Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.11.2024 N АКПИ24-758 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 N 276"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 ноября 2024 г. N АКПИ24-758

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276 (далее также - Постановление N 276) утверждены методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (далее - Методика расчета ставок пошлин на нефть сырую) и методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (далее также - Методика расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти). Нормативный правовой акт размещен 30 марта 2013 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и 1 апреля 2013 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 13, ст. 1577.

Постановление N 276 действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 г. N 433 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276", которое 4 апреля 2024 г. размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и 8 апреля 2024 г. опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, N 15, ст. 2065.

В пункте 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, приведена формула, согласно которой ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, предусмотренных пунктом 4 этой методики (СтНП), рассчитывается как произведение расчетного коэффициента в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов, определенного согласно приложению (К), и ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, за исключением газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 100 1, рассчитанной в соответствии с Методикой расчета ставок пошлин на нефть сырую (Стнефть) (абзацы первый - пятый) с прибавлением коэффициента (n), применяемого в отношении товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2707 99 910 0, 2707 99 990 0, 2710 12 110 - 2710 12 250 9, 2710 12 310 0, 2710 12 411 0 - 2710 12 590 0, 2710 12 700 0, 2710 12 900 1, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, 2710 19 110 0 - 2710 19 350 0, 2710 19 421 0 - 2710 19 480 0, 2710 19 510 - 2710 19 680 9, 2710 20 110 0 - 2710 20 190 0, 2710 20 310 1 - 2710 20 390 9, 2710 91 000 0 - 2710 99 000 0, 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 0 - 2902 43 000 0 (далее в данном пункте - нефтепродукты), принимаемого со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 г. N 433 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276" равным 0 рублей за тонну при представлении декларантом при таможенном декларировании нефтепродуктов в соответствии с таможенной процедурой экспорта выданного до 1 января 2023 г. ему или, если иное не установлено данным пунктом, лицу, заключившему до 1 января 2023 г. с декларантом договор, предметом которого является поручение на совершение сделки (сделок), в соответствии с которой нефтепродукты вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - комитент), действующего свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в соответствии с которым в 2022 году была осуществлена переработка более 1 млн тонн нефтяного сырья, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, в соответствии с которым в 2022 году было использовано более 450 тыс. тонн полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), либо указанных свидетельств, выданных после 1 января 2023 г. (абзац шестой), в следующих случаях: если до 1 января 2023 г. указанному декларанту или комитенту выдавались такие свидетельства, соответствующие условиям, указанным в абзаце шестом данного пункта, которые в последующем были аннулированы; если декларант владеет на праве собственности производственными мощностями, необходимыми для осуществления технологических процессов по переработке нефтяного сырья, приобретенными в 2022 году на основании договора купли-продажи имущества, заключенного по результатам проведения торгов в рамках несостоятельности (банкротства), сведения о котором указываются в декларации на товары при таможенном декларировании (абзацы седьмой и восьмой).

Общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" (далее также - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца шестого пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, в той части, в которой он устанавливает условия применения коэффициента (n) равным 0 рублей за тонну: если в 2022 году декларантом (комитентом) была осуществлена переработка более 1 млн тонн нефтяного сырья либо использовано более 450 тыс. тонн полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения). По мнению административного истца, оспариваемое положение в указанной части противоречит пункту 8 статьи 4, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности), статье 1, пункту 1 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

В обоснование требования административный истец указал, что имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов (первичная переработка нефти), а также свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и осуществляет переработку нефти и/или газового конденсата, в результате которой получает судовые топлива и сопутствующий продукт - прямогонный бензин (нафта), который поставляет на экспорт. В 2022 году Общество переработало менее 1 млн тонн нефтяного сырья и не имеет возможности производить из полученного прямогонного бензина продукцию нефтехимии путем химических превращений, протекающих при температуре свыше 700 градусов Цельсия, в связи с чем будет обязано уплачивать вывозную таможенную пошлину с учетом расчетного коэффициента в размере 50 тыс. рублей за тонну при стоимости нафты 45 тыс. 569 рублей за тонну. В то же время специализация производства и его мощности не позволяют утилизировать нафту, а географическое расположение - реализовывать ее на внутреннем рынке Российской Федерации.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной таможенной службе (поручение от 26 сентября 2024 г. N ДГ-П51-32086). Минфин России в письменных возражениях на административный иск просил отказать в удовлетворении заявленного требования, указав, что Постановление N 276 издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы Общества в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не создает угрозы нарушения на будущее время его прав и законных интересов.

Представители административного истца А., Б., К., М. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации П., Ш. поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Правительства Российской Федерации как исполнительного органа публичной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

На момент принятия Постановления N 276 аналогичные полномочия были закреплены в статье 23 ранее действовавшего Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 5 статьи 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного дела.

Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот определяет Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе).



Закон о таможенном тарифе в редакции, действовавшей на дату утверждения Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, в пункте 3 статьи 3 установил, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей. В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 3.1 этого закона. На отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации, за исключением товаров, указанных в статье 3.1 данного закона, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и по формулам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе в той же редакции было закреплено, что ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются Правительством Российской Федерации в определяемом этим пунктом порядке, а именно, Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин (включая особые формулы расчета, устанавливаемые в соответствии с пунктом 5 этой статьи), в которых должна учитываться средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 названной статьи. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, по формулам, установленным Правительством Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются на срок один календарный месяц и применяются с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанные на очередной календарный месяц, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня применения указанных ставок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и подлежат применению с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 276 утвердило Методику расчета ставок пошлин на нефть сырую и Методику расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

Таким образом, нормативный правовой акт принят уполномоченным государственным органом в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации не оспариваются административным истцом и проверены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2023 г. N АКПИ23-491.

Статьей 3.1 Закона о таможенном тарифе, определяющей порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в пункте 2 закреплено, что Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, в которых должны учитываться средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) и средняя цена на нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 данной статьи.

Пунктом 6.1 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе закреплены предельные размеры ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанные по формулам, установленным Правительством Российской Федерации, которые в соответствии с пунктом 6.1-1 названной статьи закона не применяются в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о применении повышающего коэффициента при расчете ставки вывозной таможенной пошлины для отдельных категорий лиц, осуществляющих вывоз из Российской Федерации таких категорий товаров. Указанное решение действует в течение определенного им срока.

Под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона о таможенном тарифе понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.

Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляются в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Законом о таможенном тарифе. Порядок предоставления тарифных льгот, установленных названным законом, определяется Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 4 статьи 34 Закона о таможенном тарифе).

Определив в пункте 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, повышающий коэффициент (n), а также условия, при которых он является равным 0 рублей или 50 тыс. рублей за тонну, Правительство Российской Федерации действовало в рамках предоставленных ему Законом о таможенном тарифе полномочий.

Закон, который устанавливал бы отличные от приведенных в оспариваемой норме условия, при которых повышающий коэффициент (n) является равным 0 рублей или 50 тыс. рублей за тонну, отсутствует.

Приведенное в оспариваемой норме требование к наличию действующих свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов, либо о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдача которых предусмотрена статьями 179.3 - 179.7 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет разграничить производителей-собственников производимых мощностей (владельцев активов, доли в активах) по переработке нефтепродуктов, осуществляющих операции с прямогонным бензином, от посредников, не имеющих таких мощностей, но также совершающих операции с прямогонным бензином, и предоставляет право налогоплательщикам применять предусмотренные пунктами 13 - 15 статьи 201 и статьей 203.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты при уплате акцизов в случае вывоза товаров, полученных из нефтепродуктов, за территорию Российской Федерации.

Не могут быть признаны состоятельными доводы административного истца о противоречии оспариваемого положения пункту 8 статьи 4, пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, пункту 1 части 1 статьи 12 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, статье 1, пункту 1 статьи 9 ТК ЕАЭС.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 декабря 2000 г. N 294-О, наделение федеральным законом Правительства Российской Федерации правом устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин направлено на своевременное устранение разницы между постоянно меняющимися ценами на мировом рынке и ценами на отечественную экспортную продукцию, обеспечение внутреннего рынка товарами, вывоз которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере установления ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются федеральным законом. Применительно к различным видам таможенных пошлин закон может устанавливать как размеры ставок, так и критерии, условия, согласно которым они определяются, делегируя соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации. Наделение Правительства Российской Федерации правом устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин исключительно в качестве мер оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности осуществлено с учетом правовой природы исполнительной власти, конституционных полномочий Правительства Российской Федерации в сфере экономики, бюджетной, финансовой, налоговой и таможенной политики, непосредственно предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статья 114, пункты "а", "б", "ж" части 1), а также возложенных на него Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Правительство Российской Федерации призвано оперативно реагировать на изменения условий внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.

Вопреки доводам административного истца, действия Правительства Российской Федерации при издании оспариваемого нормативного правового акта и установлении повышающего коэффициента (n), имеют целью не на поддержку крупнейшего бизнеса и дискриминацию производителей небольших объемов товаров, выработанных из нефти, а являются исключительно мерой оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленной на обеспечение экономической безопасности государства в условиях нестабильной геополитической обстановки и резких колебаний макроэкономических показателей, влияющих на производственные показатели отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, которые могут привести к необоснованному росту оптовых цен на основные виды нефтепродуктов, рискам создания локальных дефицитов топлива и снижению усилий Правительства Российской Федерации по сдерживанию роста розничных цен на моторное топливо для конечных потребителей на уровне, близком к общей инфляции в стране, а также исключения деятельности недобросовестных участников рынка, использующих возможность за счет низких внутрироссийских цен на моторное топливо, в отношении которого производителем был возмещен демпфер, получить дополнительную и необоснованную экономическую выгоду, реализовав моторное топливо, приобретенное на внутреннем рынке, на экспорт по высоким мировым ценам.

Принимая во внимание, что оспариваемое положение абзаца шестого пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Л.А.КАЛИНИНА

С.И.КУЗЬМИЧЕВ