по своему статусу, т.е. премии Президента Российской Федерации, несмотря на то, что учреждены указами, статусом "Государственной премии" не обладают.

Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на ДМО, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них.

Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).

Следовательно, при обращении гражданина за получением ДМО, в качестве документов, подтверждающих его право на эту выплату, он должен представить диплом лауреата Государственной премии СССР, диплом лауреата Государственной премии Российской Федерации (РСФС), что и предусмотрено пунктом 5 Перечня.

Доводы административного истца о том, что законодатель при написании слова "государственной" со строчной буквы указывал на присуждение премии государственным органом, а не имел в виду награждение Государственной премией, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

В подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 21-ФЗ словосочетание "государственные премии" употреблено во множественном числе, в связи с чем написано со строчной буквы. В оспариваемой норме Перечня словосочетание "Государственная премия" изложено в единственном числе и указывает на статус премии, учрежденной в соответствии с действующим законодательством и предоставляющей ее лауреату право на назначение и выплату установленного законом ДМО.

Принимая во внимание, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления З. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА